Мозаики Михайловского собора Златоверхого монастыря в Киеве.

Звериный стиль в искусстве скифов (этапы развития, символика).

Мифологические сюжеты в скифском искусстве (скифские и античные).

Искусство скифов и древних славян (периодизация, развитие стиля, виды искусства).

Середина 7 – начало 3 века до н.э.
Предметы искусства :Гробницы, предметы быта, накладки на одежду, оружие, украшения, сосуды. Обобщенный стиль (пытаются втиснуть в маленькую геометрическую форму) главный сюжет искусства=греческое искусство) Для скифов очень важно осознание человека во Вселенной (времена года). Циклическое представление о времени и пространстве. Год делился на 2 главные части: зима и лето. Весна - начало года, осень-конец. Круг - важный знак их искусства.

Есть представление о связи образа и первообраза. Образ - русская икона. 7 скифских божеств Геродот соотнес с греч божествами. У скифов есть и обожествленные герои, которые могут перевоплощаться: например из коня в грифона.

7-6, начало 5 века до н.э. - изображают животных. Из-за парциальной магии (погребение частей животного, заменяющих целое) изображают части животных. Конь-символ солнца, вечности. Только при погребении царей, вождей, жертвовали коней. Лев, орел - солнце, Зодиак-животные на небе. Лебедь - зимнее животное. Лев-летнее равноденствие, Олень-весна. Созвездие Касиопей - созвездие львицы. Грифон - зимнее солнцестояние. Борьба хищников - смена времен года. Бык-символ весны. Созвездие Плия ды - созвездие быка.

4. Искусство Киевской Руси: Древний Киев XI-XII вв. (мозаики, фрески, книжная миниатюра - особенности стиля и формы).

Монументальная живопись: мозаики, фрески приняли от византийцев. Языческое народное искусство также повлияло на древнерусскую живопись. Живопись выражает связь небесного, горнего с земным. С 10 по 15 в. древнерусское искусство имело очень тесные связи с византийским. Из Византии привозились иконы, ткани, ювелирные изделия и многое другое.

Некоторые памятники византийского искусства стали подлинной русской святыней, например знаменитая икона Владимирской Богоматери. Греки принимали участие в украшении многих древнерусских храмов и часто находили на Руси свою вторую родину.

Киевская София. Наиболее важная эффектная часть храма – алтарь (в алтаре Оранта). Композиция лаконичная, чтобы в простой форме раскрыть основные положения христианского вероучения.

Оранта глубокого тона синий хитон, пурпурное

покрывала, ярко-красные сапожки - звучное колористическое сочетание. Трактовка формы плоскостная ,несколько архаичная. Фигуры грузны укорочены, жесты условны однообразны.

 

 

Фрески: обилие персонажей и сюжетов. Групповые портреты семьи Ярослава мудрого. Торжественность величавость, монументальность.

Михайловский Златоверхий монастырь - усилилось линейное, графическое начало, появилась большая свобода живописного и композиционного построения, удлинились пропорции, усилились индивидуальные характеристики персонажей.

Остромирово евангелие 1056-1057 плоскостная декоративная манера, графическая разработка одежд наведенным золотом рисунком, отграничивающим локальные цвета.

5. Мозаики и фрески Софийского собора в Киеве. Их расположение и символика.

София Киевская 1037г. Алтарное помещение и центральное подкупольное пространство украшено мозаикой, столбы нефов, боковые помещения под хорами, стены-фресками, полы-мозаичные. В куполе в окруж 4 архангела, Пантократор в простенках между 12 окнами и в барабане - 12 апостолов, В парусах евангелисты, на подпружных арках в медальонах - четверо мучеников севастийских. На столбах триумфальной арки-Благовещение: архангелы Михаил и Гавриил. Богоматерь на столбах. В центральной апсиде т.е. в конхе - Оранта в молитвенной позе с воздетыми вверх руками, заступница, образ, восходящий к языческому образу праматери. Ниже Оранты – Евхаристия = Причащение, обряд превращения хлеба и вина в тело и кровь Христа, еще ниже, в простенках между окнами, над седалищем фигуры святителей. Палитра мозаик насчитывает 177 оттенков. Галереи собора украшены фресками, на верхних изображены дочери (южная стена) и сыновья (северная) Ярослава Мудрого. На западной стене, разобранной в конце XVII века, находились изображения самого Ярослава с макетом собора в руке и его супруги Ирины. Стены и своды лестничных башен несут на себе фрески светского характера, изображающие сцены жизни византийских императоров.

 

По сравнению с Киевской Софией мозаики Михайловского Златоверхого монастыря: Фигуры апостолов в сложных ракурсах, движения свободнее и живее, лицане так эстетичны, фигуры составляют естественные группы, каждый апостол держится по-своему, это живые люди с высоким строем мысли и глубоким интеллектом. Выразительный язык мозаики другой: меньше значения придается линиям, контуру, иначе строится форма, хотя линейное начало все равно преобладает. "Мерцающей живописью" называют мозаики Михайловского собора - они, словно маревом, обволакивали все пространство храма своим то затухающим, то вспыхивающим с новой силой сиянием.

Чрезвычайно утонченные и яркие, мозаики Михайловского собора являлись выдающимся произведением древнерусской живописи и убедительно свидетельствовали о том, что в Киевской Руси того времени уже сложилась национальная школа изобразительного искусства, свободная от влияния Византии. Зарождение этой школы связано с именем гениального древнерусского художника Киево-Печерского монастыря Алимпия, непревзойденного мастера "мерцающей живописи", имя которого еще при жизни было окружено легендами.

 

7. Миниатюра XI века (Остромирово Евангелие, «Изборник Святослава»),

Краски миниатюр, изображающих евангелистов, яркие, наложены плоскостно, фигуры и складки одежд прочерчены золотыми линиями Заставки заполнены растит орнаментом, неожиданно переход в подобие человеческого лица или морду

жив. В миниатюре также есть и портретные изображения ("Изборник Святослава", княжеская семья)
Остромирово Евангелие является самой ранней датированной восточнославянской рукописью, исполненной в центре христианской культуры Руси - Киеве. В книге имеются три миниатюры с изображениями евангелистов и красочные инициалы. Составляющие их разноцветные ленты украшены ещё тончайшими золотыми линиями.

В Изборнике Святослава 1073 года в подобных оформлениях Изборника присутствует ряд и не совсем византийских черт: в рамках небольшого пространства сочетаются многие виды орнамента. Кроме того, введение кармина, охры, зелени.

 

8. Искусство Киевской Руси: Древний Новгород и Псков XI-XII вв. (фрески, иконы- особенности стиля и формы, соотношение с пространством храма).

Новгородская София 1045-1050, роспись1108: Фигуры пророков в куполе, торжеств -спокойные, с огромными печальными глазами. На них роскош одежды, но образы не теряют суровости. Были только роспись, без мозаик: фон темно-синий, иконы оч. крупные(во всю ширину столба, больше чел роста, иногда золотой фон),Иконостас низкий, окошки маленикие. тема храм-космос.