Ордерное оформление иконостасов (история формирования с раннехристианской эпохи, символика, формальные особенности). 2 страница

44. Творчество И. Вишнякова, А. Антропова, И. Аргунова.с18в

Композиция Антропова-статична,изображение фигуры при подчеркнутой объемности лица,в портретных фонах мало воздуха."Портрет атамана краснощекого","портрет стац.дамы измайловой","портрет румянцево"

Аргунов- Портреты соединяют в себе запад-европейс парадного портрета,и идещего от парсуны черты застылости живописной сухости,плоскостности.Грандиозныи несколько манерные вытянутые фигуры радостное праздничное светлое гамма голубватых тонов.Колорит посторен на игре взаимодействий тончайших отенков зеленоватых,коричневых,оливковых цветов.С ввсплесками светло-голубого и розового в шейном платке.Произведения: "Портрет неизветсной крестьянки в русском костюме","спаситель","Богоматерь","портрет К.А.Хрипунова"

Вишняков-его работы "портрет С.Фермор","портрет Бегичева","портреты четы (семьи)тишининых","портрет правительници анны виопольдовной".Для вишнякова типична резкие контрастыне черты портретов:еще ощущается живая русская средневековая традиция и блеск формы парадного европ искусства.Фигура и поза условны.Задний план трактован плоскостно.Это открто-деокративный пейзаж но лицо вылеплено объемно.цветовое решение-серебристая теневая ивопись отказ от локальных пятен,обусловалнно характером модели хрупеой и воздушной ,сходно с каким--то экзотическим цветком.

 

45. Создание Академии художеств: академическая система художественного образования (виды изобразительного искусства, жанры и классы, теория и практика, соревновательность, открытые выставки, пенсионерство).

Основание Академии художеств 1757- крупнейший художественный центр втор пол 18 в. Возродил систему пенсионерства. Первое поколение выпускников Баженов ,Лосенко, Шубин. Обучение ,тесное художественное содружество в Италии , Франции. Господствующий стиль- классицизм, также был сентиментализм и предромантизм. Классицизм : ранний 60-е перв пол 80-х, строгий ,зрелый втор пол 80-х до 1800 гг, поздний, развивающийся до 30-х гг 19в. Основано на идеалах просветительства.

Основание Академии художеств 1757- крупнейший художественный центр втор пол 18 в. Возродил систему пенсионерства. Первое поколение выпускников Баженов ,Лосенко, Шубин. Обучение ,тесное художественное содружество в Италии , Франции. Господствующий стиль- классицизм, также был сентиментализм и предромантизм. Классицизм : ранний 60-е перв пол 80-х, строгий ,зрелый втор пол 80-х до 1800 гг, поздний, развивающийся до 30-х гг 19в. Основано на идеалах просветительства.

Историческая живопись- Лосенко.Жанровая живопись(малое развитие)-Шибанов,Фирсов,Ермеев.Пейзажная- Алексеев, Сем. Ф. Щедрин.Портретная –Кипренский, Тропинин.

46. Исторический жанр в русской живописи второй половины XVIII века (А. Лосенко, П. Соколов, И. Угрюмов).

Система жанров исторической живописи отводилось 1-место.По сравнению искусством портрета она не достигла аналогичный высот.Однака характер ее интересен ,прежде всего исторический жанр-прекраная школа композиции, рисунку и техники масляной живописи.В цетре его внимания античная мифология и национальная история ,осмысление граждатсвенности и патриотизма.Самый крупны представитель исторического жанра –Лосенко-ученик академии,пенсионер.Превая композиция –Владимир и Рогнеда(1770),Прощание Гектора с Андромахой(1773).Цвет –довольно живой в эскизе,в картинке играет скорее всего раскраска.

Угрюмов-окончил академию художест,отправилася в пенсионерскую поездку в Италию,(Взятия Казани,Избрание Михаила Федоровича на царсвто,торжественнвй въезд в Псков Александра Невского,Испытание Яна Усмыря.Соколов-изображение Дедала и Икара(легенда)- Сила и правдивость красок отличают изящные портреты и натюрморты Соколова. Соколов состоял членом-учредителем общества русских акварелистов и с 1891 года хранителем музеев Академии Художеств.

47. Бытовой жанр в русской живописи XVIII века. (М. Шибанов, И. Фирсов, И. Ерменёв).

Считался в Академии Художеств на одном из последних мест. Тк недостаточное развитие буржуазного начала в России. Шибанов – Празднество Свадебного договора, Крестьянский обед 1774.Колористичекое и композиционное решение близко историческому жанру. Факт использования сцен из крестьянского быта- новый .Эстетическая и нравственная ценность и человеческое достоинство своих персонажей.

Ермеев -графическая серия нищих слепцов, странствующих по просторам России. Социальный сентиментализм. Контраст легкости акварели и рубища кт ею нарисовано. Мощное телосложение персонажей, эмоциональность. Образ слепцов -символ невежества – главное препятствие кт видели просветители на пути к прогрессу.

48. Творчество Ф. Рокотова (особенности цвета и тона, психологические характеристики).

Ф.С. Рокотов (1732 или 1735-1808 ) . в 1760 году ученик академии художеств, а через 3 года – ее преподаватель и затем академик. служба отвлекала художника от творчества, а официальные заказы тяготили. В 1765 году покинул академию и переехал навсегда в москву.Рокотов создал интимный психологический портрет. Художник любил изображать человека без парадного окружения, не позирующим. Портреты: князя Павла, Петра 3, девочки Е. Юсуповой и др. в портрете Майкова (ок 1766) впервые у художника такая темпераментная живопись , такая звучность колорита, построенная на противопоставлении красного и зеленого, такая свобода кисти. Портрет Новосельцевой (1780), «неизвестный в розовом»(1770е гг), Н.Е. Струйского (1772), Е.Н.Орловой (1779), Е.В. Санти (1785), В.Н. Суровцевой (к 1780-х гг) – одно из самых тонких психологических полотен художника, очаровательный образ женственности.Обычно Рокотов использует мягкое освещение и сосредотачивает все внимание на лицах. Люди в его портретах почти всегда чуть-чуть улыбаются, иногда пристально загадочно глядят на зрителя.

 

49. Творчество Д. Левицкого (особенности цвета и тона, жест в композиции и символике парадного портрета).

Д.Г. Левицкий (1735-1822) – портретист. Родился в Киеве, учился живописи у своего отца – известного украинского гравера. Потом был среди учеников Антропова и участвовал в выполнении портрета Екатерины 2. На выставке в Академии художеств Левицкий выставляет серию своих портретов, его сразу признают зрелым художником. За портрет архитектора А.Ф. Кокоринова (1769-1770) ему дают звание академика. Худ опирается на традиции барочного репрезентативного портрета. Знаменитая серия портретов смолянок – воспитанниц Смольного института: Е.И. Нелидова, Н.С. Борщова, Е.Н. Молчанова, Г.И. Алымова. А так же портреты Е.Н. Хованской, Е.Н. Хрущевой.Портрет Екатерины 2- законодательницы.Интимные портреты на 1770-е-1780-е – вершина достижения художника. Портрет Дени Дидро в халате и без парика (1773-1774). Портрет М.А. Львова 1778 и 1781, Урсула Мнишек (1782), А.Д. Бернуцции (1782).Левицкий не льстил своим моделям, он показывал свое отношение средствами художественного языка живописи. Он был замечательным рисовальщиком и колористом. Его портреты всегда сгармонированы в цвете, золотистый свет окутывает полотна. Художник часто прибегает к интенсивным , сочным и определенным тонам, составляющую для него определенную гамму, в кот парят ясность и чистота тональных и цветовых отношений.

50. Серия портретов смольнянок Д. Левицкого.

Работал во вторую половину 18 в.Ученик П.Антропова, принимал участие над парадными портретами в связи коронации Екатерин 2.В 1770 г, пришел успех и удостоен звания академика. Серия портретов смолянок- воспитанниц Смольного института(1772-1776гг), выполнены по заказу Екатерины2,она принесла ему подлинную славу. Художник изобразил каждую из воспитанниц за любимым занятием, в характерной позе : Нелидова и Борщова показаны танцующими, разыгрывающими пасторальную сценку, Молчанова-с книгой в руках демонстрирует опыт с электрической машинкой, Алымова - музицирует .Л. прекрасно передал очарование молодости, счастье –юной жизни, разные характеры. Портретам присуща тонкая декоративность ,рождающаяся из продуманного изящества поз и движении девушек ,одетых в разнообразные платья ,богатого сопоставление красок одежд, изысканная красота линейных контуров и силуэтов. Театральный характер полотнам придают кулисы, изображающие условные пейзажи и драпировки. Портрет Хованской и Хрущевой может служить образцом тончайшей живописности. Колорит Левицкого в этой серии ясен и жизнерадостен.

51. Творчество В. Боровиковского (психологические характеристики, особенности живописной фактуры, пространство и аксессуары в композиции картины).

В.Л. Боровиковский (1751-1825). Художник портретного жанра. Первоначальные навыки живописи получил от своего отца-художника. Был лично знаком с Левицким, неизвестно, учился он у него или нет.Портрет Е.Н. Арсеньевой (2 пол 1790-х гг). художник любил изображать позирующих среди природы, в уютном уголке сада, на фоне зелени, с цветком или яблоком в руках. Портрет М.И. Лопухина – одна из хар-ных картин художника. Боровиковский близок к представителям русского литературного сентиментализма, например Карамзину.

 

Портреты Екатерины 2 (сер 1790-х ), крестьянки Христиньи (1795), групповой портрет семьи Гагариных (1802), Г.Р. Державин (1795), Трощинский (1790-е), Боровский (1799).Боровиковский – большой мастер колорита. Нежные сочетания розовых, белых, голубых и светло – зеленых тонов – особая гармоничность и тонкость, кот отличает его произведения от полотен Рокотова и Левицкого.Парадные портреты отличаются монументальностью и торжественностью: А.Б. Куракина (1801). В последние годы жизни художник много занимался религиозной живописью.Портреты , выполненные и в период сближения с сентиментализмом и позднее, отражают хар-е черты стиля классицизма. Творческое наследие художника завершает историю русского портретного жанра.

52. Портреты Екатерины II Д. Левицкого и В. Боровиковского.

Портрет Б(1794).- Екатерина II в Царскосельском парке- Непринужденность, даже интимность, отличает этот портрет. Екатерина II изображена гуляющей по парку Царского Села со своей любимой собачкой. Образ ее не лишен сентиментальности. Но важно уже то, что Б. отказался от изображения царицы в виде "земной богини". Она предстала в обычном домашнем облике.А портрет Л.(1783)- Новое произведение Левицкого стоит особняком в его творчестве. Оно отличается, прежде всего, надуманностью литературного замысла. В портрете менее всего отражены личные качества и характер Екатерины II. Художник создал абстрагированный образ императрицы, иллюстрацию идеального типа монархического правления, каким он представлялся среде просветителей второй половины восемнадцатого века. Программа портрета, подсказанная, надо полагать, Н. А. Львовым, позднее была изложена самим художником.

«Портрет Екатерины I — Законодательницы» с полным основанием может быть отнесен к разряду аллегорических картин. Образ «идеальной государыни» требовал от художника подтверждения в виде различных эмблем и символов. В композицию привнесены предметы, соседство которых может быть оправдано только иносказательными смыслами, отчего полотно окончательно утратило реалистический характер. Свойственное же таланту Левицкого стремление к конкретной достоверности нашло выход в блистательном изображении аксессуаров.

53. Иконопись XVIII века (основные стилистические направления).

Боровиковский , Матвеев – иконописец 18 века.Начало 18 века – сильное влияние стиля Ушакова (объемность, живоподобие, использование белил для написания ликов, при этом орнаментальность в написании сладок тканей ). Например икона петра и павла.Академический период – Боровиковский-Немножко от Ушакова, немножко от академии. Цветовые находки: бирюзовый синий с нежным розовым.В иконописи архитектура изображалась с птичьего полета.

54. Творчество Ф. Шубина.

Творчество Ф.Шубина портретного жанра в [русской] скульптуре [XVIII века] .Закончивший Академию /Шубин уезжает в пенсионерскую поездку сначала в Париж,где учится у Пигаля и, а Рим (1770—1772)1-ое произв. Ш. по возвращении на родину — бюст бывшего вице-канцлера А. М. Голицына (гипс, 1773, ГРМ; мрамор, ГТГ) — свидетельствует -зрелости мастера. Многогранность характеристики модели раскрывается при круговом ее осмотре, хотя у портрета, несомненно, есть и главная точка зрения. Ум и скепсис, духовное изящество и следы душевной усталости, сословной исключительности и насмешливого благодушия. Конкретность облика не помешала скульптору создать в нем худ-ый образ целого поколения, образ русской аристократии ека-ого времени. Сложный абрис головы Голицына, ее разворот, противоположный развороту плеч, тщательная обработка разнофактурной поверхности (плащ, кружева, парик), тончайшая моделировка лица, породистая линия носа, капризный рисунок губ) и более свободно-живописная — одежды, — все здесь еще напоминает стил-ие приемы барокко. Это подчеркнуто и самой формой бюста, в котором динамичные скульптурные масса. Хотя заметим, что в приемах начинающего скульптора прослеживаются черты не только барокко, но и рокайля. Со временем в портретах Шубина будут усиливаться конкретность, жизненность, острая характерность.многогранности противоречив созданный скульптором образ Павла I (мрамор, 1797, бронза, 1798 — оба ГРМ; бронза, 1800, ГТГ). Здесь сентиментальная мечтательность уживается с жестким, почти жестоким выражением лица, а уродливые, почти гротескные черты не лишают образ величественности.-моделировкb формы.,.(работы: портреты Паниной, Чернышева, Барышникова, Ломоносова)

 

55. Русская скульптура второй половины XVIII века: от барокко к классицизму (Ф. Гордеев, Ф. Щедрин, М. Козловский, И. Прокофьев, И. Мартос; синтез архитектуры и скульптуры на примере памятников Петербурга и Петергофа).

Мартос : синтез арх-ры и скульптуры на примере памятников Петербурга и Петергофа) Мартос творил в эпоху, ознаменованную небывалым подъемом русской культуры, национального самосознания. Его современниками были поэты Державин, Жуковский, Карамзин, Пушкин, живописцы Кипренский, Тропинин, Брюллов. Работы таких скульпторов-современников, как Шубин, Гордеев, Козловский, Щедрин, Прокофьев, Демут-Малиновский, свидетельствовали о том, что русское искусство развивалось широко и мощно, зарождалась отечественная пластика, отмеченная чертами самобытности и реализма. И хотя в искусстве этого периода преобладал классицизм, черпавший основные мотивы в культуре античных Греции и Рима, многие образы были тесно связаны с идеями гражданственности, свободы и достоинства человека, высокого долга перед Родиной

56. Творчество И. Мартоса.к18

"Портрет Графа Панина",Надгробие М.ПюСобакиной.Монумент Минину и Пожарскому.Мартос умел создать образы просветленные овеяные высокой скорбью высоким лирическим чувсвтом,мудром принятием смерти в живописи - принципы классицизма,воплотил ист жанр,античный или библейск сюжеты.Нац история трактовалась в ней соответв гражд и патриот-им идеалам просв-ва.

57. «Медный Всадник» Э.-М. Фальконе (стиль и форма).

Ме́дный вса́дник — памятник Петру I на площади Декабристов (бывшей Сенатской) в Санкт-Петербурге. Памятник получил своё название благодаря знаменитой одноимённой поэме А. С. Пушкина. Фальконе –мастер станковой ,камерной и миниатюрной скульптуры. Медный всадник выполнялся 12 лет.Символика заложена в композиционно-пластическом строе памятника,Петр1 ИЗОБРАЖЕН НА ВЗДЫБИВШИМ КОНЕ НАД ДИКОЙ СКАЛОЙ –ПЬЕДЕСТАЛОМ. Скульптор передал неудержимо-стремительное движение всадника, огромную и властную силы правой руки.(классицизм, влияние европейского искусства).

58. Русская пейзажная живопись конца XVIII века. (Ф. Алексеев, Семен Щедрин).С.Щ-Петербург - 1804, там же Родоначальник русской пейзажной живописи, первый профессор нового, пейзажного класса в АХ, Сем. Ф. Щедрин выучил несколько поколений художников. Отработанная им композиционная схема пейзажа надолго стала образцовой. Его картины воспроизводились в гравюрах и пользовались большим успехом. Пейзажно-видовые росписи и панно, написанные им и его учениками, украшали и столичные дворцы, и помещичьи усадьбы. Париж, потом в Рим.. В Риме Щедрин попал в обстановку нарождающегося классицизма, для которого реальная жизнь нуждалась в значительных "поправках" античностью. Здесь Щедрин задержался сверх срока своего пенсионерства на четыре года.. Расцвет его творчества приходился на 1790-е гг. Среди его работ наиболее известны серии видов Павловского, Гатчинского и Петергофского парков, виды Каменного острова и декоративные панно для Михайловского дворца в Петербурге. Щедрин запечатлел конкретные виды архитектурных сооружений, но главную роль отводил не им, а окружающей природе, с которой человек и его творения оказываются в гармоническом слиянии. Композиция строится в соответствии с правилами академического классицизма: "кулисы"-деревья - на первом плане (в коричневатых тонах); архитектура среди природы - на втором, центральном (в зеленых тонах); дали, обычно неглубокие, - на третьем (в голубых тонах). Кроны деревьев изображаются в условно-декоративной манере. Виды уютны, уравновешенны, в них есть прелесть открытия нового чувства природы, цельность восприятия, мягкий лиризм. Однако в сравнении с лучшими западноевропейскими мастерами пейзажа того времени Щедрин выглядит еще робким учеником. Постепенно положение будет меняться, но уже в творчестве его учеников и преемников.Ф.А-вначале своей деятельности занимался декорацией,затем пристрастиме становиться виды морских городов –рисовл Петропаловские крепости,он добивается гармоническое единение ясной красоты новой арх-ры,его перспектива уводит зрителя по дигонали в глубину причем точка схода остается за кадром-усиливает естественность и жизненное достоверность.Живописная манера-темпераметная и сильная.Колорит –отличается живостью,контрасты смелы.Надменная черта –Поэтичность.

59. Скульптура первой половины XIX века: от классицизма к реализму (?) (С. Пименов, В. Демут-Малиновский, Б. Орловский, П. Клодт).Развитию всех жанров скульптуры-компактоность,четкость силуэтовПименов и Демут-Малиновский посвятили почти все свое творчество монументально-декоративной скульптуре.Им принадлежат убратнства Главного штаба-колестница славы,фасадов Александрийского Таетра,Михайловского дворца-классицизма.Орловский-начинал карьеру простым мраморщиком-автор памятников Отечественной воны Кутузову, и Бараклаю де Толли-поставленный у казанского монастыря.Переданая энергия –Кутузова, и сдержанность-Барклаю. В 19 в, как стиль классицизм терял свое прогрессвное значнеи и устая место реалистической пластикие.Реализм-Петр Клодт-он не получил систематичесго образования в Академии художеств-работа-конный группы Аничково моста в П(1849-1850)-идея покорения человеком природы,подчинение стихии,динамичность и темпераменность композиции,Памытник Крылову установлен в Летнем саду(1848-1855),с книгой и поместил барельеф с различными сценами из басен.Последния крупная работа Клодта Памятник Николаю 1-считался виртуазным мастремор литья. Все свои работы клодт отливал сам.

60. Романтизм и сентиментализм в контексте русского классицизма (можно на примерах живописи и графики первой половины XIX века).

61. Творчество О. Кипренского.

Выдающийся русский живописец и график О. А. Кипренский окончил Петербургскую Академию художеств по классу исторической живописи, но портрет с самого начала становится ведущим в его творчестве. В 1816 – 1822 гг. Кипренский работал в Италии. Вернувшись на родину, он через 6 лет – в 1828 г. снова и навсегда уезжает в Италию. Кипренский – первый представитель романтизма в русской живописи. тоянную угрозу неожиданных метаморфоз.О. А. Кипренский первым из русских художников находит этому мироощущению соответствующую форму. Прежде всего эта форма столь же изменчива, как и тот мир, к которому обращено искусство художника. Написанные почти одновременно портреты мальчика А. А. Челищева (ок. 1809, ГТГ), Е. П. Ростопчиной (1809, ГТГ), Е. В. Давыдова (1809, ГРМ) демонстрируют изумительную способность к видоизменению в каждом данном случае живописной манеры, композиционных, колористических, световых эффектов и всего эмоционального строя портрета. Но постоянным остается одно – герои ранних портретов Кипренского как бы пребывают в настороженном, чутко-внимательном ожидании каких-то неведомых событий. Живопись отличается незнакомой искусству XVIII в. артистической свободой, любовью к контрастам освещения и цвета. Не случайно пристрастие Кипренского к детским и юношеским образам – в них та открытость навстречу «всем впечатлениям бытия», та незавершенность внутреннего мира, которая наиболее родственна романтическому мироощущению. Кипренский – подлинный создатель русского карандашного портрета. Графический стиль художника отмечен изумительной непринужденностью, быстротой, бархатистой воздушностью штриха при поразительной точности и ясности формы и красоте силуэта, (портреты Н. В. Кочубей, генерала Е. И. Чаплица, оба – 1813).Безусловный шедевр и последняя крупная удача художника – портрет А. С. Пушкина (1827, ГТГ). Лицо, озаренное вдохновением внезапной мысли, отмечено печатью глубокой сосредоточенности, в горькой складке губ сквозит затаенная скорбь, в замкнутости позы – какая-то воинственная настороженность. Эмоциональный строй портрета отличается сдержанной, благородной строгостью, исполнение – мудрой простотой, экономностью художественных средств. Важное место в творчестве Кипренского занимает автопортрет. Незнакомый предшествующему искусству XVIII века повышенный интерес к автопортретным изображениям у Кипренского отражает свойственное романтической эпохе представление о духовной независимости творческой личности, наделенной даром обостренной восприимчивости и сострадания к чужим судьбам.

62. Пейзажи Сильвестра Щедрина.

Сын известного скульптора Ф.Ф.Щедрина, племянник пейзажиста Семена Ф.Щедрина. В 1800 был зачислен в Воспитательное училище Академии художеств. Успешно закончив учебу (1811), получил право на «пенсионерство» за границей. В связи с войной 1812 года его поездка была отложена, и он приехал в Рим в 1818. Жил в Неаполе, затем снова в Риме. Наконец (с 1825) обосновался все-таки в Неаполе, летом часто наезжая для работы в малые городки на побережье Тирренского моря. Сперва писал сочиненные в мастерской, достаточно условные по цвету и пространственной композиции пейзажи (Вид с Петровского острова, 1811, Русский музей). В Италии начал активно работать на натуре, все более органично воплощая в картине живые пленэрные впечатления (серии Водопады в Тиволи, 1821–1823; Новый Рим, 1823–1825). Особого живописного совершенства достиг в циклах Гавани в Сорренто (1825–1827) и Террасы в Сорренто, светоносные красочные гаммы, гармоничные сочетания пейзажных и жанровых мотивов формируют здесь мажорные образы «полуденного рая», – «рая», впрочем, вполне реального и лишенного чрезмерной идилличности. Романтическая поэтика мастера усложняется в поздних Гаванях в Сорренто (1828–1830) и Лунных ночах в Неаполе (1828–1829), в особенности в последних, где цветосветовые эффекты обретают зыбкий и тревожный драматизм. Щедрин оказал большое влияние на процесс пленэрно-натурного преображения романтического пейзажа не только в русском, но и в итальянском искусстве (отчасти и потому, что в Италии осталось немало его работ). Многим обязана Щедрину местная, неаполитанская «школа Позилиппо». По-своему значительно эпистолярное наследие мастера, полное ярких художественных наблюдений (опубликовано в книге: Щедрин С.Ф. Письма из Италии. М., 1932; переиздана в 1978).

 

63. Творчество В. Тропинина.

Василий Андреевич Тропинин — выдающийся русский живописец, портретист и пейзажист. Он создал своеобразную разновидность портретной живописи — «домашний» (халатный) портрет. Специальные технико-рентгенологические исследования работ Тропинина показали, что на протяжении всего творчества он придерживался традиционной академической структуры всей картины и ее изобразительного слоя, включавшего первоначальный карандашный рисунок, прописи или проработку гризайлью, повторные прописи и лессировки. Однако многие художники перекрывали живописью грунт и гризайльную проработку, в то время как у Тропинина "в целом живописный слой остается очень тонким, все слои от грунта до завершающих лессировок работают на просвет". С этим интересно сопоставить выводы Л. Н. Целищевой, исследовавшей живопись Щукина. "Тонированный грунт и та первоначальная гризайльная проработка, которая большинством художников рассматривалась как подготовительный этап к последующей основной работе и почти полностью скрывалась под красочным слоем и лессировками, у Щукина постоянно играют активную роль в живописной структуре холста. Охристо-желтая, оранжево-розовая или золотисто-коричневая тональность грунта и подмалевка живо ощущается под широким энергичным мазком, ... и звучат почти открыто под скользящим прикосновением кисти, выявляющей детали". Сходство налицо. Остается добавить, что Тропинин, применяя в большинстве произведений двухслойные грунты, добавляет в наполнитель нижнего слоя охру. Просвечивая через тонкий верхний слой, она сообщает грунту золотистый, желтоватый или красноватый оттенок. Как и у Щукина, это придает естественную теплоту колориту тропининских работ. При поддержке Щукина и издателя Свиньина, неоднократно помогавшего художнику, Тропинин в сентябре 1823 года представил свои работы Совету петербургской Академии художеств и вскоре был удостоен звания "назначенного в академики" за картины "Кружевница", "Нищий старик" и "Портрет гравера Е.О. Скотникова". Эти ранние произведения Тропинина, продолжающие линию украинского периода, прочно связаны с традициями русского академического искусства XVIII века. Особенно наглядно такого рода связь проявляется в образе "Нищего старика". "Кружевница" (1823) - одно из самых популярных произведений Тропинина. Миловидная девушка, плетущая кружева, изображена в тот момент, когда она на мгновение оторвалась от работы и обратилась взглядом к зрителю, который таким образом оказывается вовлечен в пространство картины. Тщательно и с любовью написан натюрморт - кружева, коклюшки, ящик для рукоделия. Ощущение покоя и уюта, созданное Тропининым, убеждает в ценности каждого мгновения повседневного человеческого бытия. Эстетические вкусы эпохи в данном случае счастливо совпали с особенностями дарования художника, поэтически воспринимающего жизнь. Среди тропининских автопортретов (1810-е, 1824, 1830-е) наиболее символичен "Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль" (1844). Автопортрет был написан по заказу Общества. В нем Тропинин не только объявляет о своем жизненном призвании, но и утверждает творческое кредо истинно русского художника - не случайно он показывает себя на фоне Кремля, древнего национального памятника. Василий Андреевич изобразил себя в рабочем халате, с кистями и палитрой. У художника открытое лицо, располагающего к себе человека большой внутренней силы, который оказался способным выполнить свое предназначение и сохранил верность искусству, несмотря на все перипетии своей судьбы.

64. Творчество А. Венецианова.портретная живопись. Его успехи были замечены, хотя в России в то время рядом с Бор-им уже выступал молодой Кипренский. Большинство ранних портретов В.выполнено пастелью, которой до него редко пользовались рус-ие художники, но эти пастели носят характер вполне законченных жив-ых пр-ий. В ранних портретах В.нет роскоши и представительности портретов XVIII века. . Главная прелесть ранних портретов В. — в их скромности и простоте, в изяществе и чувстве меры.В „Портрете Бибикова" обрисован тип русского просвещенного человека н. Несмотря на непокорный клок волос, спадающий ему на лоб, в нем нет следов того кипения чувств, как у молодежи предшествующего века. Выражение его лица мягкое, доброжелательное. В парном „Портрете Вороновых" сдержанности и скромности мужа противостоит кокетливая нарядность его молодой супруги. В заказных портретах тех лет В. вынужден был придерживаться общепринятых типов. Пастельный портрет „Младенца с собачкой" на фоне деревьев парка выдержан в традициях английского портрета XVIIi века. В нем формы тонко вылеплены, мастерски передана шелковистая шерстка собачки. „Девушка в сарафане" выходит за грани обычного портрета и, скорее, похожа на „головку" в духе XVIII века. Русский национальный костюм уже входил тогда в моду, но берет с ленточкой нарушает местный колорит.. В пастели В подкупает мягкость форм, закругленность контуров, легкость красок, умелое использование дополнительных цветов. Лучшее достижение молодого В. в области портрета—это его „Автопортрет" 1811 года в Третьяковской галерее. Он выступает здесь не только во всеоружии живописных приемов, усвоенных у Бор-кого, но и делает шаг вперед, берет новую ноту. „Портрет В. С. Путятиной" (Тре-кая г). В задачу худ-ка входило передать прелесть молодости, чистоту чувств миловидной девушки, не прибегая к избитым мотивам Бор-ого, вроде чувствительно склоненных головок. Она сидит прямо, с книгой в руках, чуть повернув к зрителю миловидное личико, в простом светлом платье, с шелковой косынкой на плечах. В . Он воссоздал облик человека с доверчиво открытой, приветливой душой.. В поздних работах Венецианову удавалось достигнуть в крестьянских образах большей полноты и обстоятельности характеристик, но „изящная природа" от него ускользает.

65. Интерьер в произведениях мастеров школы А. Венецианова и его педагогическая система (К. Зеленцов, А. Алексеев, А. Тыранов, Г. Сорока).Венецианов-родоначальник бытового жанра в русской живописи. В интерьере интерес к свету ,деталям подробностям обстановки Изображение людей в интерьере ,точно передается свет из разных источников, показал крестьян в разных позах и положениях т те показал реальную жизнь как она есть. Сюжеты- сцены из обыденной жизни. В картинах как правило нет сюжетного развития, нет конфликта ,действие односложно. Стремление передать глубину пространства, черты романтизма, классицизма и сентиментализма, ведут в итоге к реалистическому изображению. В своей педагогической системе отдавал предпочтение натуре ,давал копировать образцы только на поздних стадия обучения. Нет конфликта, простые явления, простые предметы. Художники его школы полагались на устойчивый принцип и ремесленное начало, нет индивидуального своеобразия. Тыранов- Мастерская братьев Чернецовых 1828, Самый талантливый- Сорока – Кабинет в Островках 1844