Этапы (виды) планирования

Принципы и техники планирования

Эффективность планирования, как функции управления, во многом зависит от того, какими принципами (правилами) руководствуются при составлении планов.

а). Принципы планирования

Можно выделить следующие основные принципы планирования:

1) полнота планирования: при планировании должны учитываться все события и ситуации, которые могут иметь значение для развития организации;

2) точность планирования: при составлении планов должны использоваться современные методы, средства, тактики и процедуры, обеспечивающие точность прогнозов;

3) ясность планирования: цель и мероприятия должны иметь простые и легкие при воспроизводстве формулировки, доступные всем членам организации;

4) непрерывность планирования – это не одноразовый акт, а непрерывный процесс;

5) экономичность планирования: расходы на планирование должны находиться в соразмерном отношении с получаемым от планирования выигрышем.

б). Техники планирования

Планирование предполагает использование различных техник в зависимости от уровня и метода планирования. Все виды техники планирования варьируются от традиционных методов - бюджетные методы, до более сложных - моделирование, разработка планов или отдельных его разделов на основе теории игр и проектов сценариев.

Бюджетный метод является одним из наиболее распространенных инструментов, который используется при планировании. С его помощью можно наглядно представить приток и отток наличности, капитала и других ресурсов.

Анализ окупаемости - другой прием техники планирования. При помощи аналитических данных об окупаемости можно наиболее точно просчитать и соотнести затраты, доходы и производственные мощности. При простых проектах анализ окупаемости используется для прогноза количества единиц товара, которое должно быть продано, чтобы доходы сравнялись с расходами либо превысили их.

Оперативное исследование - такая техника планирования широко применялась в 60-е годы прошлого столетия. Речь идет об использовании научной техники управления для анализа проблемы и оценки возможных решений. Сюда входят теория очередей и игр, имитационное моделирование.

Применение той или иной техники в процессе планирования зависит от накопления и анализа объективной информации.

Единого метода планирования, который бы соответствовал каждой ситуации, не существует.

Любая организация имеет иерархию планов. В ряду соподчиненности можно различить следующие этапы (виды) планирования:

- стратегическое планирование;

- тактическое планирование;

- оперативное планирование

а). Стратегическое планирование

Стратегическое планирование - это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации; оценить, какие тенденции наблюдаются в ее окружении; определить, каким вероятнее всего будет поведение конкурентов и потребителей.

Главная задача планирования на этом уровне состоит в том, чтобы определить, как организация будет себя вести в своей рыночной нише.

Основными признаками стратегического планирования являются:

- цель планирования – обеспечение долгосрочного существования и выполнения миссии фирмы;

- носитель идеи планирования – высший менеджмент;

- горизонт планирования – длительные сроки (от 5 лет);

- охват – глобальный, широкий спектр альтернатив.