УПРАВЛЕНИЕ ПОРТФЕЛЕМ СЗХ ФИРМЫ
Контрольные вопросы по разделу 13
13.0. Бинарные вопросы. Если Вы согласны с утверждением или считаете, что нужно утвердительно ответить на вопрос, обозначьте ответ как «да». В противном случае – «нет». Постарайтесь обосновать свой выбор.
 13.0.1. В подходе БКГ относительная доля рынка, контролируемая данной СЗХ компании, определяется как размер рынка, контролируемый крупнейшей в отрасли компанией, деленный на размер рынка, контролируемой данной СЗХ. 
 13.0.2. В соответствии с подходом БКГ СЗХ с относительным размером рынка более 1 могут иметь ценовое преимущество в конкуренции.
 13.0.3. В соответствии с подходом БКГ «дойные коровы» наиболее желательный бизнес в портфеле фирм.
 13.0.4. Одно из достоинств подхода БКГ состоит в том, что он отражает широкий диапазон стратегически важных для анализа переменных.
 13.0.5. «Звезды» - часть бизнеса, характеризуемая большой относительной долей рынка в быстрорастущей отрасли.
 13.0.6. Малой скорости роста отрасли и относительной доле рынка менее 1 соответствуют «собаки».
 13.0.7. «Звезды» означают, что СЗХ контролируют более 50% рынка.
 13.0.8. Сильной стороной подхода БКГ является фиксация внимания на требованиях к денежным потокам внутри фирмы.
 13.0.9. Концепция СЗХ помогает компании рационально построить управление своим бизнесом.
 13.0.10. Конкуренция приобретает особенно ожесточенный характер в стадии роста жизненного цикла отрасли.
 13.0.11. В матрице GE + McKinsey положение СЗХ в сильной конкурентной позиции в непривлекательной отрасли означает, что это «средний бизнес».
 13.0.12. В матрице GE + McKinsey «дикие кошки» означают слабую конкурентную позицию в привлекаемой отрасли.
 13.0.13. В критерий «привлекательность СЗХ» не входит в качестве частного фактора существующий размер контролируемой доли рынка.
 13.0.14. Одно из достоинств подхода GE + McKinsey состоит в том, что он использует широкий диапазон стратегически важных переменных.
 13.0.15. Компания со многими «развивающимися победителями» может страдать от недостатка денежных средств.
 13.0.16. Ключевые факторы успеха в отрасли являются базой получения фирмой конкурентных преимуществ.
 13.0.17. Набор частных критериев конкурентного статуса фирмы зависит от отраслевых условий.
 13.2. Индивидуальные задания.
Произвести оценку сравнительной привлекательности двух видов бизнеса в краткосрочной (1-3 года) и долгосрочной перспективе (3-5 лет), выбрать в каждом случае наиболее привлекательный вид и обосновать выбор (перечень бизнесов приводится ниже).
Перечень видов бизнеса к задаче
Производство (в г. Таганроге) и поставка:
 1. Трикотажного белья в Россию;
 2. Автомобильных кондиционеров в Закавказье;
 3. Телевизионных стабилизаторов в Западную Европу;
 4. Пляжных зонтов в Закавказье
 5. Пляжных зонтов в страны Средиземноморья;
 6. Ультразвуковых определителей расстояния до впереди идущего автомобиля в страны Западной Европы;
 7. Бытовых кондиционеров в Среднюю Азию;
 8. Установок автоматизированной сборки яблок на Украину;
 9. Телевизионных стабилизаторов в Россию;
 10. Женского белья в страны Закавказья;
 11. Ультразвуковых антикомариных устройств в Сибирь;
 12. Автомобильных кондиционеров в страны Юго-Восточной Азии;
 13. Холодильников в страны Ближнего Востока;
 14. Яблочного джема в северные районы России;
 15. Детского белья в страны Средней Азии;
 16. Антиугонных автомобильных средств в Россию;
 17. Антиугонных автомобильных средств в Закавказье;
 18. Консервов из раков в страны Западной Европы;
 19. Пластмассовой дачной мебели в Сибирь;
 20. Пластмассовой дачной мебели на Украину;
 21. Установок для автоматизированной уборки винограда в страны Средиземноморья;
 22. Микрорадиотелефонов в Россию и на Украину;
 23. Холодильников в Закавказье.
Рекомендуемые пары видов бизнеса для сравнения:
 13.2.1:1, 19
13.2.2:4, 20
13.2.3:10, 21
13.2.4:5, 22
13.2.5:1, 13
13.2.6:3, 8
13.2.7:10, 16
13.2.8:9, 14
13.2.9:5, 11
13.2.10:18, 23
13.2.11:10, 19
13.2.12:7, 20
13.2.13:2, 9
13.2.14:1, 19
13.2.15:4, 20
13.2.16:10, 21
13.2.17:5, 22.

Логическая структура раздела

 14.1. Балансировка набора СЗХ
Одно из первых требований к набору СЗХ фирмы - его сбалансированность во времени. Это означает, что необходимо избегать синхронного начала и окончания жизненных циклов СЗХ. Желательно осуществить их разумное «перекрытие», т. е. несовпадение этапов жизненных циклов различных СЗХ, что обеспечит равномерное без спадов развитие деятельности фирмы.
В качестве рабочей процедуры балансировки можно использовать матрицу Хофера (табл. 14.1). Два ее основных поля соответствуют краткосрочной и долгосрочной перспективам фирмы. На этих полях наносятся СЗХ по правилам, отмеченным для матрицы «Дженерал электрик».
Кроме наглядного представления сегодняшнего состояния бизнеса, матрица дает возможность оценить перспективы объемов продаж, прибыли и необходимых капиталовложений. В качестве примера на матрице нанесены СЗХ в краткосрочной перспективе (А-D) и в долгосрочной (B-E).
Видно, что фирма планирует усиление КСФ и роста объемов продаж в долгосрочной перспективе СЗХ С и D, несущественное изменение положения СЗХ B (для нее наступает фаза зрелости), уход из СЗХ А и зарождение новой СЗХ E, для которой, очевидно, следует планировать инвестиции в НИОКР.
Алгоритм балансировки набора СЗХ:
 1. Распределение СЗХ в клетках матрицы.
 Исходная информация: фаза жизненного цикла, будущий КСФ, масштабы рынка (диаметр круга), доля фирмы на рынке, прибыли в данной СЗХ, стратегические инвестиции, планируемые на данной фазе жизненного цикла.
 2. Суммирование объемов продаж и прибылей в обеих блоках по вертикали и горизонтали (клетки ).
 3. Определение контрольных цифр по фирме в целом (они зависят от установок руководства, стратегии фирмы, наличия и доступности ресурсов).
 4. Распределение вкладов различных СЗХ в достижение контрольных цифр с учетом необходимости балансировки по фазам жизненного цикла.
 5. Распределение наличных капвложений по фазам жизненного цикла.
 6. Проверка обеспеченности ресурсами.
 7. Определение необходимых изменений в наборе СЗХ.
Таблица 14.1
Матрица Хофера балансировки набора СЗХ
| Капиталовложения | |||||||
| Прибыль | |||||||
| Объем продаж | |||||||
| Сильный |  C | Кратко-срочная перспектива | |||||
| КСФ | Средний |  D |  B | ||||
| Слабый |  А | ||||||
| Фазы жизненного цикла | Зарож-дение | Рост | Замедление роста | Зрелость | Спад | ||
| Сильный |  C |  D | Долго-срочная перспектива | ||||
| КСФ | Средний |  E |  B | ||||
| Слабый |  А | ||||||
| Объем продаж | |||||||
| Прибыль | |||||||
| Капиталовложения | |||||||