Новые течения в художественной культуре.

Еще в конце XIX в. в духовной жизни общества передовых стран мира начали распро­страняться ощущения кризиса, близких коренных перемен, в том числе в сфере культуры. Отражением этих настроений стало за­рождение течения, названного модернизмом (термин подчеркивал современность этого течения). Модернизм не имел единой идей­но-художественной программы, но всех его сторонников объ­единяло неприятие в той или иной степени реализма в искусстве, поиск новых художественных форм и средств.

Направлениями модернизма стали импрессионизм, постимпрес­сионизм, символизм. Наиболее популярными стали произведения французских художников-импрессионистов Э. Мане, Э.Дега, О. Ре­нуара, К. Моне и др. Представителями постимпрессионизма счита­ются В. Ван Гог, П. Сезан, П. Гоген. Оба эти течения отличает осо­бое отношение к цвету, стремление передать все его, иногда не видимые глазу оттенки.

Самые смелые поиски новых художественных форм вели пред­ставители течений, объединявшихся под общим понятием аван­гардизм. Примерами авангардизма были течения кубизма, фовиз­ма, экспрессионизма, супрематизма, футуризма, сюрреализма и др. Первые шаги абстракционизма связаны с именами русских художников начала ХХ в. В. Кандинским, К. Малевичем, М. Ларио­новым и др. Наиболее выдающимися представителями авангардист­ских направлений стали художники П. Пикассо (кубизм), А. Ма­тисс (фовизм), Э. Нольде (экспрессионизм), С.Дали (сюрреализм). Во многих произведениях этих живописцев нашли отражение со­циально-политические противоречия того времени. Например, од­ним из страшных символов эпохи стала картина Пикассо «Герни­ка», посвященная памяти жителей испанского городка, погиб­ших при его бомбардировке немцами в 1937 г.

Новое качество приобретали и произведения, создававшиеся в рамках реалистических традиций. Например, всемирную извест­ность получила монументальная живопись мексиканских худож­ников Д. Риверы, Х К. Ороско, А.д. Сикейроса. Их огромные фрес­ки на стенах административных и общественных зданий расска­зывали об истории народов Латинской Америки, об их борьбе за национальное и социальное освобождение.

Особым направлением в культуре конца XIX - ХХ вв. стал стиль модерн. Его последователи считали, что прекрасное создает искус­ство, которое и должно привносить это прекрасное в жизнь. Важ­ным считалось соединение, синтез разных искусств (архитекту­ры, живописи, декоративно-прикладного искусства). Творец-уни­версал создавал свое про изведение от начала до конца, напри­мер от проектирования и строительства здания до оформления его внутреннего интерьера. Особенно ярко стиль модерн проявил­ся в архитектуре и выразился в соединении элементов различных стилей.

Позже в 20 - 30-е гг. ХХ в. распространились течения рациональной, функциональной архитектуры. В России они получили


название конструктивизма. Появлению этих течений способство­вали распространение новых строительных материалов (железо­бетон, прочное стекло), необходимость быстрой массовой заст­ройки. В этих течениях главное значение имела простота, рацио­нальность здания. Дома имели правильную геометрическую фор­му, плоскую крышу. Архитекторы проектировали типовые зда­ния, целые жилые, административные, промышленные комп­лексы. Самым знаменитым мастером функционализма стал фран­цуз Ш.Ле Корбюзье.

Литература.

В литературе начала ХХ в. продолжали во многом господствовать идеалы реализма. Многие писатели обращались к социальной тематике, критиковали капиталистическое общество (французы Р. Ролан и А. Франс, американец Т.Драйзер и др.).

После Первой мировой войны приобретает популярность ли­тература «потерянного поколения». Впервые это определение было дано при характеристике романа американца Э. Хемингуэя «И вос­ходит солнце» (1926). Наиболее известные произведения «поте­рянного поколения» были созданы немцем Э. М. Ремарком («На Западном фронте без перемен») и англичанином Р. Олдингтоном (« Смерть героя»). В них отражается протест против войны, бес­смысленной бойни, страшного своей обыденностью истребления людей. В этих произведениях содержатся также сожаление об утра­ченных идеалах и ценностях, ностальгия о довоенной жизни. Дру­гих писателей привлекала активная борьба против неравенства и несправедливости, за свободу. Идеалы такой борьбы характерны, например, для романа француза А. Барбюса «Огонь».

В послевоенный период в литературу широко начали прони­кать авангардистские течения. Например, в поэзии сторонники этого течения экспериментировали с формами и размерами стиха и т.д. Тогда же были опубликованы крупные художественные про­изведения авангарда, такие как романы американца Д.Джойса «Улисс», француза М. Пруста «В поисках утраченного времени», австрийца Ф. Кафки «Америка»., «Замок», «Процесс» и др. В этих произведениях исчезала грань между реальностью и фантазиями и видениями героев, порожденными одиночеством и беззащитнос­тью перед жестоким миром.

Популярность получает жанр антиутопии. Многие авторы (Е. За­мятин, О.Хаксли, позже Д Оруэлл) создают фантастические про­изведения, рисующие антигуманный мир, в котором человек пол­ностью подчинен государству.