Начало промышленного переворота.

Промышленный переворот и его последствия

ТЕМА 10 СТРАНЫ ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ В XlX В.

Колонизаторы в Индии.

С ХУ! в. в Индию стали проникать пор­тугальские и голландские колонизаторы. Португальцы захватили несколько баз на ее побережье, но для продвижения в глубь стра­ны у них не хватило сил. Ко второй половине ХУП в. голландцы отвоевали большинство португальских баз в Индии. Но наиболее удачливыми в плане проведения колониальных захватов оказа­лись англичане. В начале ХУП в. они получили у монгольского пра­вительства разрешение временно обосноваться в Бомбее. Позднее англичане построили укрепленный город Калькутту. В последней трети ХVII в. в Индии появились французы. Центром их деятель­ности стал город Пондишери.

Прологом английским завоеваниям в Индии послужило сопер­ничество англичан с французами. Губернатор Пондишери Дюп­лекс создал войско из индийских наемников (сипаев), которое использовал для захватов в Декане (Центральная Индия). Успехи французов обеспокоили англичан, и они стали создавать такие же сипайские части и оказывать военную помощь противникам Франции.

В 1758 г. англичане под командованием Клайва разгромили войска правителя Бенгалии, которая оказалась в руках англичан. Ис­ход англо-французского соперничества в Индии решила Семи­летняя война (1756-1763). За Францией было сохранено право торговать с Индией, владеть городом Пондишери и несколькими другими пунктами на побережье, но она должна была вывести из Индии войска и срыть все оборонительные сооружения. Вскоре Англия приступила к покорению всей Индии. Англичане навязы­вали индийским князьям военные союзы. Последствием этих до­говоров было установление над княжествами английского владычества.

 

Технические достижения. В конце ХVIII в. в промышленности ряда стран Европы начался переход от мануфактурной стадии с ее ручной техникой к фабричной системе производства. Этот переход называется промышленным переворотом, повлекшим за собой важные последствия.

Промышленный переворот начался в Англии в последней трети ХVIII в. Потребности развития мануфактур способствовали ряду изобретении в области механики. В 1733 г., например, был изоб­ретен «летучий челнок» для выделки сукна, что значительно ус­корило производство тканей. Изобретение это стимулировало ра­боту прядильщиков: вскоре была создана машина, прявшая нить без участия человека. Несколько лет спустя Дж. Харгривсом была изобретена знаменитая прялка «Дженни», а еще через несколько лет в Англии появилась первая прядильная фабрика, на которой машины работали с помощью водяного колеса.

В других отраслях промышленности тоже в это время произош­ли существенные изменения. В 1765 г. Джеймс Уатт построил па­ровую машину, а спустя шесть лет усовершенствовал ее. Изобре­тение паровой машины привело со временем к повсеместному распространению фабрики.

Для работы машин нужен был уголь, поэтому стала усиленно развиваться его добыча. Возросла потребность в металле, что при­вело к усовершенствованию металлургии. Острая конкуренция предпринимателей в XIX в. потребовала от владельцев предприя­тий постоянного внедрения на производстве последних достиже­ний науки. Накопленные знания позволили получить из угля кокс и с его помощью резко снизить затраты при производстве чугуна.

Еще в 1722 г. французский естествоиспытатель А.Реомюр от­крыл секрет производства стали. Рецепты Реомюра стали осуще­ствимыми после того, как в 1856 г. англичанин Г Бессемер нашел способ продувания воздуха через горячий чугун с целью выгора­ния из него излишнего кислорода и превращения в сталь. Практи­чески одновременно братья Э. и П. Мартены создали специальную печь для восстановления чугуна, названную их именем.

В 1825 г. Дж. Стефенсон провел пассажирский состав. Протя­женность железных дорог росла очень быстро. В 1830 г. стокилометровый рельсовый путь связал Манчестер с Ливерпулем. А к 1850 г. Англия покрылась сетью железных дорог общей протяженностью 50 тыс. км. Железнодорожная лихорадка способствовала быстрому развитию металлургии, машиностроения, паровоза и вагоностроения.