Соотношение дисциплин и трудоемкость

учебной нагрузки студента

Соотношение дисциплин по блокам и видам занятий Показатели
Соотношение общеобязательных, базовых и профилирующих дисциплин (в %)   25:50:25
Соотношение обязательных и элективных дисциплин (в %) 45:55 (до 2012г.) 30:70 (с 2012 г.)
Соотношение аудиторных занятий и СРС, СРСП   30:70
Объём кредитов по практикам
Трудоёмкость учебной нагрузки студента (в кредитах) 18 в семестр с учётом практик

 

При формировании учебной программы применяется модульный подход. Основываясь на вертикальном принципе преемственности дисциплин, учебная программа выстраивается с учетом распределения на семестры; деления на обязательный и элективный компоненты; общеобразовательные, базовые, профилирующие дисциплины; включения практик. Модульный подход призван обеспечить поэтапное освоение учебной программы в течение 8 семестров продолжительностью 15 недель каждый. Семестр состоит из лекций, семинаров, консультаций (контактные виды занятий), самостоятельной внеаудиторной работы студентов, учебной и профессиональной практик. В процессе освоения модулей студенты приобретают профессиональные компетенции, которые связаны с формированием методологических принципов мышления (дисциплины общеобразовательного модуля), приобретением теоретических знаний (дисциплины базового модуля), освоением практических навыков по профилю подготовки (дисциплины профилирующего модуля и профессиональная практика). Например, в подготовку учителей географии входят философия, история Казахстана, казахский/русский/иностранные языки, которые развивают культуру мышления, гражданские чувства; педагогика и психология дают представления о методах воспитания и обучения; методика преподавания географии позволяет освоить навык применения технологии обучения; прохождение практики закрепляет полученные теоретические знания и практические навыки в образовательном учреждении.

Образовательная программа предусматривает различные виды учебной деятельности студентов, к которым относятся контактные и внеаудиторные занятия, профессиональные практики. К контактным видам занятий относятся лекции, семинары и консультации. Инициатором контактных видов деятельности являются преподаватели, которые выполняют функцию организаторов учебных занятий. К внеаудиторным видам занятий относятся самостоятельная работа студентов. Инициаторами внеаудиторных видов деятельности выступают студенты, которые в процессе самоподготовки могут обратиться за консультацией к преподавателю. В рамках лекционных занятий формируется ориентировочная основа для последующего усвоения студентами учебного материала. Разработка лекционного материала и чтение лекций осуществляется опытными преподавателями кафедр, имеющими, как правило, степень доктора, кандидата, магистра наук. С внедрением кредитной технологии методика чтения лекции была скорректирована за счет использования интерактивных средств обучения. Проведение лекционного занятия предполагает предварительную подготовку студентов, которые обеспечиваются тезисами лекций. В результате этого возрастает активная роль студентов в ходе проведения лекции, которая зачастую принимает формы дискуссии, круглого стола, форума. Проведение семинарского занятия предполагает формирование у студентов навыков использования теоретических знаний применительно к особенностям изучаемой дисциплины. Тематика семинарских занятий носит проблемный характер, позволяющий студентам овладеть навыками ведения дискуссии и научной полемики. Активным участником семинарского занятия выступает студент, который демонстрирует степень осмысления теоретического материала. Традиционными формами проведения семинарского занятия являются собеседование и работа в спортивном зале. С внедрением кредитной технологии обучения в практику вошли аудиторные консультации, которые проводятся в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя. Этот вид аудиторной работы предназначен для студентов, желающих получить дополнительные консультации по темам учебной дисциплины, отработать конкретные спортивные навыки. Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя осуществляется в соответствии с утвержденным графиком. Формы организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя варьируются от традиционной до интерактивной. Внеаудиторная работа студентов регламентирована учебными планами и учебно-методическими комплексами, которые определяют трудоемкость и содержат методические рекомендации по организации самоподготовки. Основными видами внеаудиторных занятий являются работа в библиотечном фонде, на сайтах Интернета, с материалами медиатеки, в спортивных залах. Наравне с этим активно практикуется индивидуальная работа студентов с преподавателем в рамках подготовки курсовой, дипломной работы или получения консультаций. Любой вид внеаудиторной деятельности носит отчетный характер и оценивается преподавателем в соответствии с рейтинговой системой. Консультации в рамках работы над курсовой и дипломной работами носят обучающий характер и служат сохранению научных традиций кафедры. Это способствует развитию у студентов навыков написания научного исследования с опорой на общую методологию и умение отстаивать собственную позицию. Тематика научных исследований студентов соответствует направленности образовательной программы. Например, за отчётный период студентам было предложено подготовить курсовые и дипломные работы по таким темам, как «Сельское хозяйство Карагандинской области на примере Нуринского района», «География развития молочной промышленности Карагандинской области (на примере «Rentier»)», «Этнодемографические зоны Центрального Казахстана», «Историко–географическая характеристика КарЛАГА, посёлок Долинка», «Влияние метеорологических условий на атмосферное загрязнение г. Караганды» и др.

В учебный процесс внедрены и используются активные и инновационные методы обучения: лекция-беседа, лекция-визуализация, лекция-диспут, игровая технология, технологии коллективной и групповой деятельности, имитационные методы активного обучения, обучение в сотрудничестве, креативное обучение, инновационная образовательная проектная деятельность, брейнсторминг («мозговой штурм»), моделирование ситуаций, кей-стади («деловая игра»), командная игра, коллоквиум и т. д. Показателями эффективности применения перечисленных методов обучения являются, прежде всего, результаты текущей успеваемости, итоговой государственной аттестации студентов и степень их удовлетворённости качеством обучения. Проводимый мониторинг показывает, что уровень успеваемости студентов на выпускном курсе значительно выше их успеваемости на первом курсе, что свидетельствует об эффективности применяемых в университете методов обучения.

Образовательная программа реализуется в рамках кредитной и дистанционной технологий обучения, которые определяют структуру программы, виды учебных занятий, формы контроля знаний, принципы планирования траектории обучения. С внедрением кредитной технологии обучения сложилась практика формирования и использования в учебном процессе учебно-методических комплексов дисциплин, которые включают силлабус, тематический план курса, тезисы лекций, планы семинарских занятий, методические рекомендации по организации самостоятельной работы, тематику письменных работ, тестовые задания для проведения самоконтроля, шкалу оценки знаний. Структура учебно-методических комплексов позволяет студентам составить целостное представление о концепции курса и системе требований по его изучению. Практика применения учебно-методических комплексов, ориентированных на студентов, содействовала повышению качества преподавания дисциплин и уровня их освоения. Для освоения образовательной программы составлен каталог элективных курсов, который содержит краткое содержание курса, задачи и ожидаемые результаты, перечень компетенций, пререквизитов и постреквизитов. Причинами присвоения дисциплинам статуса пререквизитов и постреквизитовявляются стремление факультета обеспечить целостное и поэтапное освоение обучающимися образовательной программы; преемственность дисциплин и накопление профессиональных компетенций; условия для перехода с курса на курс и продолжения обучения по программам послевузовского образования. Например, для изучения таких профилирующих дисциплин, как «Физическая география материков и океанов», «Физическая география содружеств независимых государств», «Физическая география Казахстана» необходимо освоение дисциплин «Общее землеведение», «Геология», «Картография с основами топографии». Каталог элективных курсов составляется с учётом требований работодателей, актуальности дисциплин, современных достижений науки и общества. Например, по инициативе работодателей были включены такие элективные курсы, как «Геоэкология природных ресурсов Республики Казахстан», «Методы экономико-географических исследований», «Геоинфораматика».

Все дисциплины образовательной программы обеспечены учебно-методическими разработками, в том числе на электронных носителях. Например, на одного студента приведенного контингента приходится 283 экземпляра, доля дисциплин, обеспеченных электронными разработками составила 79%. За отчётный период преподавателями выпускающей кафедры было разработано 22 учебных пособия, 17 электронных учебников с регистрацией в Министерстве юстиции, подготовлено 102 учебно-методических комплекса, сформирована видеотека для изучения физико-географических и политико-географических дисциплин. Все дисциплины, изучаемые в рамках дистанционного обучения, полностью обеспечены курсовыми кейсами. Дистанционная технология обучения обеспечена компьютерной программой сопровождения, позволяющей проводить виртуальные занятия с использованием электронных лекций, курсовых кейсов, электронных учебников, виртуальные консультации, on-line тестирование. На официальном сайте университета функционирует образовательный портал www.znanie.ksu.kz, на котором размещены учебно-методические материалы, расписание занятий, график СРСП, справочник-путеводитель и т.д. Все преподаватели, работающие в условиях дистанционной технологии, прошли соответствующее обучение и имеют сертификаты. Студенты, обучающиеся по дистанционной технологии, имеют доступ к электронной библиотеке университета, полнотекстовым подписным базам данных.

Реализуемые в настоящее время формат образовательных программ, система планирования учебного процесса, методики преподавания дисциплин обусловлены кредитной технологией обучения, которая успешно функционирует в университете. Содержание образовательной программы гармонизировано с аналогичными программами отечественных и зарубежных вузов за счёт Государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан и коэффициентов перезачета кредитов по типу ECTS, описанных в разделе 4 «Правил организации учебного процесса по кредитной технологии обучения» (приказ Министерства образования и науки Республики Казахстан №152 от 20.04.2011г.). В университете сложилась практика трансферта кредитов и учёта учебных достижений студентов: объем кредитов и академические показатели отражаются в зачётной книжке и Транскрипте, прилагаемом к диплому об образовании. Помимо этого освоенные кредиты выполняют накопительную функцию, которая обеспечивает переход студента с курса на курс (на основе GPA) и создаёт условия для продолжения обучения на следующем образовательном уровне, например, в магистратуре.

Оценка качества реализации образовательной программы осуществляется в рамках общей системы мониторинга качества образования. Механизмами оценки являются контрольные посещения занятий, социологические опросы участников образовательного процесса, отзывы внешних руководителей практик, заключения председателей государственных аттестационных комиссий, рецензентов дипломных работ, а также анализ показателей успеваемости, остаточных знаний, итоговой государственной аттестации, ПГК или внешней оценки учебных достижении (ВОУД). Контрольные посещения занятий регулярно осуществляются заведующим кафедрой, членами методической комиссии факультета, представителями Научно-методического совета университета. Результаты посещений фиксируются в специальных журналах кафедры и Научно-методического совета, на заседаниях которого регулярно заслушиваются отчеты о качестве посещенных занятий. Критерии оценки занятий опубликованы в «Положении о проведении мониторинга качества образования в КарГУ» и «Положении о проведении аттестации профессорско-преподавательского состава КарГУ». В течение отчётного периода отделом оценки и мониторинга качества образования совместно с факультетом проводился социологический опрос студентов, преподавателей, работодателей. По результатам опроса были сформированы отчеты и рекомендации по повышению удовлетворенности студентов качеством образовательных услуг. Результаты проведенных социологических опросов позволяют оценить удовлетворенность внутренних потребителей качеством образовательных услуг. Так материалы исследований удовлетворенности студентов организацией профессиональных и выездных практик демонстрируют удовлетворенность 96% респондентов результатами профессиональных и выездных полевых практик, подтверждают необходимость организации выездных полевых практик. Социологический опрос отчетного периода показал, что удовлетворенность студентов программы 5В060900 «География»» составила 91,2%. В частности, студенты высоко оценивают качество организации самостоятельной работы – 85,8%; качество организации НИР – 86%; уровень приобретенных теоретических знаний – 91,7%; качество проведения профессиональной практики – 95,3%; качество преподавания 92,5%, уровень приобретенных умений и навыков –90,3%; обеспеченность учебной и научной литературой – 92,5%. В рамках социологического опроса выявлялись трудозатраты обучающихся в разрезе видов учебной деятельности. Так, 92,6% обучающихся затрачивают на посещение учебных занятий и самоподготовку по 3-4 часа в день, на работу под руководством преподавателя – 18 и более часов в неделю, на работу в библиотеке – 2-4 часа в неделю. Это свидетельствует о наличии сбалансированной учебной нагрузки обучающихся и обоснованном планировании вузом процесса обучения.

По результатам проведенного опроса были учтены предложения студентов по повышению качества обучения, например, в образовательную программу была включена элективная дисциплина по климатологии, организован курс гостевых лекций профессора Университета Сент-Иштван по экологическому туризму; приобретена дополнительная учебная литература зарубежных авторов по географии. Приведенные выше показатели удовлетворенности студентов коррелируют с результатами социологического опроса, проводимого в рамках самооценки по стандартам НКАОКО (Приложения № 10, 11,12), а также результатами анкетирования студентов в рамках государственной аттестации вуза 2013 года (100%).

Удовлетворенность работодателей по результатам опросов отчетного периода составила 94,7%, что является высоким показателем. Опрос отчетного периода показал, что опрошенные работодатели в большинстве случаев выдвигают общие требования к уровню подготовки выпускников программы: навыки работы на компьютере (100%), средний балл диплома на уровне «хорошо и отлично» (85,7%), знание языка обучения (100%). Наряду с этим работодателями учитываются отдельные факторы, способные косвенно указать на уровень подготовки специалиста, в том числе форма обучения (очная или заочная) и имидж выпускающего вуза. Высокую оценку работодателей получили общий уровень культуры (100%), теоретическая (97,2%) и практическая подготовка (89%) выпускников. Данные показатели подтверждаются частыми случаями трудоустройства выпускников, проходивших профессиональную практику у опрошенных работодателей. Как показывают полученные ответы, 72,1% опрошенных работодателей, руководствуясь результатами практики, предложили студентам выпускного курса трудоустроиться по окончании университета. На вопрос о том, какими знаниями и навыками должен обладать выпускник, работодатели указали преимущественно знание физико-географических и экономико-географических понятий; понимание сущности природных и социально-экономических явлений. На сегодня учебная программа 5В060900 «География» отвечает данным требованиям работодателей. Вместе с тем, учитывая мнение работодателей, в учебный план бакалавров были включены новые элективные курсы, в том числе «География Карагандинской области», «Физическая география Евразии». В целом, по результатам опросов обучающихся и работодателей не было выявлено критических показателей.

В отчетный период в университете проводились социологические опросы преподавателей на предмет их удовлетворенности системой управления, организацией труда, деятельностью заведующего кафедрой. Посредством разработанных анкет преподавателям предлагалось оценить условия труда и условия для профессионального развития; степень доступности руководства кафедры, факультета, университета, качество сотрудничества с заведующим кафедрой; степень информированности преподавателей, уровень представления преподавателей о СМК, стратегии университета, правил внутреннего распорядка, Кодекса этических норм КарГУ им. Е.А.Букетова и т.д. По результатам социологических опросов отчетного периода 96,6% преподавателей факультета удовлетворены системой управления в университете. В ходе опроса высокую оценку получили такие параметры, как условия труда, график работы, возможность повышать квалификацию и участвовать в работе коллегиальных органов факультета и университета; осведомленность о решениях Совета факультета, Ученого Совета, деканата, ректората, Научно-методического совета, Научно-технического совета, возможность напрямую обращаться к деканам, проректорам и ректору университета, доступность материально-технических, библиотечных ресурсов и интернет- каналов. Наряду с этим по результатам опроса преподавателей был составлен общественный рейтинг заведующих кафедрами, деятельность которых оценивалась по 17 параметрам, например: «стремление содействовать решению внутренних проблем кафедры», «стремление развивать кафедру», «авторитет в коллективе», «своевременное информирование коллектива о текущих задачах и решениях руководства», «умение руководить учебно-методической и научно-исследовательской работой кафедры», «умение избегать конфликтов», пунктуальность и т.д. В целом, заведующие кафедрами получил положительную оценку коллектива, что свидетельствует об обоснованной кадровой политике руководства факультета и университета. Рейтинг заведующих кафедрами учитывается в процессе проведения конкурса на замещение вакантных должностей. С учётом мнения преподавателей был усилен информационной контент сайта университета; повышена оперативность актуализации сайтовых страниц факультета за счет обеспечения прямого доступа к ним ответственных лиц; учтены предложения по содержанию оценочного листа для внебюджетной доплаты преподавателей. Показатели удовлетворенности преподавателей отчетного периода коррелируют с высокими результатами социологического опроса, проводимого в рамках самооценки по стандартам НКАОКО (Приложения № 13).

Результаты оценки образовательных программ обсуждаются на заседаниях коллегиальных органов факультета и университета, которые принимают решения о мерах по обеспечению качества обучения. Например, за отчётный период на заседаниях деканата, Совета факультета, методкомисии были рассмотрены такие вопросы, как «Об удовлетворенности студентов факультета качеством образовательных услуг» (протокол заседания Совета факультета № 6 от 27.02.2012 г.), «О результатах контрольного среза знаний студентов выпускного курса» (протокол заседания Совета факультета № 4 от 27.12.2011 г.), «О результатах зимней экзаменационной сессии» (протокол заседания деканата № 9 от 13.01.2012 г.). Данная работа стимулирует коллектив кафедры к дальнейшему улучшению качества организации практик, сохранению баз практик, продолжению работы по укреплению материально-технической базы факультета (открытие зала электронных ресурсов, приобретение мультимедийного оборудования). Еще одним показателем качества реализации образовательной программы является стабильное трудоустройство выпускников в специализированных учебных заведениях и организациях, в том числе формирующаяся тенденция трудоустройства по специальности до окончания обучения.