Общественное мнение в годы войны.

Государственное регулирование экономики.

Во всех воюющих странах для регулирования экономики были созданы государствен­ные военно-экономические управления, которые поставили под свой контроль промышленность и сельское хозяйство. Государ­ственные органы распределяли заказы и сырье, распоряжались продукцией предприятий. Эти органы не только руководили про­изводственным процессом, но и регулировали условия труда, зар­плату и т.д. В целом государственное вмешательство в экономику в годы войны дало зримый эффект. Это породило представление о благотворности такой политики.

В России относительно слабое развитие тяжелой индустрии не могло не сказаться на снабжении армии. Несмотря на перевод ра­бочих на положение военнослужащих, рост военной продукции на первых порах был незначителен. Поставка вооружения и бое­припасов от союзников осуществлялась в крайне ограниченном количестве. Для налаживания военного производства правитель­ство перешло к секвестрованию (передаче государству) крупных военных заводов и банков. Для собственников это явилось колос­сальным источником доходов.

Когда выявились крупные злоупотребления чиновников в снабжении фронтов всем необходимым, правительство пошло на создание комитетов и совещаний, которые должны были заниматься военными заказами. Но на практике это привело лишь к распределению военных заказов и выдаче денежных суб­сидий.

Из-за массовой мобилизации крестьян в армию в России резко сократился сбор хлеба, и возросла стоимость его обработки. Значи­тельная часть лошадей и рогатого скота также была реквизирова­на в качестве тягловой силы и для питания армии. Продоволь­ственное положение резко ухудшил ось, процветала спекуляция и росли цены на товары первой необходимости. Начался голод.

Начало войны вызвало взрыв патриотических чувств во всех воюющих странах. Проходили мас­совые митинги в поддержку действий правительства. Однако уже к концу 1915 г. настроение населения воюющих стран стало посте­пенно меняться. Всюду росло стачечное движение, усиливалась оппозиция, в том числе парламентская. В России, где военные поражения 1915 г. резко обострили внутриполитическую обстанов­ку, этот процесс протекал особенно бурно. Поражения вызвали у думской оппозиции желание вновь начать борьбу с самодержав­ным режимом, «не умеющим вести войну». Несколько думских групп во главе с партией кадетов объединились в «Прогрессивный блок», целью которого стало создание кабинета общественного доверия, Т.е. правительства, опирающегося на думское большин­ство.

Активизировалась деятельность групп в социал-демократических партиях, с самого начала выступавших с разной степенью категоричности против войны. 5-8 сентября 1915 г. состоялась Циммервальдская конференция таких групп. В ее работе участво­вало 38 делегатов из России, Германии, Франции, Италии, Бол­гарии, Польши, Швеции, Норвегии и Нидерландов. Они высту­пили с заявлением против войны, призвали народы к миру. Око­ло трети делегатов во главе с лидером российских большевиков В.И.Лениным посчитали этот призыв слишком мягким. Они вы­сказались за превращение «империалистической войны в войну гражданскую», воспользовавшись тем, что в руках миллионов «про­летариев» находится оружие.

На фронтах все чаще происходили случаи братания солдат про­тивостоящих армий. Во время стачек выдвигались антивоенные лозунги. 1 мая 1916 г. в Берлине на массовой демонстрации лидер левых социал-демократов К.Либкнехт выступил с призывом «До­лой войну!».

В многонациональных странах усиливались национальные вы­ступления. В июле 1916 г. в России началось Среднеазиатское вос­стание, окончательно подавленное лишь в 1917 г. 24 - 30 апреля 1916 г. вспыхнуло Ирландское восстание, жестоко подавленное англичанами. Происходил и выступления в Австро-Венгрии.