Очерк II. Философские концепции христианства

Таким образом, в IV в. и среди апологетов императорской власти, и среди ее критиков на первый план выдвигается тема государя как гаранта благополучия подданных, причем особенно остро она звучит в сочинениях идеологов родовитой аристократии. При этом нельзя сказать, чтобы представители критического направления отрицали императорскую власть как таковую.

«Я не скажу ничего своего,— но по мере сил соберу воедино и представлю в сжатом изложении то,

что было разработано испытанными наставниками».

(Иоанн Дамаскин)

«Великие каппадокийцы»

Во второй половине IV века отцы-церкви завершивших формально-диалектическую обработку церковно-преданного догмата Святой Троицы получили собирательное название «Великие каппадокийцы». К их числу обычно относят земляков и сподвижников, происходивших из Каппадокии: Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского, а также иногда Амфилохия Иконийского с их друзьями и единомышленниками, географически близкими и отдалёнными.

Отцы-каппадокийцы внесли значимый вклад в христианское богословие, строго разграничив понятия «сущности» и «ипостаси» Бога. Василий Великий определил их различие как между общим и частным. Согласно учению каппадокийцев, сущность Божества и её отличительные свойства (неначинаемость бытия и Божеское достоинство) принадлежат всем трём ипостасям одинаково.

Кроме этого, каппадокийцы (прежде всего Григорий Нисский и Григорий Богослов) отождествили понятия «ипостась» и «лицо» (до них понятие «лицо» в богословии и философии было описательным, им могли называть маску актера или юридическую роль, которую выполнял человек). Следствием этого отождествления стало возникновение нового понятия «личность», неизвестного ранее в античном мире.

Так, ученые Каппадокийцы помогли завершению триадологических споров, воссоединению Востока с Западом, сведя к единому четкому синтезу разные тенденции.

Будучи сами учеными, Каппадокийцы в этот синтез постарались ввести и все элементы современной им вершинной для достижений всего эллинизма неоплатонической философии.

Иоанн Златоуст

Продолжал идеи отцов-каппидокийцев Иоанн Златоуст (ок. 347— 14 сентября 407). Он был блестящим проповедником за что и получил от паствы наименование «Златоуст», а в 397 году, после кончины Константинопольского патриарха, архиепископа Нектария, святой Иоанн Златоуст был приглашен на Константинопольскую кафедру в качестве патриарха. Основная его деятельность на этом посту заключалась в устроение единообразного Богослужения. Он составил чин Литургии, ввёл антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения. Не одобряя столичных нравов, особенно императорского двора, вступил в конфликт с императрицей Евдоксией, женой императора Аркадия и был изгнан их страны.

Максим Исповедник

Одним из оригинальных философов и богословов этого периода является Максим Исповедник. В центре его философских интересов стоит проблема человека и его высокого предназначения. Философ считал, что Христос пришел, чтобы спасти все это целое, так что осуждение грешников не мыслится окончательным.

Человек, по мнению Максима, должен преодолеть в самом себе двойственность на духовное и плотское, даже противоположность мужского и женского,— тогда весь космос будет спасен и творение воссоединится с творцом. Эти идеи, где человек выступающего спасителем всей твари, как Христос выступил спасителем самого человека, очень редко встречается в истории средневековой мысли. В этих идеях можно разглядеть отблеск античной культуры, проповедующий активность личности в обществе. Увы, идеи Максима не нашли поддержки у представителей ортодоксальной церкви, он был подвергнут пыткам и гонению. Умер в изгнании. Доктрины Максима Исповедника оказали влияние на самого дерзновенного мыслителя раннего западного Средневековья — Иоанна Скота Эриугену

Иоанн Дамаскин

Собственно средневековым мыслителем был Иоанн Дамаскин. (около 675 – около 753 гг) Родился в христианской арабской семье. Получил энциклопедическое образование в греческом духе. По-видимому, был приближенным халифа; затем стал монахом (до 700). Выступал как ведущий идейный противник иконоборчества. Иконоборцы стояли на позициях нежелательности изображения Христа и святых, считая, что изображения духовного через материальное невозможно, а материальное не стоит того, чтобы его изображали. Доказательствами необходимости иконопочитания и занимался Иоанн Дамаскин.

Он говорил: «Я не скажу ничего своего,— но по мере сил соберу воедино и представлю в сжатом изложении то, что было разработано испытанными наставниками». В этой своей идеи он близок в поздне-римским философам, которые готовясь к выживанию в новых условиях, создавала традицию компиляций. К этой традиции можно отнести энциклопедический труд Иоанна Дамаскина, состоящий из трех частей: «Диалектику», разъясняющую логические понятия, трактат «О ересях», а также венец труда в целом — «Точное изъяснение православной веры». Эту трилогию в целом принято по традиции называть «Источник знания».

Всесторонность познаний Иоанна Дамаскина позволила ему соединить разнородный идейный материал в единую замкнутую систему. Его сочинения получили распространение также в восточно-христианских странах. В историю литературы Иоанн Дамаскин вошёл как выдающийся поэт, создавший ряд знаменитых церковных песнопений.

С точки зрения теологических споров о роли разума и веры Иоанн Дамаскин занимает компромиссную позицию отрицая дистанцию между знанием естественнонаучным и богословским. Он считает, что нельзя отрицать научно доказанные естественные явления, в частности, неодушевленность небесных тел, но и не ставил науку выше вероучительной истины. В этом отношении Дамаскин был человеком своего времени. Ему нужна ему была не «физика», а «диалектика», то есть логика, как инструмент теологических диспутов, наполнивших иконоборческую эпоху.

Фотий

Основателем нового умственного движения был патриарх Фотий (около 820 — около 897), этот исключительно разносторонний человек. Хитроумный политик, церковный деятель. Фотий имел прирожденное дарование педагога. Отсюда общекультурное значение его деятельности, намного превышающее его оригинальность как философа.

В своих взглядах Фотий придерживался воззрений Аристотеля, совершенно опровергая Платона. Для Фотия существуют две вещи — с одной стороны, церковное вероучение и сопряженная с ним идея непреложного авторитета, с другой — культура ума как таковая, в принципе подчиненная запросам теологии.

Симеон

Самым значительным и оригинальным мыслителем среди византийских мистиков X—XI вв. был Симеон по прозвищу «Новый Богослов» (949—1022). Свое недоверие к рационалистической доктрине философ доводит до полного отрицания школьного богословия. Учителем может быть с точки зрения Симеона только Церковь, как единственного религиозного авторитета.

Характерно, что учение Симеона, несмотря на все трения, не оказалось за пределами константинопольской ортодоксии.

Михаил Пселл

К середине XI в. умственные силы Византии снова возвращаются в русло мирского культурного творчества, очень далекого от аскетических идеалов Симеона.

Одной из центральных фигур культурной истории Византии был Михаил Пселл (до пострижения в монахи — Константин), (1018 — после 1096/1097). Он был прекрасным ритором, великолепным стилистом, хитроумным царедворцем.

Оценка места Пселла в истории философии — очень спорная проблема. Мнения исследователей расходятся: одни - в нем видит смелого рационалиста, выражавшего мирских тенденций, другие - напротив, верного истолкователя церковной традиции, третьи - компилятора, использующего и выдающего чужие идеи за свои. Увы, оспорить эти полярные выводы практически невозможно. В его творчестве все это имело место. Так сочинения «О порождении души по Платону» оказывается слегка обработанными выписками из толкований Прокла на «Тимея» Платона; «Изъяснение сказанного в „Федре“ о колеснице душ и о воинском строе богов» — такие же выписки из толкований Гермия на «Федра» и список можно продолжить.

Христианско-теологические аспекты мысли Пселла заданные христианской догматикой, служили для Пселла желанным поводом переосмыслить языческие тезисы древних неоплатоников, по-новому повернуть их, то есть соединить принципы античного миросозерцания (преимущественно в неоплатонической переработке), с христианским учением.

Иоанн Итал

Учеником Михаила Пселла и его преемником в сане «ипата философов» был калабрийский выходец Иоанн Итал, то есть «Италиец» (вторая половина XI в.). Он оказался более прямым и неуживчивым, чем его учитель и вступил в открытый конфликт с церковью. Его учение было предано анафеме на соборе 1082 г. где он обвинялся в приятие платоновской доктрины об идеях.

Гемиста Плифона

«Дело» еретика Иоанна Итала открыло ряд конфликтов того же рода, которых в XII в. насчитывается не менее двадцати пяти. Одним из неблагонадежных философов выступившего против христианства во имя защиты Платона стал Гемиста Плифона (около 1355 — 1452).Как справедливо заметил русский византинист Ф.И.Успенский: «Церковь усвоила себе аристотелевское направление и с конца XI до конца XIV в. поражала анафемой тех, кто осмеливался стоять за Платона»

Плифон стремился сконструировать новую, универсальную религиозную систему, которая противостояла бы существующим монотеистическим вероисповеданиям (прежде всего христианству) и в своих важнейших чертах совпадала бы с греко-римским язычеством. В его религиозно-политической утопии «Законы» предусматривались богослужения Зевсу и др. божествам греческого пантеона (в 1460 это соч. было сожжено патриархом Георгием Схоларским, как безбожное). Христианской концепции благодати Плифон противопоставлял резко выраженный натурализм и выступал с критикой Аристотеля («О проблемах, по которым Аристотель расходится с Платоном», 1540). Идеи Плифона оказали влияние на итальянских мыслителей, прежде всего Фичино, Пико делла Мирандола и др.