Процедура оценки принятой стратегии в диверсифицированной организации
Структура стратегического анализа
Стратегический анализ специализированной организации с ограниченной сферой деятельности одного направления (одиночный бизнес), логическим выходом которого является оценка альтернатив для выбора стратегии, имеет следующую структуру.
1) отраслевой и конкурентный анализ и его ступени:
- определение основных экономических характеристик отраслевого окружения;
- идентификация движущих сил;
- оценка степени конкуренции;
- оценка конкурентных позиций компании в отрасли;
- прогноз тех, кто будет действовать одинаково в конкуренции в дальнейшем;
- определение ключевых факторов успеха;
- заключение о комплексной привлекательности отрасли;
2) ситуационный анализ и его ступени:
- определение уровня пригодности современной стратегии;
- проведение SWOT-анализа;
- оценка относительного конкурентного статуса организации;
- анализ относительной ценовой позиции организации и ценовой конкурентоспособности;
- идентификация стратегических подходов и проблем, которые компания должна решить;
3) идентификация или оценка стратегического видения компании:
- определение реальных альтернатив, которые имеет организация (улучшение существующей стратегии, существенное изменение стратегии);
- выявление наиболее оптимального способа получения конкурентных преимуществ.
4) формирование стратегии по критериям:
- как хорошо стратегия учитывает ситуацию;
- насколько помогает получить конкурентные преимущества;
- способствует ли эффективности менеджмента.
Процедура оценки принятой стратегии в диверсифицированной организации должна включать в себя следующие шаги:
- идентификация существующей стратегии;
- конструирование одной или более матриц портфеля СЗХ для его анализа;
- оценка и сравнение долговременных привлекательностей каждой СЗХ;
- оценка и сравнение конкурентной силы компании в каждой СЗХ с целью определения, какие из них наиболее соответствуют отраслевым условиям;
- ранжирование СЗХ по истории их деятельности (стадиям эволюции) и перспективам;
- оценка каждой СЗХ на соответствие корпоративной стратегии и определение их относительной стратегической значимости для корпорации;
- ранжирование СЗХ по приоритетам для новых инвестиций, определение для каждой СЗХ генерального направления развития и стратегических действий (развитие рынка, продукта, «сбор урожая», ликвидация и т. п.);
- определение состояния диверсификации в целом в корпорации (соотношение объемов продаж в СЗХ, в целом по корпорации, текущей прибыли в них);
- оценка значимости для корпорации расширения или сужения базы диверсификации;
- оценка соотношений связанных и несвязанных СЗХ в портфеле фирмы;
- тенденции развития корпорации в национальных рамках и при интернационализации бизнеса;
- результаты последних действий по развитию ключевых СЗХ и (или) усилению существующих позиций в бизнесе;
- действия по дополнению портфеля новыми СЗХ;
- действия по сокращению слабых и непривлекательных СЗХ;
- оценка пропорций инвестиций в СЗХ;
- оценка эффективности управления корпорацией по реализации стратегических целей и роста конкурентных преимуществ.
В результате анализа по этим направлениям необходимо выяснить:
- содержит ли портфель фирмы необходимые СЗХ в привлекательных отраслях;
- содержит ли портфель достаточное число прибыльных СЗХ;
- присутствует ли баланс развивающихся и затухающих СЗХ;
- имеет ли главный бизнес компании достаточную прибыльность и перспективу, может ли продукт давать достаточно денег, чтобы поддерживать свое существование, обеспечивать высокий темп роста, высокую долю рынка;
- может ли портфель СЗХ фирмы демпфировать сезонные и иные колебания бизнеса;
- действительно ли фирме нужно столько СЗХ или реально их надо сокращать;
- имеется ли в фирме отраслевой лидер, занимающий в объеме корпорации значительную долю, или фирма состоит из многих СЗХ в среднеслабой позиции;
- что нужно удалить из портфеля СЗХ, чтобы улучшить позиции корпорации в целом.