Иоанн Скилица

Михаил Пселл

Первым здесь следует назвать Михаила Пселла (1018—после 1096/97) — одного из самых выдающихся византийских историков, философа и политика — современника четырнадцати императоров и советника многих из них, увлекательного корреспондента, оставившего после себя большое и интересное эпистолярное наследие (примерно 500 писем). Им создана и «Хронография», ставшая одной из вершин византийской (и средневековой в целом) историографии.

«Хронография» охватывает столетний период византийской истории (976—1075 гг.). Композиционно и по внутренней структуре произведение распадается на две части. Первая основана на письменных источниках, а вторая часть повествует о событиях, непосредственным участником и свидетелем которых был сам Пселл. Пселл один из первых авторов, который отчетливо осознает свою определяющую роль в повествовании. Поэтому и повествование Пселла отличает мемуарный характер. Композиционное оформление исторического материала не формально, а содержательно: эпизоды сцеплены по ассоциативной связи вокруг определенной авторской мысли.

В центре движения истории у византийского эрудита оказывается не столько религиозная идея, сколько личность исторического героя. В связи с такой универсальной функцией героя в «Хронографии» встает вопрос и о практически впервые встречаемой в византийской историографии психологической обрисовке образа. Человек и его поступки для Пселла не детерминированы простым набором «качеств», каталогом которых исчерпывается портрет у предшественников (да и не только предшественников) Пселла. Таким образом, в центре интересов, устремлений, даже художественных принципов Пселла стоит человек, а не отчужденные от него абстрактные нормы.

Современником Пселла был Иоанн Скилица, родившийся вскоре после 1040 г. и умерший, вероятно, в первом десятилетии XII в. Выходец из Малой Азии, Скилица был магистром, проедром, эпархом, имел титулы куропалата и друнгария виглы. Его основное произведение «Обозрение историй» примыкает по времени к «Хронографии» Феофана, охватывая события с 811 до 1057 г. Разделяя подобно своим современникам историческое повествование на отдельные книги по «царствам», Скилица однако не создает серии «монографий»: членение у него условно и номинально, монарх выполняет функции своеобразного эпонима раздела, связь эпизодов чисто хронологическая, а не причинно-следственная. Скилица как бы продолжает анналистическую традицию, формально не следуя ей. Отличие от современников сказывается у хрониста и в роли, отведенной автору: Скилица же как герой сочинения, напротив, отсутствует в рассказе, но зато он подробно говорит о своих источниках, прежде всего Георгии Синкелле и Феофане.

Однако ведущей тенденцией рассматриваемой переходной эпохи было постепенное угасание жанра монументальной всемирно-исторической хроники и становление мемуарных, личностно окрашенных произведений с творческим утверждением основных принципов средневекового историзма.

В период правления династии Комнинов Византия вновь возрождается живой, глубокий интерес к античному наследию, отличный от систематизаторско-энциклопедического описания.

В этот период очагами образованности становятся как крупные центры науки и образования, например патриаршая школа или школа при церкви Св. Апостола в Константинополе, так и своеобразные литературно-философские кружки, получившие в этот период распространение и объединявшие крупнейших византийских историков, философов, литераторов. Например, хорошо известнен кружок Анны Комниной где свобода общения, тематика бесед-дискуссий, характер личных отношений собеседников во многом напоминает форму общения итальянских гуманистов эпохи Возрождения.