Народнические организации.

Народничество.

В 60-70-х гг. XIX в. в печати широкое распространение получили народнические взгляды. Организации народ­ников выражали интересы пореформенного крестьянства, при­держивались социалистической идеологии. Народники пытались найти отличный от буржуазного путь развития страны. Происхож­дение крестьянского социализма народников восходит к идеям А. Герцена и Н.Г.Чернышевского.

Среди народников большой популярностью пользовались взгляды П. Л.Лаврова, М. А Бакунина и П. Н Ткачева. П. Л. Лавров, профессор артиллерийской академии, считал, что молодежь долж­на посвятить себя борьбе за общественный прогресс, за осво­бождение народа. Он придерживался взгляда, что историю дви­гают критически мыслящие и борющиеся личности. Мысли Лав­рова о тщательной подготовке к революции оказали большое влияние на формирование революционного мировоззрения народников.

М.А Бакунин принимал участие в революционных событиях в Германии и Австрии, где был приговорен к смертной казни, за­мененной пожизненным заключением. Выданный России, Баку­нин был сослан в Сибирь, откуда бежал. Он выступал против любой государственности, тем самым, отрицая политическую борьбу, которая, по его мнению, не приносит никакой пользы револю­ции. Бакунин считал, что народ всегда готов к бунту и задача ин­теллигенции поднять его на восстание.


Журналист Ткачев, напротив, предполагал силами сплочен­ной революционной организации захватить власть, после чего провести социалистические преобразования.

Важнейшей своей задачей народники начала 70-х гг. XIX в. счи­тали вовлечение народа в революционную борьбу. В это время складывается учение, соединившее положения Лаврова и Бакунина, которое предполагало, что передовая интеллигенция должна жить народной жизнью, вести работу в народе, создавать в деревнях кружки из активных крестьян и организовывать связи между та­кими кружками. Подобные идеи стали толчком к «хождению в на­род».

Начало массового «хождения в народ» относится к весне 1874 г.

Пропагандой было охвачено около сорока губерний, главным образом в Поволжье и на юге России. В 1875 и 1876 гг. «хождение в народ» продолжалось. Но опыт первого года показал, что кресть­янство не воспринимает социалистические призывы. Тогда народ­ники стали уделять больше внимания разъяснению текущих нужд народа. Но все попытки поднять народ на борьбу успеха не имели.

После «хождения в народ» в 1876 г. в Петербурге возникла организация «Земля и воля». Своей общей задачею землевольцы ставили создание массовой крестьянской организации для Подготовки революции. Активными деятелями «Земли и воли» были А.Д. Михайлов, Г. В. Плеханов, с.л. Перов­ская и др. Развитие организации было связано с изданием печат­ного органа «Земля И воля», давшего название всему обществу.

Главное место в деятельности землевольцев занимала револю­ционная пропаганда. Кроме того, способом революционной аги­тации был и террор. Целью каждого террористического акта было привлечение внимания народа, пробуждение его активности. Тер­рористические акты служили землевладельцам и способом дезорга­низации правительства, а также ответом на репрессии со стороны властей. Постепенно землевладельцы от пропагандистской работы все больше переходили к террору. Продолжая заявлять о решающей роли народа в революции, они видели в террористических актах первые признаки революции. Росла популярность идей Ткачева.

В марте 1879 г. группа сторонников активной городской, политической деятельности объявила себя Исполнительным комитетом «Земли и воли». «Деревенщики» - сторонники пропаганды на селе – все более теряли свой авторитет. В организации складывается устойчивое мнение о цареубийстве как о цели, прямо отвечающей задачам революции.

2 апреля 1879 г. землеволец А. К. Соловьев совершил неудачное покушение на Александра П. Летом 1879 г. состоялись съезды «Земли и Воли» в Липецке, Воронеже, Петербурге. «Земля и воля» распа­лась на две организации - «Черный передел» и «Народная воля» «Черный передел» во главе с Плехановым продолжал агитацию в деревне, но скоро был разгромлен полицией, а его участники оказались в эмиграции.

В программных документах «Народной воли» выдвигались зада­чи освобождения народа от «гнета современного государства», осуществления «политического переворота с целью передачи вла­сти народу» и провозглашения «традиционных принципов, глав­ные из которых право народа на землю, общинное и местное са­моуправление, свобода совести и слова». Ближайшей целью наро­довольцев было свержение самодержавия и передача власти Учре­дительному собранию, избранному на основе всеобщих выборов.

Развертывая политическую борьбу в условиях отсутствия под­держки со стороны народа, народовольцы все больше и больше обращались к террору. В ноябре 1879 г. они взорвали поезд с цар­ской свитой, Идущий впереди царского. В феврале 1880 г. С. Н. Хал­турин организовал взрыв в Зимнем дворце. Снова лишь чудо спас­ло жизнь Александру II - император случайно опоздал к обеду. Местные организации «Народной воли» провели ряд террористи­ческих актов против представителей администрации и жандарм­ских офицеров.

1 марта 1881 г. Александр II был смертельно ранен взрывом бомбы, брошенной народовольцем И. И. Гриневицким. Однако, затратив огромные усилия на подготовку и осуществление царе­убийства, народовольцы оказались неподготовленными к каким-либо дальнейшим действиям по изменению существующего строя.

После событий 1 марта роль «Народной воли» В революционной борьбе начинает падать. В движении начался Идейный разброд. Уча­стились случаи провалов. В 1884 г. основной костяк организации рас­пался, хотя отдельные группы еще долго продолжали действовать.