Часть I. Рабочая учебная программа дисциплины

I. Организационно-методический раздел

1.1 Цель курса, его место в учебном процессе

Книги и журналы, плакаты и упаковка, системы визуальных коммуникаций и реклама, как печатная, так и телевизионная – все это является объектами профессиональной деятельности специалистов по рекламе.

Трудно переоценить значение вышеперечисленного на формирование характера, вкуса и поведения как отдельного человека, так и всего общества.

В основе большинства мировых школ дизайна лежат лбразовательные концепции, так или иначе использующие опыт двух наиболее известных школ – Баухауза и ВХУТЕМАСа. Фундаментом этих концепций, их базовым знанием, является пропедевтика: подготовительный вводный курс, предваряющий изучение основной дисциплины.

Необходимым условием профессиональной деятельности дизайнера, художника по рекламе является знание законов композиции. Композиция, как известно, это искусство сочинения, составления различных частей в одно целое сообразно их смыслу, содержанию или какой-либо идее. Предоставить базовые знания для овладения этим искусством призван курс «Основы композиции».

В данный период обучения очень важно пробудить творческие силы и художественные способности студентов. Сделать так, чтобы личные переживания и особенности восприятия каждого определяли своеобразие их работ. Постепенно студенты должны научиться работать самостоятельно, в этом – залог их успешной профессиональной деятельности в будущем.

Конечной целью дисциплины «Основы композиции» является овладение студентами методом художественно-образного формообразования, т.е. искусством формальной композиции.

 

1.2. Основная задача курса – развить у студентов мастерство свободного владения формой и цветом как основными категориями любого вида творчества, в особенности художника по рекламе.

В результате обучения студенты должны:

· получить теоретические знания основ композиции;

· научиться грамотно пользоваться изобразительными средствами (линией, плоскостью, цветом, объемом, пространством);

· знать и уметь применять на практике средства гармонизации формы (симметрию, ритм, отношение, пропорционирование);

· умело использовать средства художественной выразительности (контраст, динамику, масштабность);

· применять конкретные способы и технические приемы работы в соответствии с характером выбранных материалов и средств;

· овладеть основами проектной графики ( составной частью творческого процесса);

· получить навык ведения самостоятельной работы на уровне решения формальных композиционных задач.

1.3. Дисциплина «Основы композиции» является пропедевческим курсом и предваряет более глубокое изучение такой многопрофильной специальности как художник по рекламе. Наряду с другими дисциплинами («рисунок», «живопись», «история и теория рекламы», «фирменный стиль» и др.) она является составной частью подготовки специалистов и служит основой их профессиональной деятельности в дальнейшем.

 

 

II. Распределение часов дисциплины по темам и видам занятий

3.1. Для очного отделения

№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов
Аудиторные занятия Самостоятельная работа
в том числе:
Всего Лекции Практические занятия
1 2 3 4 5 6
Раздел 1. Категории формальной композиции
1. Свойства и качества композиции в рекламе. Виды композиции. Категории и средства композиции.      
2. Свойства композиции. Статика. Динамика.  
3. Симметрия. Асимметрия.  
4. Метр. Ритм..  
5. Контраст. Нюанс.  
6. Гармония и центр композиции  
7. Композиция и принципы ее построения  
8. Категории композиции. Цвет.  
9. Цветовой круг.  
10. Гармонические цветовые сочетания  
11. Символика и психология цвета
12. Выразительные средства формальной композиции.  
Раздел 2. Объем, пространство, информация в рекламе
13. Объемно-пространственная композиция.  
14. Стиль и стилизация в графическом дизайне.  
15. Декоративный шрифт  
16. Декоративная шрифтовая композиция  
Раздел 3. Реклама в функциональном пространстве
17. Средства отображения информации.  
18. Композиция рекламного объявления  
19. Выставка. Экспозиция. Выставочный стенд (витрина). Печатная продукция.
  Всего часов

3.2. Для заочного отделения

№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов
 
Аудиторные занятия Самостоятельная работа
в том числе:
Всего Лекции Практические занятия
Раздел 1. Категории формальной композиции
1. Свойства и качества композиции в рекламе. Виды композиции. Категории и средства композиции.  
Свойства композиции. Статика. Динамика.      
Симметрия. Асимметрия.      
Метр. Ритм      
Контраст. Нюанс      
6. Гармония и центр композиции      
7. Композиция и принципы ее построения  
8. Категории композиции. Цвет      
9. Цветовой круг.      
10. Гармонические цветовые сочетания      
11. Символика и психология цвета      
12. Выразительные средства формальной композиции.      
Раздел 2. Объем, пространство, информация в рекламе
13. . Объемно-пространственная композиция.  
14. Стиль и стилизация в графическом дизайне  
15. Декоративный шрифт      
16. Декоративная шрифтовая композиция      
Раздел 3. Реклама в функциональном пространстве
17. Средства отображения информации      
18. Композиция рекламного объявления  
19. Выставка. Экспозиция. Выставочный стенд (витрина). Печатная продукция.  
  Всего часов