Иконография Страшного суда в росписях Дмитриевского собора во Владимире (расположение в пространстве храма, особенности цвета и изображений фигур).

Дошедшие до нас фрески изображают "Страшный суд". На большом своде представлены двенадцать сидящих апостолов со стоящими позади них ангелами, на малом своде - "Рай" с восседающей на троне богоматерью, ангелом, Авраамом, Исааком и Иаковом, а также "Шествие праведников в рай", возглавляемое апостолом Петром и замыкаемое двумя трубящими ангелами. В основном росписи исполнены греческим мастером, но ему помогали, несомненно, русские живописцы, чьей кисти можно предположительно приписывать ангелов северного склона большого свода и сопровождаемые русскими надписями фрески малого свода.

Двенадцать апостолов и ангелы южного склона, написанные греческим мастером, обнаруживают руку выдающегося художника. Он изобразил апостолов в свободных, непринужденных позах, как бы разговаривающими друг с другом. Их головы повернуты в различных направлениях, их фигуры даны в сложных поворотах, их одеяния ложатся разнообразными складками, всякий раз образующими новые линейные сочетания. В умелом расположении складок чувствуются живые отголоски эллинистических статуарных мотивов. Одеяния изящно облегают фигуры, обрисовывая красивые, пропорционально сложенные тела. Все движения исполнены грации и легкости. Особенно ритмичны наклоны голов, вносящие большое оживление в общую композицию группы, лишенную всякой застылости и статичности. Вместо обычного рядоположения фронтальных фигур, работавший в Дмитриевском соборе греческий мастер создал сложную, проникнутую мерным движением группу, которую зритель воспринимает как собрание умудренных опытом мужей, ведущих тихую, сосредоточенную беседу. Каждая из фигур получила чисто портретную характеристику, достигающую особого мастерства в лицах, где сквозь черты твердо отстоявшегося иконографического канона проступают настолько индивидуальные оттенки, что лица эти приобретают изумительную жизненность. В них своеобразно сочетаются тонкая одухотворенность с прекрасной телесной оболочкой, несущей на себе печать античных традиций.

 

18. Монументальная живопись русских княжеств в ХП-ХШ веке (росписи Дмитриевского собора во Владимире, Рождественского собора в Суздале, Софийского собора в Новгороде, церкви Спаса на Нередице, Георгиевской церкви в Старой Ладоге, Спас-Мирожского монастыря в Пскове) - общая характеристика с примерами: особенности стиля, формы и цвета, расположение в пространстве храма.

(ДмитрСоб во Влад:) Свобода живописной манеры и изумительный по красоте серебристый колорит сочетаются с остро индивидуальными характеристиками одухотворенных образов. Особенно выразительны фигуры апостолов Павла, Матфея, Марка и Симеона на северном склоне большого свода собора. На центральном своде под хорами изображены апостолы, сидящие на престолах, и стоящие позади них ангелы. На своде юго-западной части – шествие праведников в рай и сам рай. Южную часть центрального свода расписывал византийский художник, об этом можно судить не только по изысканному мастерству и утонченности цветовых решений,но и по самой характеристике образов: суровые лица апостолов, скорбные, глубоко запавшие глаза ангелов неподвижны и широко раскрыты. Роспись северного склона центрального свода отличается более простым колористическим решением, глаза становятся меньше, взгляд утрачивает трагическое выражение, становится грустно-задумчивым, очертания лиц более спокойные и мягкие. Цвета не переходят один в другой, а скорее сопоставлены друг с другом. Живопись прозрачными красками.

(цС на Неред в Новг:) Купол – сцена «Вознесение», в средней апсиде- Богоматерь Оранта с изображением на груди Христа в круге, под ней 2 ряда святителей, на западной стене – «Страшный суд». На стенах- сцены жизни Христа.

Искусство нередицких мастеров суровое и даже грозное: суровы лики апостолов, сидящих по сторонам от Христа, мрачны священники в алтаре, грозны пророки в барабане купола, но в целом фрески церкви Спаса на Нередице отличались живописностью, широтой и смелостью письма.

(Георг церк в СтаройЛадоге в Новг:) Купол- «Вознесение». «Чудо Георгию о змии», «царь Давид». Выполн в одном стиле, Изысканный, утонченный колорит, цветовая гармония.

 

 

19. Фрески Новгорода в XIV веке: церковь Спаса на Ковалёве, Успения на Волотовом поле.

Роспись Ц Успения на Волотовом поле в 1363- во основном сцены из жизни Христа и Марии,коллорит росписи :празднично яркий в сопостовлении звучного красного,зеленого,голубього,лилового.Рисунок поражает своей экспрессивностью.Фигуры представлены в стремительном движении,в страстном порыве.Рабость,горе,сметение,удивление,-все чувства выражены почти утрироваными но выразительными жестами Но ломаными линиями одежды,резкими позами.ДАже горный пейзаж образует резкие зигзаги.Спас на Ковалёве- исполненые 80 годы 14 века - приняли участие южно-Балканские, во основном сербские мастера.По сравнению с феоановсими и волотовскими росписями этой церкви более сухи,менее гармоничны по цвету.Письмо здесь-детальное,тонкое.