Архитектура.

Развитие образования.

В правление Александра I в России была создана единая система, включавшая начальное, среднее и выс­шее образования. В дальнейшем происходило ее постепенное ста­новление и совершенствование. Но только реформа 1861 г. дала толчок для качественного рывка в развитии образования. Быстро увеличивается сеть начальных школ. Они делились на церковно­приходские школы, народные училища Министерства народного просвещения и земские школы. Наилучшее образование давали земские школы с трехгодичным обучением. Основными типами средних школ были гимназии и реальные училища.

Получило дальнейшее распространение высшее образование.

К существующим 7 университетам прибавилось еще 2 - в Одессе и Томске. Увеличилось и число студентов. Университеты объеди­няли крупные научные силы. Наиболее быстрыми темпами рас­пространялось высшее техническое образование. Было открыто Высшее техническое училище в Москве, политехнические инсти­туты в Риге, Киеве, Варшаве, технологические институты в Харь­кове и Томске, электротехнический институт в Петербурге. Зна­чительным достижением было открытие высших женских институ­тов - Бестужевских курсов и женского Медицинского института в Петербурге, Высших женских курсов в Москве.

Выросло число публичных библиотек, образовывались коми­теты грамотности. Во второй половине XIX в. ученые России доби­лись крупных успехов почти во всех областях знания.

Литература.

XIX век - самый блестящий период в истории русской литературы. В это время были созданы творения, полу­чившие всемирное признание.

Литературная жизнь в начале века характеризовалась борьбой между старым и новым. Уходящим литературным направлением был классицизм. Затем появляются новые направления - сентимента­лизм, романтизм. В 20 - 30-е гг. XIX в. господствующие позиции за­нимает критический реализм, прославивщии русскую литературу.

В первой половине XIX в. творили великие русские поэты и писатели А. С. Пушкин, М. Ю.Лермонтов, Н. В. Гоголь. Популярнейшими литераторами середины - второй половины XIX в. были И. С. Тургенев, Н.А. Некрасов и др. Л. Н. Толстой, Ф. М.Достоев­ский, А. П. Чехов оставили неизгладимый след не только в отече­ственной, но и в мировой литературе.

В начале XIX в. русские зодчие обогатили неоклас­сицизм ХVIIIв. национальными чертами, создав стиль русского классицизма. Выдающимся русским зодчим был А. Н. Воронихин. Он создал Казанский собор - сооружение монументальное и вели­чественное, органически вошедшее в ансамбль Невского проспекта Петербурга. А.Д. Захаров известен как автор уникального здания Главного адмиралтейства, для композиции которого характерна четкая, законченная ритмическая система. Ряд градостроительных архитектурных работ огромного масштаба выполнил также веду­щий мастер этого времени К. И. Росси. Ему принадлежит создание многих дворцов Петербурга и других городов. Черты триумфаль­ной приподнятости, особой мажорности архитектуры - особен­ность стиля позднего русского классицизма.

С 30-хгг. XIX в. все более распространенным становится так называемая эклектика - смешение разных архитектурных сти­лей. Своеобразный «русско-византийский стиль» был присущ К. А. Тоту - автору храма Христа Спасителя в Москве, Никола­евского (Ленинградского) вокзала и многих других сооружении.

Во второй половине XIX в. строительство приобрело огромный размах. Сооружались фабричные здания, магазины, банки, вокза­лы, жилые дома, театры, музеи; внедрялись новые материалы (цемент, железные конструкции). Продолжалось господство эк­лектики. В 70-80-х гг. XIX в. архитекторы в поисках национально­го стиля обратились к народному прикладному искусству и па­мятникам русского зодчества ХVII в. Наиболее значимыми пост­ройками этого стиля стали здания Исторического музея (А. А. Се­менов и В. О. Шервуд), Верхних торговых рядов (ГУМ) (А. Н. По­меранцев, инженер В. Г. Шухов), храм Спаса на крови в Петербур­ге на месте убийства Александра II (А. А. Парланд) и др.