Франция

Колыбелью готического искусства была провинция Иль де Франс, центр королевских владений. Если в романский период этот район отставал в своем художественном развитии от более передовых районов юга, то с началом объединения Франции роль его в политической и культурной жизни стала быстро возрастать. В XII-XIV вв. Париж стал одним из самых значительных центров европейской культуры. Провинция Иль де Франс и прилегающие к ней области северной Франции были главными районами развития искусства готики. Готический стиль архитектура возник именно во Франции с середины XII столетия.

К шедеврам ранней французской готики принадлежит собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари). Это самый внушительный и самый замечательный памятник ранней готики, представляющий собой пятинефную базилику, вмещающую до девяти тысяч человек. Строительство было начато в 1163 г., с восточной части, и завершено в первых десятилетиях XIII в. Первый камень собора был заложен французским королем и специально прибывшим в Париж римским папой, а много веков спустя здесь, также в присутствии римского папы, короновался Наполеон. Красивейшая часть собора – западный фасад, обладающий гармоничностью пропорций и спокойным равновесием. Собор был призван олицетворять идею монархии, которая восторжествовала при покровительстве церкви.

Дальнейший шаг в слиянии конструктивных и декоративных форм был сделан в соборах городов Амьена и Реймса. Особой легкостью и чувством меры при пышности убранства отличается Реймсский собор (где короновались французские короли и в который победно внесла свое знамя Жанна д`Арк). Как и в Парижском соборе, главный фасад – в три яруса, с ажурной розой посредине и двумя мощными башнями. Но здесь вертикаль легко и торжественно главенствует над горизонталью, ярусы почти стушевываются, и стена без всякого напряжения устремляется ввысь. К новшествам этого типа принадлежат пинакли над порталами, окнами и галереей фасада. Внутри храма колонны были заменены высокими столбами, продолжающими в своей структуре нервюры сводов. Этой сменой опор завершается композиционное оформление внутреннего пространства готических соборов.

Одним из самых совершенных творений зрелой французской готики является верхняя церковь Сен-Шапель в Париже (1245-1248 гг.), служившая дворцовой церковью французских королей. Стены в этой однонефной капелле, принадлежащей к образцам высокой готики, почти совершенно исчезли, вместо них появились огромные окна, заполненными витражами. Исследователи отмечают стремительность взлетов, сказочную цветовую симфонию, что создает в этом храме некое волшебно-поэтическое настроение.

В поздней готике Франции декоративные формы приобретают прихотливый, затейливый характер. Резьба на фасадах и башнях становится все более сложной и вычурной, линии каменных оконных переплетов начинают изгибаться, придавая проёмам подобие язычков пламени, поэтому позднюю готику иногда называют «пламенеющей».

Наряду с церковным строительством в готический период, особенно с XV в., получает развитие гражданская архитектура. В городах строятся здания общественного назначения, чаще всего ратуши, дома и дворцы богатых граждан, таков и Дворец правосудия в Руане.

Но после своего великого расцвета в XIII в. готика уже отошла от достигнутой ясности, от своего совершенства.