Формирование системы эталонов формы.
Формирование системы эталонов ориентации. Ориентация имеет большое значение для восприятия определённой формы. Изменение ориентации может затруднять или искажать восприятие формы.
Материал.
Первый. На рисунке изображены 4 прямоугольника (10 на 30 мм.); один из них большей стороной повёрнут горизонтально, второй вертикально, а третий и четвёртый занимают промежуточное положение между горизонтальной и вертикальной ориентацией (рис. 11, прил. 1).
Второй. На рисунке изображены 7 прямоугольников, 2 из которых повёрнуты большей стороной горизонтально, 3 – вертикально, и 2 занимают промежуточное положение.
Третий. На рисунке изображено неупорядоченное множество прямоугольников (10 на 30 мм.), имеющих разнообразную ориентацию.
Четвёртый. Наборы предметных изображений, ориентированных по-разному в отношении к горизонтальной линии.
Ход выполнения задания. Первое и второе.
Педагог кладёт на лист бумаги прямоугольники – образцы и просит ребёнка найти на рисунках прямоугольники, которые ориентированы на плоскости точно так же, как образцы. Ребёнок должен научиться находить соответствующую ориентацию прямоугольников не только по образцу, но также по памяти и по словесному описанию.
Третье. Более сложное задание – нахождение заданной ориентации прямоугольника среди неупорядоченного множества ориентаций.
Четвёртое. Зрительный поиск определённым образом ориентированных предметных изображений по представленному в поле зрения образцу, по памяти и по словесной инструкции.
Формирование эталонов формы осуществляется не только при непосредственном рассматривании той или иной формы, но также в процессе зрительного поиска изображений определённой формы в условиях вариативности других признаков: светлоты, контраста, цвета, размера, ориентации, местоположения.
Материал.
Первый. На рисунке изображены квадрат, круг и треугольник приблизительно одинакового углового размера; фигуры могут быть контурными (ширина линии 2 мм.) и заполненными чёрным цветом (рис. 12, прил. 1).
Второй. На рисунке изображены рядом круг и овал, квадрат и прямоугольник, 2 разных треугольника.
Третий. На рисунке представлен набор прямоугольных, округлых и остроугольных геометрических фигур (рис. 13, прил. 1).
Четвёртый. Наборы форм предметных изображений (прямолинейные и криволинейные) с разнообразными признаками (рис. 14, 15, 16, прил. 1 и рис. 17, прил. 2).
Ход выполнения задания.
Первое. Рассматривание, запоминание и называние контурных и заполненных геометрических фигур.
Второе. Зрительный поиск на рисунке изображений по образцу, по памяти и словесному обозначению; сравнение фигур попарно, нахождение сходства и различий.
Третье. Зрительный поиск фигур по образцу, по памяти и по словесному обозначению.
Четвёртое. Зрительный поиск изображений, одинаковых по форме и отличающихся по цвету, размеру и ориентации; зрительный поиск изображений, разных по форме, но одинаковых по цвету; зрительный поиск изображений, одинаковых по форме и цвету, форме и размеру, форме, ориентации и т. д.; называние всех сенсорных признаков предметных изображений и объединение их в целостный образ.