Живопись

Основным видом монументальной живописи в период раннего средневековья была фреска – роспись по сырой штукатурке

В романский период в убранстве церквей Франциибыли широко распространены монументальные росписи. В них различаются две группы: первая характеризуется светлыми фонами, часто состоящими из широких горизонтальных полос разной окраски, резкими контурами и плоской трактовкой форм. Для второй показательны синие фоны, богатый колорит и явственные приметы воздействия византийского искусства.

Самым прославленным памятником «светлых фонов» являются фрески церкви Сен-Савен-сюр-Гартан в Пуату. Это редчайший пример целиком сохранившегося убранства обширного романского храма Франции. В западной части, на стенах и сводах нартекса расположены сцены из «Апокалипсиса», в своде центрального нефа – сюжеты из Ветхого завета. Предполагается, что в главной апсиде находилась фигура Христа во славе, а в трансепте – эпизоды истории его жизни.

Фрески выполнены не одним мастером и даже не одной мастерской, но все сходны по технике и живописной манере. Преобладают натуральные земляные краски – красная и желтая охры, к которым добавлены зеленый, белый, черный и иногда -–голубой цвета. Фон состоит из широких полос, окрашенных теми же цветами, более насыщенными внизу и светлеющими в верхней части. Пейзаж и архитектура в изображениях сведены к минимуму, формы их условны и схематичны. Главное место отведено фигурам, которые отличаются удивительной динамикой и разнообразием поз.

Главным произведением второй ветви монументальной живописи Франции – группы «синих фонов» – были фрески аббатства Клюни. Сейчас этот тип росписей лучше всего представлен в монастыре Берзе-ла-Вилль. Сохранившееся в апсиде величественное изображение Христа в окружении апостолов отличается от фресок Сен-Савен техникой, колоритом и манерой исполнения. Краски здесь более темные, насыщенны и контрастны. Очень большую роль играет широко используемый в качестве фона синий цвет. Поверхность красочного слоя обладает блеском. Фигуры, как правило, менее подвижны, рисунок строже и суше, складки одежд более мелки и дробны, лица не лишены пластичности.

Разнообразна и французская миниатюра этого периода. Сюжеты отличаются фантастичностью образов, в, частности, в «Библии Манерия», при иллюстрации чудес Христа можно увидеть и стреляющих из лука кентавров, и обнимающихся морских чудовищ, и легендарных жителей Африки, - одноногих сциаподов, спасающихся от палящего южного зноя под тенью поднятой наподобие зонта ноги, и даже индийского боевого слона, несущего на спине группу воинов.

Золотым веком германскойживописи был рубеж X и XI столетий – период Оттоновской династии. Главным художественным центром было бенедиктинское аббатство на острове Рейхау на Боденском озере, где с конца X в. сформировалась ведущая живописная школа. Сохранившийся цикл монументальных росписей над аркадами главного нефа монастыря на этом острове принадлежит к числу значительнейших произведения раннего средневековья.

Лучшими были и германские миниатюристы. Самые известные из рукописей «Евангелие Оттона III» (ок. 1000 г.), «Бамбергский Апокалипсис» (начало X в.) и «Книга евангельских чтений Генриха II» (1002-1014 гг.). В первой особо следует отметить две известные миниатюры на развороте книги, из которых одна представляет Оттона III, сидящего на троне с двумя сановниками и воинами по сторонам, другая – приближающиеся с дарами четыре женские фигуры, олицетворяющие подвластные императору Рим, Галлию, Германию и славянские земли.

Одним из самых значительных центров романской живописи в Италии были Рим и примыкающие к нему районы Средней Италии. Рим был центром взаимодействия разных стилистических направлений. Сюда проникали влияние Германии и Византии. Важнейшим памятником романского итальянского искусства являются фрески подземной церкви Сан Клементе в Риме (1073-1084 гг.)

В Испании сохранилось большое число монументальных росписей XI-XII столетий. Общими чертами этих фресок являются графическая манера рисунка, энергичный, подчеркнутый черной линией контур, локальность цветов и их звучные сочетания при скупости цветовой гаммы. Таковы фрески высокого качества в церкви Сан Клементе в Тауле (ок. 1123 г.). Лица здесь очерчены четко и уверенно, глаза преувеличенно большие и близко поставленные, носы обрисованы четкими параллельными линиями, позы торжественны, жесты значительны и величавы. Условность цвета подчеркивает, что все изображенное принадлежит к иному миру.

Романское искусство Испании развивалось в условиях реконкисты, что сказалось на орнаментально-декоративных формах. Влияние мавританского искусства особенно заметно в испанских иллюстрированных рукописях X-XI столетий, в миниатюрах. В этот период здесь были чрезвычайно популярны «Апокалипсис» и библейские пророчества Даниила с комментариями одного из монахов. Почти все испанские «Апокалипсисы» были украшены иллюстрациями. Им присущи чистота цвета, яркая красочность, стилизация, миниатюры полны динамики и экспрессии. На ярких полосах фона разбросаны плоские, пёстро раскрашенные фигурки людей, животных, чудовищ. Повсюду мы видим схватившихся в бою воинов, мчащихся всадников, ангелов, сражающихся с силами ада.

В романском искусстве Англии самым значительным явлением был расцвет миниатюры, известной под названием англосаксонской, или винчестерской (X-XI вв.). Её отличают большая самостоятельность орнаментации, динамизм форм и черты эскизности («Дарственная короля Эдгара Ньюминстерскому аббатству», 966 г., «Бенедикционал Этевольда», 975-980 гг.).

Особенно же замечателен выработанный в Англии графический тип миниатюры, отдельные части которой делались пером чернилами разного цвета и дополнялись вдоль контуров тонкими мазками акварели. Манера эта оставила многочисленные памятники высокого мастерства. Из числа наиболее выдающихся примеров можно назвать «Котонианскую псалтирь» (ок. 1050 г.).