SWOT - анализ

S- сильные стороны W – слабые стороны
1. Высококвалифицированный преподавательский состав выпускающей кафедры. 1. Уменьшение контингента студентов программы.
2. Стабильно высокая востребованность выпускников специальности на региональном рынке труда.  
3. Прозрачность образовательной программы и чёткая связь содержания учебного плана с требованиями работодателей региона.  
4. Ежегодное обеспечение выездных учебно-полевых практик по территории Казахстана.  
5. Высокая степень удовлетворенности студентов качеством обучения.  
О - меры по устранению слабых сторон Т - возможные риски в случае неустранения слабых сторон.
1.Повышение привлекательности программы за счёт активизации программ внешней академической мобильности студентов и развития полиязычной подготовки. 2. Расширение географии привлечения абитуриентов в рамках профориентационной работы.   1.Снижение уровня трудоустройства выпускников за пределами страны. 2. Возможность возникновения дефицита специалистов программы на региональном рынке труда.

Стандарт 2. Содержание образовательной программы

Политика формирования контингента студентов складывается из нормативных требований процедуры приёма, форм профориентационной работы, информирования общественности об академических возможностях университета, механизмов социальной поддержки, включая льготы по оплате за обучение, доступные тарифы за проживание в общежитиях, лечение в профилактории, услуги студенческого бытового комплекса. Процедура приёма студентов в университет определяется нормативными документами Министерства образования и науки Республики Казахстан. Абитуриенты имеют возможность продолжить обучение в университете по 4-летней программе бакалавриата (выпускники школ), по 3-летней программе (выпускники колледжей), по 2-летней (лица с высшим образованием). Благодаря проводимой политике формирования контингента с учётом современной демографической ситуации на программу за отчётный период поступило 43 студента (в 2011-2012 уч.г. – 12, 2012-2013 уч.г. – 15, 2013-2014 уч.г. – 16), в числе которых выпускники школ, колледжей, бакалавры, лица с высшим образованием.

Особую роль в обеспечении стабильного набора играет профориентационная работа, которая носит плановый характер и включает информирование учащихся школ и колледжей об образовательных программах университета, его конкурентных преимуществах, востребованности выпускников на рынке труда; проведение рекламных компаний в рамках Дней открытых дверей, Дней карьеры, выездных встреч с учащимися школ и колледжей региона; открытие филиалов кафедр в школах города и области; проведение в университете предметных олимпиад, конференций и экскурсий для школьников; пополнение интернет-информации об университете. С 2005 года в университете функционирует Центр карьеры и трудоустройства, который формирует годовой план профориентационной работы университета и график выездных встреч с учащимися, разрабатывает рекламную продукцию, координируют деятельность факультетов по работе с потенциальными абитуриентами и работодателями. Центр тесно взаимодействует с Приёмной комиссией университета, которая ответственна за организацию и проведение приёмной компании. Университетом ежегодно переиздаётся рекламно-информационный буклет «Компас абитуриента», публикуются тематические выпуски университетской газеты «Жастар әлемі. Мир молодежи», снят видеоролик об университете, изготовлена имиджевая продукция с логотипом КарГУ, подготовлена и размещена на сайте виртуальная экскурсия по университету в формате 3D. Наряду с этим оказывается консультативная помощь, проводится пробное тестирование потенциальных абитуриентов по дисциплинам ЕНТ, организуются психологические тренинги по формированию профессионально-значимых качеств личности. Кроме того, профориентационная работа ведётся через деятельность университетского пункта МОН РК по проведению ЕНТ и Учебно-методического и научно-производственного комплекса КарГУ, который включает 32 школы города и области. Ежегодно в рамках профориентационной работы представители университета посещают более 100 школ и колледжей городов Караганды, Жезказгана, Балхаша, Темиртау, Сатпаева, Сарани, Абая, Шахтинска и сельских районов области. В ходе встреч проводится разъяснительная работа о правилах приёма в вузы, преимуществах обучения в КарГУ, демонстрируется фильм об университете, раздаётся рекламная продукция. Помимо этого ежегодно проводятся встречи руководства университета с претендентами на получение знака «Алтын белгi». В результате формируется целевая группа абитуриентов, ориентированных на поступление в КарГУ. Анкетные сведения абитуриентов целевой группы предоставляются факультетам для проведения адресной работы.

Помимо работы, проводимой в рамках программы университета, кафедра проводит следующие мероприятия: ежегодную областную открытую олимпиаду среди школьников по географии, областную школьную конференцию «Шаги в мир науки», выезды профориентационной группы в учебные заведения Карагандинской области и за ее пределами (Восточно-Казахстанская и Акмолинская области), консультация научно-исследовательских проектов школьников и т.д.

Содержание и логика построения образовательной программы обусловлена нормативными требованиями Министерства образования и науки Республики Казахстан и внутренними положениями университета. Согласно действующим правилам формирование образовательной программы осуществляется на основании Государственного общеобязательного стандарта (ГОСО РК 3.08.324-2006), который описывает концепцию обязательных для изучения курсов, определяет профессиональные компетенции и квалификационные характеристики выпускников. Помимо этого стандарт содержит типовой план, который включает перечень обязательных дисциплин с указанием количества кредитов, регламентирует соотношение базового, профилирующего и общеобразовательного циклов, определяет объем компонента элективных курсов. На основании типового плана и типовых программ разрабатываются все учебные документы, в числе которых рабочий учебный план, учебно-методические комплексы, курсовые кейсы, методические рекомендации и т.д. Формируя образовательную программу, факультет и кафедра используют научно обоснованные подходы к планированию, методической обеспеченности, технологиям обучения. Это способствует сохранению преемственности государственных стандартов, типовых программ, рабочих учебных планов и учебно-методических комплексов. Вытекающая из этого академическая целостность нормативных и учебных документов обеспечивает эффективное управление механизмом реализации образовательных программ.

Руководствуясь требованиями типового плана, содержанием каталога элективных курсов и академическим календарём, студенты определяют индивидуальную траекторию на каждый учебный год. Методическую помощь студентам в формировании индивидуальной траектории оказывают эдвайзеры. Логика составления индивидуального плана обуславливает выбор элективных курсов, преподавателей, научного руководителя, тем курсовой и выпускной работ.

Одним из основополагающих учебных документов является рабочий учебный план, который формируется на основе индивидуальных планов студентов и регламентирует порядок освоения образовательной программы. Базируясь на принципах непрерывности, преемственности и адаптивности, рабочий учебный план содержит перечень дисциплин, количество кредитов, продолжительность семестров, виды занятий и формы контроля. Структура учебного плана бакалавриата включает 3 цикла дисциплин, распределенных между обязательным и элективным компонентами, соотношение которых составляет 30% и 70% соответственно (таблица 2).

Таблица 2

Перечень учебных дисциплин специальности по циклам

Циклы дисциплин Дисциплины
  Общеобразовательные История Казахстана (ГЭ)
Основы права
Основы экономической теории
Казахский язык
Экология и устойчивое развитие
Информатика
Иностранный язык
Основы безопасности жизнедеятельности
Философия
Социология
Политология
  Базовые (Обязательный компонент) Профессиональный казахский язык
Профессионально-ориентированный иностранный язык
Общее землеведение
Введение в экономическую, социальную и политическую географию
Топография с основами геодезии
Ландшафтоведение
География Казахстана
    Базовые (Компонент по выбору) Метеорология с основами климатологии Климатология
Геология Геосистемы материков и океанов
Геоморфология Палеогеография
Геоинформатика Электронная картография
Политическая география с основами геополитики и природопользования Историческая география
География населения Занятость населения и ее регулирование
География современного мира Глобальная география
Аэрокосмические методы географических исследований и составление карт Сельскохозяйственная метеорология с основами агроклиматологии
Экономико-географические основы природопользования и туризм Проблемы рационального природопользования
Геоэкология и охрана природы Глобальная экология
География сельского хозяйства Земельные ресурсы Республики Казахстан и земельный кадастр
Профилирующие (Обязательный компонент)   Физическая география материков и океанов
Экономическая, социальная и политическая география мира
    Профилирующие (Компонент по выбору) Химия Геохимия
Основы этнотопонимики Топонимика
Новые технологии в преподавании географии Методика преподавания географии и экологии
География малого и среднего бизнеса Центрального Казахстана Экономическая и социальная география Содружества независимых государств
История демографических процессов Казахстана Геоурбанистика
Рекреационная география мира География туризма РК
География АПК РК в условиях рыночной экономики Экономико-географические проблемы
Методы географических исследований Проблемы современных географических исследований
Краеведение География Карагандинской области
Базовые (компонент по выбору) Биогеография Основы биоразнообразии
Физическая география Центрального Казахстана Физико-географические проблемы
География почв Почвоведение

Объем времени для самостоятельной работы студентов, в том числе под руководством преподавателя, составляет 70% (таблица 3). Наряду с этим в рабочем учебном плане отражаются объём кредитов, сроки прохождения профессиональной практики и подготовки курсовых работ. Соответствуя требованиям Государственного стандарта, учебный план обеспечивает нормативное соотношение общеобразовательных, базовых и профилирующих дисциплин. В результате этого 75% плана представлено учебными дисциплинами профессиональной направленности, 25% — курсами, содействующими личностному развитию студентов. Перечень дисциплин, входящих в компонент по выбору, обусловлен профессиональной спецификой образовательной программы. Являясь алгоритмом освоения образовательной программы, учебный план обеспечивает академическую преемственность указанных циклов дисциплин. Связанная с этим траектория обучения позволяет поэтапно перейти от общих знаний к профессиональным. Изучение любой дисциплины, независимо от её академического статуса, завершается сдачей экзамена и присуждением кредитов, минимальная сумма которых за весь период обучения составляет 154 единицы. В результате этого обеспечивается измеряемость академического прогресса студентов, которые получают возможность досрочного освоения программы посредством системы накопления кредитов. Логическим дополнением учебного плана является каталог элективных курсов, который содержит краткую аннотацию учебных дисциплин и связанный с ними перечень пререквизитов и постреквизитов. Рабочий учебный план выстраивается с учётом требований Государственного общеобязательного стандарта РК 5.04.19 – 2011 «Высшее образование. Бакалавриат. Основные положения», который регламентирует соотношение общеобязательных, базовых и профилирующих дисциплин; обязательных и элективных дисциплин; аудиторных занятий и СРС, СРСП; объём кредитов по видам практики; трудоёмкость учебной нагрузки студента:

Таблица 3