Стандарт 1. Цели образовательной программы

Цели образовательной программы направлены на подготовку педагогических кадров в области географии для организаций образования, включая средние школы, колледжи. Для достижения данной цели необходимо выполнение ряда задач, в том числе целенаправленное формирование контингента обучающихся, специализированная теоретическая и практическая подготовка студентов в процессе обучения ориентированная на современные потребности работодателя. Выпускники программы география в процессе обучения приобретают следующие предметно-специфические компетенции:

– знания физико- и экономико-географических понятий и терминов, законов и закономерностей для расширения представления о единстве и целостности природы и общества;

– понимание сущности природных и социально-экономических явлений и процессов, законов и закономерностей, составляющих основу физико- и экономико-географического знания для познания природы и общества;

– умение применять приобретенные физико- и экономико-географические знания для информированного решения сложившихся жизненных ситуаций;

– умение использовать физико- и экономико-географические знания для расширения личностного представления о научной картине мира;

- понимать ценностную значимость физико- и экономико-географических знаний для осуществления различных видов коммуникаций;

– умение применять физико- и экономико-географические знания на основе информационно-коммуникативной технологии для осуществления сотрудничества в различных контекстах;

– умение ориентироваться в информационно-понятийном поле физико- и экономико-географических предметов для совместной работы в заданном контексте;

– понимание ценности познания окружающей действительности для принятия ответственных решений с учетом природных, экологических, социальных, экономических, техногенных и информационных факторов;

– умение проецировать физико- и экономико-географические знания для осуществления взаимодействия с окружающей действительностью;

– умение принимать конструктивные решения на основе творческого использования физико- и экономико-географических знаний в соответствии с нравственными нормами.

Реализация образовательной программы «География» определяется миссией университета, которая заключается в сохранении регионального лидерства в сфере многопрофильного классического образования посредством реализации современных стандартов качества, многоуровневой модели непрерывного обучения, научных исследований, подготовки конкурентоспособных специалистов новой формации, обладающих фундаментальными знаниями, инновационными подходами, исследовательскими навыками для осуществления научной, педагогической, профессионально-практической деятельности. Этим во многом обусловлен образовательный формат программы, которая направлена на подготовку педагогов нового поколения, способных применять профессиональные знания в различных сферах образования, пропагандировать казахстанский патриотизм, участвовать в формировании ценностных личностных установок, связанных с географическими знаниями. Реализация образовательной программы осуществляется в контексте Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, Стратегического плана развития КарГУ им. Е.А. Букетова на 2013-2015 годы. Например, в рамках достижения стратегического приоритета по развитию учебно-лабораторной базы университета на биолого-географическом факультете был открыт Исследовательский парк биотехнологии и экомониторинга.

Образовательная программа имеет чётко и ясно сформулированные цели, соответствующие требованиям Государственного общеобязательного стандарта.

В рамках данной программы задачами при подготовке студентов являются:

- формирование фундаментальных знаний по направлениям науки география, умений и навыков, необходимых в профессиональной деятельности педагога;

- формирование экологической, физической, эстетической, правовой культуры, необходимой для высокообразованного специалиста;

- формирование навыков самообразования, необходимых в современной динамичной сфере рынка труда;

- формирование разносторонне развитого специалиста, умеющего адаптироваться к требованиям к сфере деятельности на базе элективных дисциплин;

- формирование общечеловеческих, культурных и социально-личностных ценностей.

Чётко и ясно осознавая цели программы, факультет сформулировал свою миссию, которая заключается в предоставлении «высококачественного образования в области биологических, географических и экологических наук для студентов и магистрантов на основе применения инновационных технологий, при сохранении ценностей классического образования и подготовить специалистов нового поколения, способных взять на себя ответственность за будущее региона». Содержание заявленной факультетом миссии соответствует общеуниверситетской миссии и обусловлено подготовкой бакалавров по программам «География», «Биология», «Экология» и «Биотехнология».

Цели образовательной программы пересматриваемы с учётом потребностей общества, экономики и рынка труда. Об этом свидетельствует введение в 2013 году нового Типового учебного плана по специальности 5В060900 – География. Подтверждением динамичности целей программы является согласование её содержания с работодателями региона, которые участвуют в определении перечня элективных дисциплин, предоставлении баз практик, итоговой оценки выпускников.

Обеспечению прозрачности образовательной программы способствует кредитная и дистанционная технологии, которые позволяют студентам выстраивать индивидуальную траекторию обучения; выбирать преподавателей; самостоятельно осваивать учебные курсы, используя учебно-методические комплексы дисциплин, курсовые кейсы, ресурсы электронной библиотеки; получать консультации преподавателей во время самостоятельной работы с преподавателем (СРСП); отслеживать свой академический рейтинг и др. О динамичности образовательной программы может свидетельствовать также каталог элективных дисциплин, который регулярно пересматривается с учётом изменений внешней среды и требований рынка труда. Тенденция в использовании организациями сфер образования, науки и управления региона специализированного программного обеспечения потребовала формирование новых учебных программ и внедрения в программу курсов. Например, «Метеорология и климатология», «Геоинформатика», «Геоинформационные системы», «Методы географических исследований», «Республика Казахстан в международном географическом разделении труда», «Земельные ресурсы Республики Казахстан и земельный кадастр», «Краеведение» и др. (таблица 1).

Таблица 1