ФИРМА И ОБЩЕСТВО

Логическая структура раздела

 18.1. Роль фирмы в современном обществе
До средины ХХ в. подход менеджеров к взаимоотношениям фирмы и общества базировался на следующих положениях:
 - «Что хорошо для фирмы, то хорошо и для общества»;
 - «Дело бизнеса – бизнес»;
 - Надо реализовать принцип свободного предпринимательства (прибыль должна получаться при минимальных ограничениях со стороны общества).
Этот подход был воспринят и обществом. Однако с началом НТР возобладало мнение, что такое отсутствие ограничений порождает серьезную социальную несправедливость. Общество ввело ряд ограничений: законы о детском труде, минимальной заработной плате, охране труда, антитрестовские и т.д. В то же время потребители начали предъявлять требования из-за монопольных цен, фальсификации товаров, невыгодных условий покупок, нечестности, сговора, политического влияния, загрязнения среды и т.д.
Все это привело к значительному усилению контроля за деятельностью фирм (см.18.3). Например, в США фирмы контролируются по следующим направлениям:
 - технические характеристики товара, объем производства, загрязнение среды);
 - процессы производства (охрана труда, нормы загрязнений, контроль заработной платы, обеспечение занятости);
 - поведение в конкуренции (цены, сговор, сокрытие истины);
 - прибыль (утаивание, распределение);
 - доступ к ресурсам;
 - управление (участие рабочих; решения, связанные с занятостью).
В то же время фирма – «генератор богатства» общества (рис. 60):
 - генерирует товары и покупательную способность для их приобретения,
 - поддерживает расширение социальной инфраструктуры и обеспечивает доход на капитал,
 - создает рабочие места у себя, поставщиков, в госсекторе,
 - обеспечивает собственный рост.
Для реализации всего этого необходимы многочисленные сложные связи и, очевидно, что успех фирмы зависит от того, как они отрегулированы, кто и как их регулирует и контролирует.

Рис. 60. Роль фирмы в обществе (фирма – «генератор богатства»)