Динамика обновления дисциплин образовательной программы

Обновляемость дисциплин (кол-во) 2011-2012 2012-2013 2013-2014
Обязательные ООД всего: в т.ч. обновлено: - - -
Обязательные базовые всего: в т.ч. обновлено*:
Элективных

 

* Обновление дисциплин обязательного компонента произошло за счет изменения ТУП специальности, количество кредитов из обязательных дисциплин (ОД) переведены в цикл элективных дисциплин по выбору.

За отчётный период цели программы достигались за счёт введения различных элективных дисциплин, отражающих специфику программы. В связи с современными требованиями работодателя и их рекомендациями были введены следующие дисциплины: «Сельскохозяйственная метеорология с основами агроклиматологии», «Новые технологии в преподавании географии», «Электронная картография». В связи с нехваткой кадров в сфере гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды, расширение списка элективных дисциплин в учебном плане, за счет таких предметов как «Гидрология», «Метеорология и климатология», «Геоэкология природных ресурсов» и др., способствовало трудоустройству выпускников (Кенетаева Ж., Сейткалиев И.) в Карагандинском центре гидрометеорологии.

В тезисах «Общество Всеобщего Труда» (июль 2012 г.) Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев предложил внедрить во всех учебных заведениях новые обязательные учебные курсы, в т.ч. «Краеведение», данный предмет был введен список элективных дисциплин в 2013 году.

Для достижения целей образовательной программы в университете имеются необходимые кадровые и материальные ресурсы:

- Численность штатного профессорско-преподавательского состава (ППС), ведущих учебные занятия по специальности, всего 36, из них с учеными степенями и званиями 19 (53%). Среди преподавателей, обслуживающих специальность - 2 обладателя звания «Лучший преподаватель вуза Республики Казахстан», 3 обладателя звания «Отличник образования Республики Казахстан»;

- высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав выпускающей кафедры, представленный 5 кандидатами географических наук, 1 кандидатом педагогических наук, 6 магистрами наук, 4 преподавателями без учёной степени и степени магистра наук.

- материально-техническая база, включающая 1 учебный корпус с исследовательским парком, в состав которого входят 5 лабораторий, научной библиотекой, 1 залом электронных ресурсов на 30 посадочных мест, 2 компьютерными классами на 26 посадочных мест, 2 лингафонными кабинетами, 3 поточными аудиториями на 269 посадочных мест, 8 специализированными кабинетами, музеем природы;

- фонд специализированной учебной литературы объёмом 34 526 экземпляров;

- наличие профессиональных баз практик по профилю подготовки. Выпускающей кафедрой на каждый вид практики разработаны программы, заключены договоры для проведения педагогической практики с ОСШ №48, Гимназиями №97, №38, №93, Областной специализированной школой-интернатом №2 для одаренных детей имени Н. Нурмакова, Областной специализированной школой-интернатом для одаренных детей имени Ж. Жабаева; для организации физико-географической и экономико-географической практик – с заводом электротехнического оборудования, заводом «Имстальком», литейным заводом, чулочно-носочной фабрикой «ТЭГАМ», Управлением земельных отношений Карагандинской области, Нура-Сарысуским областной территориальной экологической инспекцией.

- наличие структурных подразделений по организации и контролю учебного процесса.

Эффективность целей образовательной программы систематически оценивается через плановое рассмотрение на заседаниях кафедры, Совета факультета, деканата вопросов об успеваемости студентов, о результатах педагогической практики, об уровне остаточных знаний, о качестве защиты дипломных работ и сдачи государственных экзаменов, о степени удовлетворённости студентов качеством обучения. Помимо этого важным показателем эффективности реализации целей образовательной программы является количество выпускников, трудоустроенных по специальности.

Показателями эффективности достижения целей образовательной программы являются результаты внешнего и внутреннего мониторинга:

- положительное решение государственной комиссии МОН РК об аттестации специальности в 2013 году;

- высокая степень удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников программы: показатель удовлетворенности составил за отчетный период 95,6%;

- высокая степень востребованности выпускников программы на рынке труда: показатель трудоустраиваемости в отчетный период составил 80% в целом/ 100% студентов, обучающихся по образовательному гранту;

- наличие победителей предметных олимпиад, творческих проектов, научных студенческих конференций: в отчетный период их количество составило 6 человек;

- высокая доводимость студентов программы, которая в среднем составляет в отчетный период 96%;

- высокий средний балл студентов по результатам профессиональной практики: за отчетный период средний балл составил 3,8 из 4;

- стабильно высокая успеваемость студентов по результатам сдачи сессий, выпускного экзамена и защиты дипломных работ: за отчетный период показатель успеваемости составил 100%, показатель остаточных знаний - 94%, показатель успешной сдачи итоговой государственной аттестации – 100%, показатель качества сдачи выпускного экзамена - 100%, показатель качества защиты дипломных работ – 100%;

- высокая степень удовлетворенности студентов качеством обучения: за отчетный период показатель удовлетворенности составил 90%;

- высокие результаты тестирования студентов в рамках государственной аттестации: в 2013 году показатель успешной сдачи тестирования составил 100%;

- за отчетный период показатель нормативной сдачи промежуточного государственного контроля (ПГК) составил 72% при среднем балле 90 б. из 125; показатель среднего балла ВОУД в 2012 году составил 112 б. из 200.

В университете сформирована высокая культура качества, обеспечивающая эффективность реализации образовательных программ. В систему менеджмента качества университета включены основные процессы его жизнедеятельности. Ответственность за текущее состояние системы менеджмента качества, проведение анализа её функционирования, принятие управленческих решений по улучшению системы и представления ректору итогов анализа, в целом, несёт Уполномоченный представитель руководства по качеству/УПРК в соответствии с процедурой процесса управления «Анализ со стороны руководства». Подготовку исходных материалов для проведения Анализа со стороны руководства осуществляют курирующие проректоры, руководители подразделений и деканы, для которых данный анализ является одновременно возможностью оценить функционирование своих подразделений в системе и выдвинуть предложения по её улучшению. Мониторинг эффективности системы менеджмента качества осуществляется посредством внутреннего и внешнего аудитов. Внутренний аудит регламентирован соответствующей процедурой и проводится один раз в год. Внешний аудит (надзорный или ресертификационный) проводится ежегодно сертифицирующей компанией. По заключениям внешних аудитов система менеджмента качества университета, факультета и кафедр является эффективной и в полной мере соответствует требованиям международного стандарта ISO 9001:2008. Основными процессами, через которые реализуется деятельность вуза в целом и факультетов в частности, являются учебно-методический, научно-исследователь­ский, воспитательный процессы, процесс управления, технический процесс. Содержание процессов описано в документированных процедурах системы менеджмента качества, к которым относятся генеральные и негенеральные процедуры: «Руководство по качеству» (включая Политику в области качества), «Управление документацией системы менеджмента качества», «Управление записями», «Внутренний аудит», «Управление несоответствующей услугой», «Коррективные/превентивные меры», «Анализ данных», «Анализ со стороны руководства», «Оценка и выбор поставщика», «Управление общим делопроизводством», «Управление инфраструктурой, производственной средой, оборудованием», «Порядок разработки, согласования, утверждения и внесения изменений в положения о подразделениях и должностные инструкции», «Управление контрольно-измерительным оборудованием». Наряду с ними в систему управления включены 57 документированных процедур структурных подразделений и коллегиальных органов. Данные процедуры детализируют этапы планирования, мониторинга, принятия корректирующих и предупреждающих действий. Система менеджмента качества университета по мере своего развития постоянно улучшается за счёт пересмотра Политики, Целей, Руководства в области качества, документированных процедур, положений о подразделениях и коллегиальных органах, критериев оценки эффективности процессов, введения новых и изъятия неактуальных процедур качества. Подразделения, ответственные за достижение целей образовательных программ, осуществляют постоянный мониторинг качества. Например, Учебно-методическое управление совместно с факультетом обеспечивает вовлечённость работодателей в реализацию образовательной программы через согласование перечня элективных дисциплин, руководство профессиональной практикой, рецензирование дипломных работ и методических разработок преподавателей, работу в составе Государственной аттестационной комиссии. Другой пример. Отдел оценки и мониторинга качества образования анализирует академические показатели студентов, показатели их удовлетворённости обучением, проводит контрольные срезы знаний, анкетирование, разрабатывает рекомендации по улучшению обучения. Центр карьеры и трудоустройства, поддерживая постоянные связи с работодателями, способствует формированию культуры самопозиционирования выпускников программы на рынке труда.

Факультетом ежегодно разрабатываются цели в области качества, где отражаются приоритетные направления деятельности кафедр факультета в учебном году, в том числе укрепление кадрового потенциала кафедр за счет увеличения процента остепененности сотрудников; внедрение полиязычной формы обучения в образовательных специальностях бакалавриата; увеличение публикаций в высокорейтинговых журналах; расширение деятельности в рамках академической мобильности; продолжение работы по внедрению инновационных технологий обучения; расширение практики проведения студенческих и школьных конференций.

В рамках внутреннего аудита результатов и условий реализации образовательной программы постоянно осуществляется текущий контроль над качеством преподавания (взаимопосещения, посещения со стороны руководства, обсуждения результатов посещений, мастер-классы ведущих преподавателей факультета и зарубежных преподавателей) и аттестации ППС каждые 1-3 года, в зависимости от должности со стороны УМО и отдела мониторинга университета. В рамках внешнего аудита имеет место практика получения отзывов руководителей с места работы выпускников, публикации и выступления в местных СМИ, имеющих, как правило, положительный характер. Также бывшие выпускники, ныне учителя географии, участвуют в различных конкурсах педагогов, Интернет-олимпиадах, в научно-практических конференциях и др., где подтверждают высокий уровень профессиональной подготовки.

Об уровне подготовки обучающихся по данной образовательной программе свидетельствуют высокие оценки результатов итоговой государственной аттестации и защит дипломных работ выпускников, отраженные в отчетах Государственной аттестационной комиссии, председателями которых являются специалисты профильных организаций (профессора ведущих университетов республики, руководство специализированных средних учебных заведений); отзывы руководителей баз практик; результаты тестирования студентов специальности в рамках Промежуточного государственного контроля, Внешней оценки учебных достижений; результаты государственной аттестации специальностей. Так по результатам ПГК 2011 года средний балл тестирования составил 72% при среднем балле 90 б., средний балл тестирования ВОУД составил 112 б. из 200.

Ответственность за определение целей образовательной программы несут биолого-географический факультет, выпускающая кафедра географии и кафедры, обслуживающие цикл общеобязательных, психолого-педагогических дисциплин, междисциплинарных курсов. В обязанности факультета входит организация учебного процесса, включая практики, обеспечение учебно-методической литературой, профессорско-преподавательским составом, современной учебной базой, осуществление общего контроля над реализацией образовательной программы. В обязанности выпускающей кафедры входит разработка рабочих учебных планов, каталога элективных курсов, учебно-методических комплексов, программ практик, учебно-методической литературы, согласование содержания программы с работодателями, трудоустройство выпускников, мониторинг успеваемости, актуализация образовательной программы в соответствии с требованиями рынка и внешней среды.

Приоритетами при формировании целей образовательной программы являются:

- нормативные документы, в числе которых Законы Республики Казахстан «Об образовании», «О науке», Типовые правила организации деятельности вузов, Типовые правила приема в высшие учебные заведения Республики Казахстан, Государственный общеобязательный стандарт образования по специальности 5В060900-География;

- стратегические документы, в числе которых Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы, Стратегия развития КарГУ на 2011-2020 годы, Стратегический план развития КарГУ на 2013-2015 годы.

Цели образовательной программы обусловлены также изменяющимися требованиями внешней среды, которая связана с профессиональной конкуренцией и востребованностью специальности.

Условиями, обеспечивающими стабильность набора студентов на обучение по образовательной программе, являются наличие государственного заказа на подготовку специалистов по программе, проведение планомерной профориентационной работы, наличие выпускающей кафедры с высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом, высокие позиции в национальном рейтинге образовательных программ, современная материальная база, наличие долгосрочного сотрудничества с партнёрами – общеобразовательными школами, исследовательскими институтами, государственными учреждениями и др. Например, за отчётный период на программу было принято 9 обладателей государственных грантов; 2014 году программа заняла 2 позицию в рейтинговой оценке образовательных программ казахстанских вузов, проводимой Центром Болонского процесса и академической мобильности; в 2013-2014 году студент 4 курса специальности 5В060900 – География занял 1 место в научно-практической конференции «Жастар. Экология. Мәдениет»; студент 4 курса участвовал в ХVII международной студенческой научно-практической конференции «Научное сообщество студентов ХІІ столетия» естественные науки в г.Новосибирск, в 2013 году был открыт филиал кафедры в школе одаренных детей №2 им. Н. Нурмакова. Обоснованность подготовки специалистов по образовательной программе связана с потребностями региона и Республики в профессиональных педагогах, способных проводить качественное обучение и воспитание обучающихся по многопрофильным дисциплинам, способствуя формированию общей культуры личности и освоению профессиональных образовательных программ с использованием разнообразных приемов и методов обучения, активизации познавательной деятельности учащихся в условиях перманентного самообразования. Современный рынок труда нуждается в преподавателях географии, специалистах научно-исследовательских организаций, сфер управления, гидрометеорологических и туристских станций, проектных организаций и др.