АЛЛО, МЫ ИЩЕМ ТАЛАНТЫ!

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

 

Личность — это совокупность внутренних качеств человека, позволяющих познавать и преобразовывать окружающий мир в соответствии с поставленными целями.

Личность обусловливают: пол, биологические и психологические особенности, характер, темперамент, уровень образования, направленность интересов, способности.

 

 

Направленность личности

• Виды направленности

 

Под направленностью личности понимается ее свойство, обеспечивающее устойчивую ориентацию поведения человека независимо от конкретной ситуации. Выделяется три типа направленности личности: на взаимодействие, на задачу и на себя, которые одновременно присутствуют в той или иной степени у большинства людей.

Направленность на взаимодействие, или на общение, означает, что человек в любой работе ищет, прежде всего, общения, сотрудничества с другими, а в чем именно она заключается, волнует его относительно мало. Таких людей всегда тянет на работу, у них велико желание быть в коллективе, выполнять те или иные общественные поручения. Именно о таких людях существует известная поговорка «на миру и смерть красна».

Направленность личности на задачу, по-другому называемая деловой, предполагает, что для человека главное — достижение цели, причем неважно — собственной, или заданной руководителем. Эти люди всегда добросовестно исполняют свои обязанности и готовы, как говорится, «расшибиться в лепешку», чтобы успешно завершить начатое дело.

Наконец, направленность на себя состоит в стремлении людей в первую очередь решать свои собственные проблемы, добиваться личного благополучия, престижа и при возможности делать это за счет других или создавать видимость работы.

Знание направленности людей, определяемой с помощью специальных тестов, значительно облегчает процесс управления. Например, с учетом направленности подбираются наиболее подходящие исполнители для той или иной работы, методы стимулирования результатов.

Так, людей, ориентированных на себя, необходимо заинтересовывать, прежде всего, деньгами; ориентированных на задачу — интересной работой; ориентированных на общение — возможностью участия в коллективном творчестве.

 

Направленность личности — это свойство, обеспечивающее устойчивую ориентацию поведения человека независимо от конкретной ситуации.

Виды направленности: на задачу; на взаимодействие; на себя.

 

 

Задатки

• Способности и их виды

• Типы мышления

 

У многих детей любящие родители вдруг не обнаруживают те или иные способности — к музыке, рисованию, иностранным языкам — и всячески пытаются их развивать, часто насильно. Принято считать, что способности как склонность к тому или иному виду деятельности даются человеку от природы. На самом деле это не совсем верно — от природы даются задатки, требующие своего развития.

Задатки бывают двух уровней. Низший уровень позволяет усваивать определенный объем знаний и опыта и применять их в неизменном виде. Иными словами, здесь имеет место своего рода «обезьянничание». Высший уровень задатков позволяет человеку творить, создавать нечто новое, необычайное.

Превратятся ли задатки в способности к выполнению того или иного конкретного вида деятельности, позволяющие добиться в нем успеха, во многом зависит от воспитания и образования.

Способности человека, сформировавшиеся на основе задатков, могут быть: общими, элементарными частными и сложными частными.

Общие способности (работать, думать, ощущать, действовать) присущи в той или иной мере всем людям и составляют основу любой деятельности. Они во многом: связаны с типом мышления, который может быть художественным, логическим или смешанным.

Художественному мышлению свойственна, образность, яркость, богатая фантазия, но одновременно импульсивность, непоследовательность, прерывность. Чаще всего им обладают предприниматели и лица, склонные к занятию литературой и искусством.

Логическое мышление характеризуется, наоборот, критичностью, ясностью, последовательностью, глубиной, однако зачастую излишней отвлеченностью, теоретичностью, которые бывают не всегда понятны окружающим.

Смешанному же типу мышления присущи черты предыдущих, хотя и не столь ярко выраженные. Это дает его обладателям необходимую широту взглядов, самостоятельность и быстроту в деле принятия решений, позволяющие им успешно справляться с различными управленческими проблемами.

Элементарные частные способности (решительность, настойчивость, музыкальный слух, критичность мышления и пр.) — это способности: к отдельным сферам деятельности.

Сложные частные способности. Здесь выделяют профессиональные (к отдельным видам деятельности, например к бухгалтерии) и специальные способности.

Специальные способности связаны с выполнением определенного типа. работы и по своему характеру могут быть двух видов. Интерсоциальные ориентированы на организацию взаимодействия людей, управление ими. Такие способности необходимы руководителям среднего и низшего звена, а также работникам, занятым рекламой, маркетингом, проведением переговоров, широкими контактами с людьми.

Другой вид специальных способностей — конструктивные, связанные с созданием конкретных объектов в тех или иных сферах деятельности: естественной, технической, знаковой, художественной и пр. Их реализация не требует широких и активных контактов с окружающими. В сфере управления такие способности нужны руководителям высшего звена, вырабатывающим политику организации, а также специалистам. Можно говорить о трех уровнях развития частных способностей: одаренности, талантливости, гениальности. Одаренность позволяет людям особо успешно осуществлять деятельность в определенной области, что-то улучшать, совершенствовать. Талант дает возможность творить, создавать новое, необычное. Гениальность является высшей степенью одаренности, когда результаты творчества субъекта имеют общеисторическое значение.

Практика показывает, что люди, обладающие одинаковыми способностями, должны занимать равноценные должности, что позволяет наиболее полно использовать их потенциал и предотвратить внутренние конфликты. Разрыв же в способностях руководителей и их непосредственных подчиненных в один уровень обеспечивает при прочих равных условиях хорошее взаимопонимание, а также естественность руководства и подчинения.

Способность людей автоматически выполнять отдельные элементы трудового процесса называется навыком. Чем больше у человека навыков, тем меньше он затрачивает сил, рациональнее и ритмичнее работает. Имеющиеся навыки могут не только облегчать процесс приобретения новых (всем известно, что второй язык усваивается быстрее), но и стать для этого помехой, затрудняя в необходимых случаях восприятие нового.