Понятие организации, процесс управления организацией, субъект и объект управления
Сформулированные определения и предмет менеджмента
Понятие и сущность менеджмента
Понятие, сущность, определения и особенности менеджмента
Менеджмент это:
- вид управленческой деятельности и система методов управления в условиях рынка (рыночной экономики), которые предполагают ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, постоянное стремление к повышению эффективности производства с наименьшими затратами с целью получения оптимальных результатов;
- процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации (Мескон);
- эффективное и производительное достижение целей организации посредством планирования, организации, лидерства (руководства) и контроля над организационными ресурсами
- набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности (Минцберг);
- искусство управления интеллектуальными, финансовыми, материальными ресурсами;
- целенаправленное воздействие менеджера (субъекта управления) на организацию (объект управления) для достижения целей ее функционирования.
Предмет менеджмента – это теория и ее практическое применение в управлении производством и людьми, распоряжение недвижимостью, финансами, кадрами, и инновациями в целях удовлетворения потребностей общества, а также получения прибыли.
Менеджер – это человек, занимающий управленческую должность и наделенный полномочным правом принимать решения по определенным видам деятельности организации (управляющий делами организации).
Одним из центральных понятий менеджмента является понятие "организация", которое применяется в трех различных значениях:
- организация как система (объединение) – добровольное объединение людей для достижения поставленных целей;
- организация как структура – форма связей и взаимоотношений между элементами какой-либо системы;
- организация как процесс – упорядочивание с целью достижения определенного результата.
Под организацией понимается группа людей объединенных общими целями и задачами. Такими целями является получение прибыли и решение уставных задач организации.
В качестве организаций могут выступать предприятия, учреждения, а также объединение нескольких организаций.
Процесс управления организациейвключает в себя четыре взаимосвязанных действий, которые протекают в определенной последовательности:
1) планирование - выбор целей и плана действий по их достижению;
2) организация - распределение задач между подразделениями и работниками, а также установление взаимодействия между ними;
3) руководство - мотивация работников к осуществлению запланированных действий и достижению поставленных целей;
4) контроль - соотношение реально достигнутых результатов с запланированными.
Субъект управления - руководитель, группа лиц, организация, подразделение, осуществляющее управление.
Объект управления–организация, персонал организации, на которые направлены конкретные управленческие процессы.