Этапы протекания конфликта

Причины конфликтов

Очень важно знать причины конфликтов, т.к. легче предпринять действия, предотвращающие негативный эффект.

Основными причинами являются:

1) распределение ресурсов.Даже в самых крупных фирмах ресурсы всегда ограничены. Необходимость делить ресурсы почти неизбежно ведет к различным видам конфликта;

2) взаимозависимость задач. Возможность конфликта существует везде, где один человек или группа зависят в выполнении задач от другого человека или группы. Определенные типы организационных структур управления (ОСУ) увеличивают возможность конфликта, например при матричной структуре, где умышленно нарушается принцип единоначалия;

3) различия в целях. Возможность конфликта растет по мере того, как организации становятся более специализированными и разбиваются на подразделения. Это происходит потому, что подразделения начинают уделять больше внимания своим целям, чем достижению целей организации;

4) различия в представлениях о ценностях– весьма распространенная причина конфликта. Вместо того чтобы объективно оценить ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды, которые благоприятны для них (начальник – подчиненный).

различия в манере поведения и жизненном опыте.

5) неудовлетворительные коммуникации, т.е. плохая передача информации может быть как причиной, так и следствием конфликта. (изменения в заработной плате, неточные должностные инструкции).

Возникновение конфликта проходит несколько этапов.

Первый этап – это конфликтная ситуация, т.е. такое положение дел, при котором интересы сторон объективно вступают в противоречие друг с другом, но открытого столкновения еще нет.

Эта ситуация может возникнуть как по инициативе сторон, так и без их участия, например, быть передана по наследству, как «кровная месть».

Элементами конфликтной ситуации выступают ее участники. Главными из них являются, прежде всего, противоборствующие стороны или оппоненты. Каждый обладает собственными силами, статусом, положением в обществе и информационными ресурсами.

Остальные участники могут выступать в роли подстрекателей, пособников, организаторов. Подстрекатель – это лицо, подталкивающее стороны к противоборству. Пособник содействует им советами, технической поддержкой (в групповых конфликтах, обычно все члены группы становятся пособниками лидера). Организатор планирует конфликт, но также не всегда в нем участвует.

Другим элементом конфликтной ситуации является объект, который чаще всего или вообще неделим, или неделим «по справедливости». Объектом обычно бывает дефицитный ресурс, которым единолично пытаются завладеть.

Несовпадение взглядов сторон на объект образует предмет конфликтной ситуации (например, взаимное непонимание).

Со временем конфликтная ситуация может исчезнуть (если исчезнет объект конфликта), остаться в неизменном виде или обостриться под воздействием инцидента.

Второй этап (вторая фаза конфликта)– это инцидент, действие или событие одной из сторон, затрагивающее интересы другой. Инцидент дает толчок к тому, что противостояние становиться открытым и выражается в различных видах конфликтного поведения.

Третий этап (третья фаза развития конфликта) - это кризис и разрыв отношений между сторонами. Здесь происходит открытое противоборство сторон, которое может проявляться в таких формах, как захват и удержание спорного объекта, прямое насилие над оппонентом, оскорбляющие действия.

Противоборство заканчивается быстрее при значительном перевесе сил одной из сторон. Но оно может стать затяжным с чередованием наступления и обороны, перемежаться с переговорами. Поэтому перемирие вовсе не означает завершения конфликта.

Четвертый этап – это полное окончание конфликта по любым причинам. Конфликт может закончиться разрешением противоречий, перемирием, тупиком.