Патриарх Никон и раскол в Русской православной церкви.
Преобразования в армии.
Для абсолютистского государства характерна постоянная забота об армии. В ХVII в. возникла необходимость в создании постоянной армии.
Первые полки нового (иноземного) строя - солдатские, рейтарские и драгунские - появились при Михаиле Федоровиче. Солдаты сражались в пешем строю, рейтары - в конном, а драгуны - как в пешем, так и в конном строю. Основную массу рейтар составляли мелкие дворяне, в солдаты и драгуны принимали всех «охочих людей». Казна обеспечивала солдат, рейтар и драгун вооружением, лошадьми и платила жалованье.
С 40-х гг. ХVII в. в драгуны стали записывать крестьян. Им оставляли землю, но за службу освобождали от налогов и повинностей. Затем стали комплектовать солдатские полки из числа «даточных людей». Каждые 20 - 25 крестьянских дворов должны были выделить одного даточного, служившего пожизненно (или до получения тяжелого увечья). Это явилось прообразом рекрутских наборов Петра 1.
Несмотря на преобразования, армия по-прежнему имела непостоянный характер. Полки нового строя тонули в огромной массе стрельцов, казаков, служилых людей, к которым во время войны; присоединялись иррегулярные отряды татар, башкир, калмыков и др.
Тем не менее, к 1680 г. в России был уже 41 солдатский полк и 26 рейтарских и копейных полков. Стрельцов насчитывалось около 20 тыс. человек. Армия постепенно избавлялась от наемных иноземных офицеров. Русские капитаны, майоры и подполковники окончательно вытесняют иностранцев. Появились и первые русские генералы.
В царствование Алексея Михайловича была сделана и попытка создания флота. Первая эскадра Каспийского флота, состоявшая из корабля «Орел», яхты, двух шлюпок и одного челнока, создавалась в селе Дединово на Оке.
В 1652 г. патриархом был провозглашен Никон - энергичный и авторитетный деятель, имевший громадное влияние на царя. Весной 1653 г. патриарх начал проведение церковных реформ. Их целью были укрепление церковно-политических связей России с православными землями (книги и обряды исправлялись по греческим образцам) и унификация культа.
Значительная часть русского духовенства выступила против нововведений. В церкви возник раскол, главой которого стал протопоп Аввакум. Отделившиеся - раскольники-староверы - настолько не переносили своих прежних братьев по вере (никонианцев), что даже не хотели есть и пить из одной с ними посуды и ходить в те церкви, где служили по новым книгам.
К расколу примкнула часть как низшего духовенства, протестовавшего против усиления гнета со стороны церковной верхушки, так и высшего, недовольного стремлением Никона к централизации и его самоуправством. Основную часть сторонников «старой веры» составляли посадские люди и крестьяне. Они связывали ухудшение своего положения и усиление крепостничества с нововведениями в церкви. Многие бежали в глухие леса Поволжья и севера, на юг, в Сибирь.
При поддержке царя Алексея Михайловича Никон начал проводить исправление богослужебных книг, изменил некоторые обряды (двоеперстие было заменено троеперстием, во время церковных служб «аллилуйю» стали произносить не дважды, а трижды и т.д.). Реформа затрагивала внешнюю, обрядовую сторону религии. Но вскоре выяснилось, что Никон стремился использовать реформу для усиления власти патриарха.
Постепенно между царем и патриархом назревали разногласия. Заявляя, что «священство выше царства», Никон пытался противопоставить власть патриарха власти царя. В 1658 г. произошел открытый разрыв. Никон уехал в основанный им Новоиерусалимский Воскресенский монастырь под Москвой. Он рассчитывал, что царь вернет его, но этого не случилось. В 1666 г. в Москве был созван большой церковный собор. Перед ним предстали патриарх Никон и протопоп Аввакум. Собор лишил Никона сана патриарха. Он был сослан в Ферапонтов монастырь, а затем переведен в Кирилло-Белозёрскую обитель. В 1681 г. Никону разрешили вернуться, но в пути он скончался. Были отлучены от церкви, преданы анафеме как еретики и староверы. Протопопа Аввакума отправили в заточение, а позже он был сожжен заживо.