Ордерное оформление иконостасов (история формирования с раннехристианской эпохи, символика, формальные особенности). 1 страница

Троица Андрея Рублева (особенности иконографии, композиционного построения, цвета; символика форм, жестов, предметного мира).

Миниатюры Евангелия Хитрово (виды иллюстраций, особенности композиции и характера живописи, тема круга).

Псковская школа иконописи XIII-XV веков (развитие стиля, особенности композиции и цвета).

Иконография деисиса (можно на примере росписи Мартириевской паперти Софийского собора в Новгороде, владимиро-суздальских икон ХП-ХШ веков, и иконостаса Благовещенского собора Московского кремля).

Творчество Феофана Грека (монументальная живопись в Новгороде, деисис иконостаса Благовещенского собора Московского кремля, особенности живописной техники и стиля других его икон).

Новгородская школа иконописи XIII-XV веков (развитие стиля, особенности композиции и цвета).

Композиционный строй икон этого периода прост и выразителен, изображение хорошо вписывается в плоскость иконы. Отдельные элементы композиции равномерно распределены и удачно согласованы между собой, имеют красивый абрис. Мастера Новгородской школы часто изображали фигуры, горки, деревья симметрично, что создает впечатление завершенности композиции. Эта симметричность разбивалась различными деталями. Часто композиция иконы строилась ярусами, изображения располагались друг над другом. Очень красивы в новгородском письме горки. Они писались крупными объемами с ярко выраженными площадками, которые принято называть "лещадками". Лещадки, в свою очередь, разбиваются мелкими "кремешками". У подножья горки, как правило, изображалась так называемая пещера, т.е. темное углубление. По горке писались причудливые травы и другая растительность. Вода в новгородской иконописи раскрывалась синим цветом, по которому шла роспись светлыми волнообразным линиями. Особо следует отметить так называемое "палатное письмо". Палаты, yсловная архитектура, очень красивы по силуэту. Они окрашивались в мягкие сдержанные тона. Отдельные элементы композиции - окна, двери, занавески, колонки - покрывались плотным: сочными тонами киновари, кармин зелени, умбры, что создавало очень сильную цветовую гамму. В палатном письме активно использовалась poспись. Стены, наличники украшались орнаментальными мотивами. Палаты обильно насыщались элементами малой архитектуры - столами, сиденьями, подножиями, подставками, пepекидными занавесями, которые на языке иконописцев назывались "ВЕЛУМОМ" (ткань).

Очень интересно писались деревья. Их крона имела веерообразные закругленные формы. Условная листва заканчивалась в виде заостренных геометрически форм. Стволы почти всегда был красивыми по силуэту. Иконописное искусство выработало определенный тип изображения рук, которые символизируют различные действия. Особе место занимало изображение человеческой фигуры. По стилю фигуры были несколько удлиненны пропорций, что придавало и стройность и величие. В зависимости от смысла одни образы выражали смирение, благородство благочестие, другие - богатырскую силу, третьи - скорбь, задумчивость и одухотворенность

Для произведений Ф. Г. характерны одухотворённая патетика образов, драматич динамика и оригинальность приёмов письма, смелая живописность, сочетающаяся с мастерством пластичной лепки и конструктивным рисунком. Творчество Ф. Г. высоко ценили на Руси, называя живописца философом. Манера письма Феофана резкая, стремительная, темпераментная. Он прежде всего живописец и фигуры лепит энергичными, смелыми мазками, накладывая яркие блики, что придает лицам трепетность, подчеркивает напряженность выражения. Цветовая гамма, как правило, лаконична, сдержанна, но цвет - насыщенный, весомый, а ломкие острые линии, сложный ритм композиционного построения еще более усиливают общую экспрессивность образов.

Феофану приписывают иконы деисусного чина Благовещенского собора в Московском Кремле — “Спас”, “Богоматерь”, “Иоанн Предтеча”.еще "Троица"

Росписи Феофана Грека созданы на основе знания жизни, психологии человека. Росписи Феофана Грека созданы на основе знания жизни, психологии человека. В них заложен глубокий философский смысл, ясно ощущаются проницательный ум, страстный, кипучий темперамент автора.

Для Феофана Грека характерны яркие,энергичные,контрастные развороыт фигур.ОН создал живую волну нового творчества внешене некрасивость но сильная эмоцальность на ликах иображенных святых- борьба страстей.

22. Иконография Успения Богодицы в древнерусском искусстве (можно на примерах новгородской иконы «облачного» Успения и иконы Феофана Грека).

Роспись посвящена теме Богородицы, около 25 композиции.Изображаюся сцены собор Богородоцы,Похвала Б., Покров Б., акафист Б. Именно хвалебное песнопение- акафист Б. становитсья основ темой росписи. В сценах ни разу не встречается смерть,успение.

Б.Ничто не омрачает праздничного,торж настроения,создающегося прежде всего коллоритом, поразительной гармонией нежных тонов:бирюзовых,бледно-зеленых,лиловатых,сиреньевых,светло-розовых, палевых,белых,темно-вишенвых.Все это объединено ярко-лазурным фоном.все производит впечатление радостного,ликующего славословия в красках: свободная многофигурная комп,узорные одежды,роскошь пиршественных столов,пейзаж с далекими горками,и тонкими деревьями.Стандартизция ликов – нет гармонической естественности и простоты высокодуховных образов Рублева.

 

 

Деисусный чин Благовещ. собора,первый дошеший до нас иконостас,первое изображение непоясных Фигур, а фигур в рост), высота деисусных икон превышает 2м.К Христу подхогдят не только Мария,Предтеча,аппостолы,но и отцы церкви Василий Велиий и Иоанн Златоуст.В Благовещенском деисусе,новой была и иконография образа Христа,Это не Христос учитель,а Спас В СИЛАХ- Судья на Будущем Суде для всех.На широком поле иконы,иконописец изобразил вписанный друг в друга квадрат и ромб,интесивного красного цвета(символ Славы,Божества)пересеченые темно-синим (темно-зеленым)овалом(символ небесных сил). Фигуры Иконостаса выступают торжественными силуетамт на светлом и золотолм фоне.Очерк фигур скуп,но выразителен.Легко воспринимается издали.

Для псковских икон характерен драматизм, утяжеленность фигур, любовь к декоративной отделке, преобладание красно-коричневого цвета и особого оттенка темно-зеленого, сочность письма, повышенная эмоиональномть персонажей, лица с несколько "пронзительным" выражением.

Икона "Сошествие во Ад" рубежа XIV-XV веков захватывает своим драматическим накалом, выраженным прежде всего в плотности и контрастности резко ограниченных цветовых пятен - красных, темно-зеленых и темно-коричневых. Христос одет в нехарактерные для русской иконописи ярко-красные одежды, на которых сверкают белые блики. В верхней части иконы изображен деисус.

В XV столетии в псковской иконописи живописность уступает место графичности, суховатой правильности форм.

Свежестью художественного восприятия отличается икона "Собор Богоматери", посвященная новой для древнерусского искусства теме, насыщенная сложной символикой.

 

25. Творчество Андрея Рублева (фрески, иконы, миниатюры: особенности живописной техники и стиля).

Андрей Рублев (конец 14 века – первая треть 15го). Рублев и его школа не выражает внутреннюю борьбу, внутреннее напряжение, свечение духовное, выражает внутреннее согласие ,мир, спокойствие, возвышенность телесного до духовного. Алый цвет=характерный цвет творчества Рублева. Он использует светлые светящиеся цвета, это не насыщенные цвета, как у Византийцев, как у Феофана Грека. У Андрея Рублева головы, с огромными лбами строятся из двух окружностей. Единение фигур подчеркнуто движением тел, образующих полукруг или арку. Миниатюры Андрея Рублева: Евангелие Хитрово. Сохранилась композиция "Страшного Суда". Это композиция свободно располагается в нескольких плоскостях. Переходя со сводов центрального и южного нефов на запад столпы. В парящем круглом ареале Исерафимов Христос правой рукой указывает путь к праведникам, а левой-к грешникам.

В Благовещенском соборе работы Рублева: Рождество Христово, Сретение, Крещение, Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим, Благовещение. Иконы Рублева объединены в некий цельный живописный ансамбль, где красный цвет то напряжен, как в сцене Воскрешения Лазаря, то становится мажорным праздничным как в Рождестве или в Сретении. Цвет столь тонко нюансирован, что краски кажутся эмалевым сплавом, переходы от цвета к тени постепенны. Какой-то серебристо-зеленой дымкой окрашены сцены Крещения и Преображения. Голубые пробелы появляются как неотъемлемый признак Рублевского письма.

26. Иконы праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского кремля Прохора с Городца и Андрея Рублёва.

Иконостас Благовещенского собора с его монументальными чиновыми иконами и обширным циклом "праздников" послужил исходной точкой для всего дальнейшего развития классической формы древнерусского иконостаса. Иконы праздничного ряда, которые можно приписать Рублеву, овеяны настроением особой мягкости. В традиционные иконографические схемы византийцев художник сознательно вносит ряд едва приметных изменений, благодаря которым они получают новое эмоциональное звучание. В "Преображении" пророки Илья и Моисей склонились к Христу, отчего верхняя часть композиции утратила иератическую строгость. В "Рождестве Христовом" ангелы склоняются перед яслями, и вся сцена приобретает от этого оттенок особой задушевности. В сцене "Сретения" Симеон, собирающийся принять из рук Марии младенца, представлен настолько сильно согнувшимся, что создается впечатление, как будто он собирается упасть на колени перед будущим Спасителем мира. Подобными приемами Рублев смягчает религиозные образы и приближает их к человеку. Одновременно он придает лицам выражение такой душевной чистоты и ясности, что по сравнению с ними лики святых на греческих иконах кажутся несколько отчужденными и сумрачными.

Ангел — символ евангелиста Матфея, Лев — символ евангелиста Марка. Орел — cимвол евангелиста Иоанна Богослова, Телец — символ евангелиста Луки.Рукопись выделяется безупречностью выполнения. Миниатюры, заставки, фигурки зверюшек-букв – это особый мир, где все живет, все одухотворено. Здесь много выдумки, юмора, все проникнуто глубоко народным простодушием, каким овеяны наши русские сказки. Мягко вьются линии орнаментов, напоминающие стебли трав, формы листьев, цветов.Ощущение радости и непринужденности создают легкие, светлые краски: лазоревая голубизна сочетается с нежной зеленью, алеет киноварь и поблескивает золото.«Самая замечательная миниатюра "Евангелия Хитрово" – это изображение ангела в качестве символа евангелиста Матфея, – считает М.В. Алпатов. – В этом светлом видении юношеской чистоты ярко проявилась неповторимость художественного дара Рублёва. Снова, как в иконе "Преображение", мотив круга имеет определяющее композиционное значение. Мастер превосходно решил трудную задачу – он так замкнул крылатого кудрявого юношу круглым обрамлением, что оно придает широко шагающей и парящей фигуре спокойствие и завершенность». начало 15 в

Идея единения и благословения жертвы. Сюжет «Троицы» - о приеме и угощении Авраамом и Сарой трех странников, в образе которых им явилось триединое божество – осмыслен Рублевым иначе, чем это делали мастера до него. Художник отказывается от повествовательных элементов сюжета, от «исторической» обстановки у него остается лишь мамврийский дуб и дом Авраама, изображенные весьма условно. Разнообразное убранство стола заменяется жертвенной чашей. Три ангела за столом воплощают образ духовного единения и любви. Сцена была освобождена от подробностей.Сосредоточив действие вокрут трех ангелов,беседующий перед трапезой , в центре чаша- с гловой тельца,Рублев прочитывается композицию в совершенно ином содержательноы плане ,раякрывая ее релегиозно-филосовкуб символику,Три ангела Рублева едину не потому что торжественны,а связана единым ритмом ,движения по кругу,или круговое движение.

Это первое, что захватывает зрительный образ.КрУГ, в древности был гармонической завершенностью., символом неба и света.Андрей рублев свдинул ноги, фигур ангело по бокам, тем самаы замыкаю круг,благодраю, этому композия нашла статическое равновесие.

 

29. Иконостас в древнерусских храмах: его эволюция, символика и основные составные части.

Линия движения сверху вниз-творение Богом истории

Праотеческий (предки Христа по плоти от Адама до Моисея)

Пророческий (стоят библейские пророки, возвещавшие о Христе. В руках держат свитки с текстами своих пророчеств)

Праздничный (двунадесятые праздники: Рождество Богоматери и Христа, введение Богоматери во храм, Благовещение, Успение, Сретение, Крещение, Преображение, воздвижение креста, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Троица)

Деисусный (Деисус)

Местный (ряд, не объедин одной идеей; образа святых, особо чтимых в данной местности)

Центральная ось(ряд)-божественная; ТроицаВетхозаветная в виде 3х ангелов в праот ряде, Знамение или БогомНа Троне-в центре пророческого. Слева от входа в алтарь – икона Богоматери, справа - Христа, еще правее храмовая икона с изображ того праздника или святого, которым посвящен храм. На царских вратах – Благовещение с 4 евангелистами. Когда открыв врата современность сввязыв с вечностью.

 

 

30. Иконостас в русских храмах XVII-XIX веков: его эволюция, символика и основные составные части.

Линия движения сверху вниз-творение Богом истории

Праотеческий (предки Христа по плоти от Адама до Моисея)

Пророческий (стоят библейские пророки, возвещавшие о Христе. В руках держат свитки с текстами своих пророчеств)

Праздничный (двунадесятые праздники: Рождество Богоматери и Христа, введение Богоматери во храм, Благовещение, Успение, Сретение, Крещение, Преображение, воздвижение креста, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Троица)

Деисусный (Деисус)

Местный (ряд, не объедин одной идеей; образа святых, особо чтимых в данной местности)

Центральная ось(ряд)-божественная; ТроицаВетхозаветная в виде 3х ангелов в праот ряде, Знамение или БогомНа Троне-в центре пророческого. Слева от входа в алтарь – икона Богоматери, справа - Христа, еще правее храмовая икона с изображ того праздника или святого, которым посвящен храм. На царских вратах – Благовещение с 4 евангелистами. Когда открыв врата современность сввязыв с вечностью.

С XVII в: наверху иконы, посвященные Страстям Христовым (его страданиям перед казнью и событиям после нее); весь иконостас стали завершать резным распятием; самый низ – тумбы иконостаса заняли портреты «греческих мудрецов», будто бы предсказавших явление Христа. Резные иконостасы, напоминающие райский сад: виноград – символ крови Христовой, гранат – атрибут его страданий, роза – знак райского блаженства. С XVIII в Царские врата могут быть резными.

В этот период расписываются фресками многие церкви: Николы в Меленках, Благовещения, Федоровская, Иоанна Златоуста, Михаила Архангела, приделы Ильи Пророка и др. Почти во всех храмах перво начальные «тябловые» иконостасы заменяются высокими, многоярусны ми, украшенными ордером с богатой резьбой и позолотой. Именно здесь пышно расцвело искусство стиля барокко в ярославском зодчестве.

 

32. Иконы Дионисия (особенности живописной техники и стиля, композиции и цвета)

Фигуры удлиненные ,очень стройные,даже тонкие,но снижается степень индивидуализации,фигуры обобщенные,существ. признаки маньеризма.Дионисий работает локальными цветами красками ,светящимися изнутри,очень много белого.Противопостаавляется белому- алый цвет.Иконам Д, с их тонким рисунком и изысканным колоритом,с сильно вытянутыми, грациозными фигурами, присущи нарядность и торжественность(БогомОдигитр1482,Спас в силах,Распятие 1500). Мастер жеста, позы, геометрических построений. Композиции с изящными,лишенными тяжести фигурами выполнены в холодной колористической гамме с преобладанием светлых оттенков. Изобр смотрят «наружу», отс эмоций. В фигурах его икон и фресок чувствуется излишняя утонченность, лица однообразны и маловыразительны. В яркой цветистости ферап фресок, в обилии орнамента обнаружив безразличие к смысловой стороне росписи, в ней начинает преобладать декоративность.

33. Фрески Дионисия в Рождественском соборе Ферапонтова монастыря (цвет-тон, расположение в пространстве, сюжеты и символика).

Роспись посвящена теме Богородицы, около 25 композиции.Изображаюся сцены собор Богородоцы,Похвала Б., Покров Б., акафист Б. Именно хвалебное песнопение- акафист Б. становитсья основ темой росписи. В сценах ни разу не встречается смерть,успение Б.Ничто не омрачает праздничного,торж настроения,создающегося прежде всего коллоритом, поразительной гармонией нежных тонов:бирюзовых,бледно-зеленых,лиловатых,сиреньевых,светло-розовых, палевых,белых,темно-вишенвых.Все это объединено ярко-лазурным фоном.все производит впечатление радостного,ликующего славословия в красках: свободная многофигурная комп,узорные одежды,роскошь пиршественных столов,пейзаж с далекими горками,и тонкими деревьями.Стандартизция ликов – нет гармонической естественности и простоты высокодуховных образов Рублева.

 

34. Система росписи центральной апсиды в древнерусском храме (можно на примере киевских мозаик, Спас-Мирожского монастыря во Пскове, Рождественскго собора Ферапонтова монастыря).

Роспись посвящена теме Богородицы, около 25 композиции.Изображаюся сцены собор Богородоцы,Похвала Б., Покров Б., акафист Б. Именно хвалебное песнопение- акафист Б. становитсья основ темой росписи. В сценах ни разу не встречается смерть,успение.

+33

35. Тема Акафиста в древнерусской живописи (на примере фресок Дионисия в Рождественском соборе Ферапонтова монастыря и росписей Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве).+33

Роспись посвящена теме Богородицы, около 25 композиции.Изображаюся сцены собор Богородоцы,Похвала Б., Покров Б., акафист Б. Именно хвалебное песнопение- акафист Б. становитсья основ темой росписи. В сценах ни разу не встречается смерть,успение.

36. Станковая живопись XVI - начала XVII века. Общая характеристика (развитие стиля Дионисия; исторические и «приточные» сюжеты; изменение цвета и изобразительной формы; новое понимание назначения и смысла иконы; Строгановская школа живописи).

Все более усиливается декоративность.,усложненность,многоречивость композиции.Церковь и государь устанавл каноны иконописаниястали более часто прибегать к историч жанру,жанровые элементы,реалии быта,тяготение к сложным богословским сюжетам,отвлеченному толкованиюцерковных догматов.,использ много тем из апокалипсиса(время борьбы с еретиками).Условн архитектурные фоны(эллинистич),сменяются архитектурой вполне реальной, русской.От иконописцев требовали прославление Ивана Грозного и его деяний(«Битва Новгородцев с Суздальцами»Иконы обязательно обложены серебрянным басменным или чеканным окладом.

Строгановская школа иконописи (или «строгановские письма») — русская школа иконописи, сложившаяся в конце XVI века. Получила своё название по имени богатых купцов-солепромышленников Строгановых, поскольку наиболее ярко проявилась в ряде произведений, связанных с их именем. Лучшие мастера школы были московскими иконописцами, работавшими в царских мастерских. Строгановы ввели в области иконописания разделение труда между иконописцами узкой специализации: «личник», «доличник», мастер «палатного письма», и т. п.Впервые в истории древнерусской живописи художники строгановской школы открыли красоту и поэтичность пейзажа. На фонах многих икон показаны пейзажные панорамы с овражками и лесными полянами, с холмами, поросшими золотолиственными деревьями, травами и цветами, с извилистыми серебристыми реками, со множеством зверей и птиц. Наиболее известные представители: Прокопий Чирин (умер не позже середины XVII века), Никифор, Назарий, Фёдор и Истома Савины. Старший — Истома Савин — был государевым иконописцем, Степан Арефьев, Емельян Москвитин. Особенности: виртуозный рисунок, дробная и тонкая проработка деталей, сияющие и чистые краски, многофигурные композиции, пейзажные панорамы.Характерные произведения:икона «Никита-воин» Прокопия Чирина (1593, хранится в Государственной Третьяковской Галерее),икона «Иоанн Предтеча в пустыне» (20-30-е годы XVII века, хранится в Государственной Третьяковской Галере

37. Монументальная живопись XVII века (Москва: на примере церкви Троицы в Никитниках и кремлёвских соборов; Ярославль: росписи церквей Илии Пророка и Иоанна Предтечи в Толчкове; Переславль-Залесский: росписи Троицкого собора Данилова монастыря).

Арх СобМК: В росписи Архангельского собора участвовали лучшие живописцы из разных городов во главе с мастерами Оружейной палаты. Они привнесли в древние композиционные схемы изощренный динамичный рисунок, сложное и энергичное архитектурное обрамление композиций, яркий, праздничный колорит, построенный на сочетании интенсивных тонов синего, вишневого, желтой охры с нежными тонами белого, розового, фисташкового.

В содержании программы декорации ансамбля идеи "политического богословия" времени Ивана Грозного переплетаются с темами смерти и покаяния. "Эпиграфом" ко всей росписи служат фрески предваряющей вход в храм лоджии, которые представляют собой "иллюстрации" к летописному сказанию о выборе христианской веры князем Владимиром. В алтаре храма звучит тема торжества русской национальной церкви. Здесь располагается композиция "София Премудрость Божия" в сопровождении многочисленных изображений русских церковных иерархов. В центральном куполе - "Отечество". «Страшный Суд»- зап стена. На северной и южной стенах храма - композиции, повествующие о чудесах Архангела Михаила. Тема прославления самодержавной власти находит свое развитие в изображениях святых князей - царских сродников и святых воинов, их покровителей. Среди них - Владимир и Ольга, Борис и Глеб, Петр и Феврония Муромские, князь Михаил Черниговский и его боярин Федор.Уникальная особенность росписи Архангельского собора - цикл надгробных портретов князей московской династии. Они располагаются непосредственно над княжескими гробницами. Фресками украшена и усыпальница Ивана Грозного.Фрески церк Ильи Пророка отличаются большим разнообразием сюжетов, утверждают новые светские тенденции в религиозной живописи. Легкая и воздушная роспись, изобилующая голубым цветом, вносит ощущение радости и праздника. Она покрывает не только стены храма, но и галереи. Наиболее интересны фрески, располож по стенам и посвящ истории Ильи и его ученика Елисея. Светские моменты преобладают над религ содержанием.Фрески покрыв стены сплошным многоцветным ковром. В стремлении к декоративности художники зачастую сплетают контуры фигур в один замысловатый узор.

 

38. Росписи Митрополичьего двора в Ростове Великом.

Нарядность крылец ворот не уступает пышности собственно

церковных сооруж, и культовая гражд архитектура как будто соперничают в праздничности образа. Ростовский Кремль 70-80 17 в.Весь фасад разукрашен многоцветными израсцами.

Все его разнообразные сооружения были объединены в редкий по живописности, но в то же время удивительно гармоничный ансамбль. Единство и благородная сдержанность цветового решения придавали ему особую одухотворенность. Белая со слегка розоватым оттенком окраска каменных стен своеобразно сочеталась с серебристым, почти черным цветом тесовых кровель и тускловатым блеском луженого покрытия глав и крестов. Картину дополнял разбитый на центральном дворе роскошный сад с широким зеркалом пруда, уподоблявшийся райскому саду. Да и ансамбль в целом, по замыслу митрополита Ионы, должен был символизировать небесный град Иерусалим.

 

39. Творчество Симона Ушакова и мастеров Оружейной палаты (теоретические основы «световидной» живописи, особенности цвета и формы в новых иконах, использование орнамента).

Выделил худож,эстетич сторону иконы,добывается телесногго тонна лиц,почти классическоц правильности черт,объемности построен,подчерк перспективы(используя иногда архитектурные фоны итальянской живописи Возрождения.В живоп нет одухотворенности образов Рублева,ангелы выглядят вполне земныими существами.

Мастера Оруж палаты создавали рисунки для икон, изображ измельчены ,с большим трудом читаются на растоянии,отсутствует тектоника.Фрески покрывают стены,столбы,наличники,одним сплошным узором,в котором жанровые сценки переплетаются затейливыми орнаментами.Орнамент покрывает архит,фигуры людей,их костюмы,из орнаментальных ритмов вырастают пейзажные фоны.Декоративизм – одна из отличительных особенностей.Праздничность и постоянный интерес к человеку в его повседневной жизни. Акцент, в сюжетах на красоте природы,труда человека, т.е. жизни во всем ее многообразии.

подлинная стихия праздника,постоянная победа над обиденностью.Тема священного писания превращаются в увлекательные новэллы.

Используя традиционные иконографические схемы, он одновременно стремился к светотеневой моделировке формы, к объемности изображаемых ликов, добиваясь впечатления их реальности («Троица» 1671, «Благовещение» 1673). В своем искусстве мастер активно использовал приемы "фряжского", т.е. западного ренесансно-барочного искусства (с его эффектами иллюзионистической натурности). Лики в его иконах обретают светотеневую моделировку, взгляды кажутся "живыми", - он добивается этого впечатления с помощью мельчайших мазков, обеспечивающих мягкий переход одного тона в другой. Интерьеры и пейзажи включают в себя элементы линейной перспективы. Порою отдельные фрагменты или даже вся композиция целиком (как в его гравюре "Семь смертных грехов", 1665) заимствуются с западных гравюр. В свои иконы он вводил портретные изображения и пейзажи. Недостает одухотворенности икон XIV-XV веков. Именно с его творчеством связывают постепенный переход от средневековой иконописи к светской реалистической живописи. Ушаков уподобляет живопись зеркалу, отражающему жизнь и все предметы.

 

 

40. Парсуны XVII - начала XVIII века (особенности жанра: композиция, техника исполнения, их назначение).

Портрет- парсуна(от лат. персона – личность.)Изображение Ивана 4,еще близко к иконе,но в них уже есть опр. портрет. сходство.При всей наивности формы,линеарности,статичности,локальности,есть попытка свето-теневой моделировки.

В творчестве русских художников этого времени возникает интерес к изображению реального человека, его индивидуальных портретных черт. В портретах, называемых в это время парсунами, живописцы стремятся и к тому, чтобы как можно точнее воспроизвести внешнее сходство. Однако в общих принципах композиции, в некоторой идеализации образов явно ощутимы старые иконописные черты. Во 2-й полов XVII в в портретах можно выделить два направления. Одни художники, изображая царя и бояр, создают парадные композиции, идеализируют образ, возвеличивая портретируемого. Другие - ставят перед собой задачу как можно более точного изображения, достигая почти натуралистической иллюзорности в передаче фактуры тканей, блеска глаз, мягкости кожи лица, создавая интимного, жанрового характера портреты.

 

 

41. Живопись петровской эпохи (парсуна 90-х годов XVII века, И. Таннауэр, Л. Каравакк, И. Никитин, А. Матвеев).

Танауэр «Петр 1»,Коровак «Елизавета Петровна», «Наталья Алексеевна»,Анна петровна»,Никитин «Прасковья Ивановна».(Читается в глазах ее собств внутр мир,определ хар-р,чувство собств достоинства.Еще много от старорус живописи:нет анатом правильности,светотеневая моделировка формы осущ приемом высветления от темнго светлому,поза статична.Цвет рефлексы отсутствуют.Свет ровный,рассеянный.), «Канцлер гОЛОВКИН»(насыщен предельно напряженной внутренней жизнью,душевной серьезностью,сосредоточенностью,почти меланхолией, как и «доитальянские портреты»Он близок им общим композиционным решением,постановкой фигуры в пространстве,красочной гаммой.Фон плоскостной, «иконный» характериз котгор выступает фигура)

 

42. Скульптурное творчество Б.К. Растрелли.

Расттрелли ,приехал в Росиию и работал до конца жизни.сКУЛЬПТОР НАЧАЛА РАБОТУ над образом Петра 1,с создания воскового раскрашеного бюста.Сделанный на его основе бронзовый бюст представляет собой типичное произвидение барокко.Динамическая композиция с подчеркнутой пространственностью и неприменным акцентом на множественности фактур,со свето-теневыми контрастами,пластических мас их живописностью.Это придает черты монументальности.Растрелли продемонстрировал не только безупречную монументальность скульпутры,мастерство обобщения при сохранении индивидуальной характеристики,но и глубокое проникновение в мир русккой жизни создав символ эпохи.Скульптура Анна Ианнова (1741), императрица изображена в великолепном коронациооному уборе-вообплошает важнейшие приципы барочной композиции.Скульптуры:бюст А.Д. Меншикова,Анна Ианнова (1741),Бюст Просковьи Федоровой.

43. Русская гравюра первой половины - середины XVIII века (А. Зубов, М. Махаев)Графика –самый оперативный,мобильный вид искуства,быстро откликающийся на все события времени.Усвоив от Схонебека ряд новых технич приемов,Зубов,Махаев сохранили нац характер русской гравюры.Ведутах и баталиях Алексея Зубова преобладает локаничный штриховой рисунок.Большую роль играет цвет самой бумаги.Композиция проста,логична,ясна.Все простарнсто чаще всего разделено на три плана,нпр. в изображениях Петербурга(«панорамы Петербурга»)на первом плане жанровая сцена,второй план- занят вводной артерией,на третьем- архитектура.Название размещается в развернутой как свита ленте.Почти объязательный моти Зубовских гравюр – корабль,обволакаемы клубами дыма или нарядно плещущей парусами на ветру.На ведутах Зубова Петербрг- столица гигантской морской державы.Гравюры передают дух суровости и праздничности эпохи грандиозных свершений.Наряду с ведутами и баталиями в этот период распрострянен еще один жанр гравюр- фейверк(потешные огни).