Нидерланды

Англия

Германия

Готическое искусство Германии не обладает цельностью и единством французской готики. И это не удивительно. В противоположность Франции, где в условиях развитого феодализма начала складываться централизованная монархия, в Германии продолжала усиливаться политическая раздробленность.

Как и во Франции, готическая архитектура Германии – прежде всего городская архитектура. Немецкая готика сложилась под влиянием французской, однако она не является подражательной.

Принадлежащий к наиболее знаменитым памятникам готического стиля - собор в Кёльне (сер. XIII-XV вв., достроен в XIX в.), имеет свой прототип в соборе Амьена. К типично германским чертам принадлежат здесь высокие остроконечные завершения башен на западном фасаде и ярко выраженный вертикализм. Собор поражает головокружительным вертикальным порывом и изумительным мастерством немецких зодчих.

Наряду с заимствованными формами готики Германия предоставляет и многочисленные самостоятельные решения. Так, например, здесь был выработан тип однобашенного главного фасада. Таков собор во Фрейбурге (XIII-XIV вв.), несравненный шедевр германской готики. Его одна башня заключает в себе весь собор, сливается своим основанием с его фасадом и победно рвется к небу. Еще более характерен для Германии тип церкви, где центральный и боковые нефы имеют одинаковую высоту, т.н. зальный тип (Елизабеткирхе в Марбурге, XIII в.).

Выдающимся памятником немецкой готики является собор в Страсбурге (н. XIV в., когда Эльзас принадлежал Германии). Он содержит в себе как черты французского влияния, так и элементы германской архитектуры – например, знаменитая северная башня на фасаде, имеющая высокую ажурную крышу.

Готика была периодом расцвета германского искусства. Немцы утверждают, что только в их зодчестве полностью выявлена сущность готического стиля и использованы все его возможности.

В истории английской художественной культуры готике принадлежит исключительно большое место. Возникнув в к. XII в., она держалась здесь особенно долго и лишь в XVI в. постепенно была вытеснена новыми формами.

Как и страны материковой Европы, Англия переживала в то время экономический подъем. Однако в отличие от этих стран, развитие промышленности и торговли Англии определялось не городом, а деревней, где производилось и перерабатывалось сырье, предназначенное на экспорт. Не бюргерство, а дворянство играло в экономике определяющую роль, поэтому городские интересы не были главными. Именно поэтому соборы в Англии воздвигались обычно не в центре города как символ его богатства и славы, а за городом, где помещался монастырь. В Англии собор гармонически вписывался в пейзаж, и потому разрастался не в высоту, а в ширину.

Первый собор в готическом стиле был заложен французским архитектором Гийомом из Санса в 1175 г. – Кентерберийский собор. В нем сохранялись в планировке и деталях восточной части близкие к французским прототипам черты. Собор был завершен в 1503 г. и отражает почти все фазы развития английской готики. То же можно сказать и в соборе Вестминстерского аббатства в Лондоне, строившемся с 1245 г. до начала XVI в.

Наиболее чистый образец ранней английской готики – соборы в Солсбери(1220-1270) и Линкольне. Оба они имеют по два трансепта, причем главный расположен на середине длины центрального нефа, восточная часть завершается в обоих случаях прямоугольной апсидой, на средокрестии высятся огромные башни (в Солсбери – 135 м.) с шатровым покрытием, значительно превышающие размеры башен фасадов. Собор в Солсбери имеет три нефа длиной 140 м, с большим хором. Собор в Линкольне – 155 м.

В отличие от Франции, англичане фасады оформляли по-разному. Окно-розу заменили на большое стрельчатое окно, башни были часто невелики (Солсбери), но могут быть и довольно высокими (Линкольн). Специфической чертой английской готики стало сохранение горизонтальные линии.

По формам декора в английской готике различают ранний («ланцетовидный», «украшенный») период, к которому относятся названные соборы, и «перпендикудярный», речь о котором впереди.

В XV-началеXVI вв. готическая архитектура Англии характеризуется неисчерпаемой декоративностью. В это же время в членении окон преобладают вертикальные линии, которые дали основание для обозначения поздней английской готики, как «перпендикулярного стиля». Для этого стиля готики характерны легкость стен и кружевной узор звездчатых или сетчатых сводов из нервюр, расходящихся веером. Особенно выдающимися памятниками поздней готики перпендикулярного стиля Англии являются капелла Королевского колледжа в Кембридже и капелла Генриха VII, пристроенная к восточной части Вестминстерского собора.

В гражданском зодчестве Англии преобладает строительство замков и монастырских служб. Города еще не играют здесь значительной роли, не имеют самоуправления, как правило, в них отсутствуют ратуша, рыночная площадь, большие гильдийские дома. Крепостные сооружения возводились лишь с разрешения короля для нужд обороны, строительство феодальных замков было в XIII в. запрещено.

В целом готический стиль держался в Англии очень долго. Готические формы приобрели здесь характер национальной художественной традиции.

Строительство городских общественных зданий – ратуш, торговых складов, домов цеховых организаций и других – было широко распространено в период поздней готики в Нидерландах. Это было обусловлено передовой экономикой страны, развитием бюргерства и городской бюргерской культуры. Почти в каждом городе возводились высокие башни – беффруа,– являвшиеся символом могущества и богатства города. Башни были городскими вечевыми звонницами и играли важную роль в многочисленных восстаниях городского населения. Башня, наряду с собором, служила символом мощи и богатства города. Одна из таких башен сохранилась в Брюгге. Башня эта принадлежит к числу ранних – XIV в. Высота башни 105 м., она поднимается тремя ярусами, причем два нижних имеют четырехугольное основание, верхний представляет собой восьмигранник.

В целом ратуши, торговые ряды, места собраний различных ремесленных цехов, жилые дома, выполненные в готическом стиле, отличаются многообразием в решении архитектурных задач, большим изяществом в применении декора, величественным характером сооружений.