ТЯЖЕЛА ТЫ, ШАПКА МОНОМАХА

 

Из предыдущих глав мы узнали, что постановка целей, выработка стратегий, планирование и контроль являются первой обязанностью руководителей. Поэтому сейчас пора выяснить, кто такие руководители и какие функции они выполняют; какие существуют типы руководителей;

каковы качества, необходимые современному руководителю; что собой представляет лидер, в чем его отличия от менеджера и какую роль он играет в коллективе.

НА ТО ОНО И НАЧАЛЬСТВО...

 

Руководитель и особенности его работы

• Функции руководителей

 

Руководитель — это лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей, которые в обязательном порядке должны ему подчиняться и в рамках, определенных полномочиями, выполнять все его требования. Сам руководитель может брать на себя функции исполнителя лишь для того, чтобы разобраться в специфике проблемы.

Древнеримский политический деятель, оратор и писатель Цицерон так говорил о руководителях: «Направлять, приказывать то, что справедливо, полезно, согласно с законами, таковы задачи должностных лиц».

Сегодня главная задача руководителя состоит в том, чтобы осуществлять организаторскую работу, представляющую собой особый вид творческой деятельности. По мере увеличения сложности объекта управления и уровня должности, роль творческого подхода увеличивается.

Работа руководителя интересна. В крупной организации ему приходится выполнять в течение рабочего дня самую разнообразную деятельность (до двухсот видов). Он часто бывает в других городах и странах, общается с самыми разными людьми — подчиненными, коллегами, партнерами, политиками, общественными деятелями, акционерами и т.п. И к каждому из них необходимо подобрать свой «ключик».

Эта работа предоставляет широкие возможности для развития личности; она престижна, приносит уважение окружающих (чем руководитель выше рангом, тем значительнее он выглядит в глазах подчиненных и в своих собственных). Наконец, она просто увлекательна.

Считается, что современный руководитель в системе управления выполняет следующие основные функции:

Во-первых, стратегическую, заключающуюся в постановке целей организации и руководстве процессом планирования. В обычных условиях она считается главной.

Во-вторых, экспортно-инновационную, тесно связанную с предыдущей. В процессе ее реализации руководитель направляет разработку и внедрение новых видов продукции и услуг, создает условия для необходимых организационных преобразований, консультирует подчиненных.

В-третьих, административную, объединяющую целый ряд подфункций. К ним относятся: контрольная (оценка результатов деятельности, проведение необходимой корректировки); организационная (распределение среди исполнителей полномочий, задач, ресурсов, инструктирование и пр.); направляющая (координация непосредственной работы людей); кадровая (подбор, ориентация, обучение, развитие персонала); стимулирующая (убеждение и необходимость вдохновлять исполнителей, поощрение за успешную работу, наказание за провинности).

В-четвертых, коммуникационную. Она сводится к проведению совещаний, приему посетителей, ответам на письма и телефонные звонки, распространению информации, проведению переговоров, деловому представительству.

В-пятых, социальную, обусловленную увеличением роли человека в достижении цели организации. Реализуя ее, руководитель создает в организации благоприятный морально-психологический климат, атмосферу комфорта, поддерживает традиции и нормы поведения, помогает подчиненным в трудную минуту.