Инновационная сфера и инновационный потенциал менеджмента

Классификация и жизненный цикл инноваций

В зависимости от принципов группировки в экономической литературе приводятся разнообразные классификации инноваций. Российским научно-исследовательским институтом системных исследований субъектов рынка предложено подразделение инноваций на технологические, производственные, экономические, торговые, социальные и управленческие с учетом сфер экономической деятельности.

Жизненным циклом инновации принято называть период от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования.

В процессе жизненного цикла инновация как результат взаимодействия основных факторов производства в своем движении от зарождения до использования, выступая в качестве общественного продукта, проходит стадии производства, распределения, обмена и потребления. Этим стадиям соответствуют следующие фазы: наука, исследование, разработка, производство, распространение и потребление. Распределение и обмен опосредуют связь производства инновации и ее потребления.

С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.

Инновационная сфера - это область деятельности производителей и потребителей нововведений на всех стадиях инновационного процесса. Ее основными составляющими являются: рынок новшеств, факторы и причины получения конкурентных преимуществ, а также новых способов конкуренции, рынок капитала (инвестиций).

С учетом изложенного, раскрывая содержание понятия «инновационная сфера», определим область инновационной деятельности как форму общественного разделения труда и охарактеризуем основные этапы инновационного процесса. Он включает в себя три основные стадии:

1) проведение научно-исследовательских (в том числе фундаментальных и прикладных), опытно-конструкторских, технологических работ, работ по опытно-производственному освоению;

2) осуществление работы по постановке на серийное производство, развертыванию и освоению производственных мощностей в масштабах, достаточных для удовлетворения конкретных потребителей новшеств;

3) производство, распространение инноваций и их использование конечными потребителями.

Инновационная сфера является системой взаимодействия инноваторов, инвесторов, товаропроизводителей конкурентоспособной продукции, услуги и организации в целом. На этом инновационный процесс завершается. Распространению нововведений содействует инновационная инфраструктура, т. е. организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности. К ним относятся инновационно-технологические центры, инкубаторы, парки, учебно-деловые центры и другие специализированные организации.

Инновационный потенциал менеджмента заключается в систематическом определении конкретных путей достижения новых знаний, возможностей для инноваций. Именно вследствие сознательного сосредоточения на максимизации возможностей обеспечивается повышение эффективности деятельности организации.

Совокупность ресурсов (материальных, человеческих, финансовых, интеллектуальных, научно-технических, время, пространство), которые обеспечивают хозяйствующему субъекту (государству, региону, отрасли, некоммерческой организации) способность воспринять (осуществить, воспроизвести) нововведение, характеризует инновационный потенциал менеджмента.