КАКИЕ ЗАДАЧИ РЕШАЕТ МЕНЕДЖМЕНТ?
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Разновидности менеджмента:
1. Управление производством,
2. Управление материально-техническим снабжением и сбытом.
3. Управление инновациями.
4. Управление маркетингом.
5. Управление персоналом.
6. финансовое управление.
7. Управление эккаунтингом.
• А. Файоль о функциях менеджмента
Под функциями менеджмента понимаются, основные задачи, стоящие перед ним, которые необходимо решить, чтобы достичь цели организации. Эти функции выделились в результате специализации управленческого труда, связанного с процессами сбора и обработки информации, принятия и реализации решений.
Первым формулировку содержания этих функций дал родоначальник современного менеджмента Анри Файоль в 1916 году. И, хотя впоследствии сотни ученых предлагали свое понимание этого вопроса, вариант Файоля оказался наиболее удачным, ибо одновременно сочетает в себе простоту формы и глубину мысли.
Главной функцией менеджмента считается планирование. Реализуя ее, управляющий на основе глубокого и всестороннего анализа ситуации, в которой в настоящий момент находится организация, и ее перспектив формулирует цели и задачи на предстоящий период, разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы. Образно говоря, речь идет об определении того, «где мы находимся в настоящее время, куда хотим двигаться и как собираемся это делать».
Подготовку к практическому воплощению замыслов, содержащихся в планах, программах, стратегиях, берет на себя организационная функция. Она реализуется через создание организации, подразделений и рабочих мест, определение порядка их функционирования, обеспечение деятельности необходимой документацией.
Доведение до сведения исполнителей управленческих решений, направление деятельности по их реализации в нужную сторону, «воодушевление» на эффективную работу и пр. выполняет функция распорядительства.
Осуществление этой функции возлагается на вышестоящих руководителей.
Достижение запланированных целей осуществляется посредством совместной деятельности людей, которую нужно координировать — направлять в нужную сторону, поддерживать необходимый уровень взаимодействия между участниками. В подобной координации, или регулировании, суть четвертой функции менеджмента.
Результаты работы организации и ее сотрудников необходимо время от времени проверять, оценивать и корректировать. Это составляет содержание контрольной функции менеджмента. Ее элементом является учет, то есть сбор, обработка, анализ и хранение информации о состоянии объекта управления и внешней среды; определение минимально необходимого ее объема для нужд управления; предоставление этой информации всем нуждающимся в удобной для использования форме.
Контроль как таковой призван заблаговременно выявлять надвигающиеся опасности, обнаруживать ошибки, отклонения от существующих стандартов и тем самым создавать основу для совершенствования работы. Безусловно, по его результатам могут делаться и «оргвыводы», связанные с поощрением или наказанием исполнителей, однако поиск «мальчиков для битья» не является его задачей.