Часть I. Рабочая учебная программа дисциплины
I. Организационно-методический раздел
1.1 Цель курса, его место в учебном процессе
Книги и журналы, плакаты и упаковка, системы визуальных коммуникаций и реклама, как печатная, так и телевизионная – все это является объектами профессиональной деятельности специалистов по рекламе.
Трудно переоценить значение вышеперечисленного на формирование характера, вкуса и поведения как отдельного человека, так и всего общества.
В основе большинства мировых школ дизайна лежат лбразовательные концепции, так или иначе использующие опыт двух наиболее известных школ – Баухауза и ВХУТЕМАСа. Фундаментом этих концепций, их базовым знанием, является пропедевтика: подготовительный вводный курс, предваряющий изучение основной дисциплины.
Необходимым условием профессиональной деятельности дизайнера, художника по рекламе является знание законов композиции. Композиция, как известно, это искусство сочинения, составления различных частей в одно целое сообразно их смыслу, содержанию или какой-либо идее. Предоставить базовые знания для овладения этим искусством призван курс «Основы композиции».
В данный период обучения очень важно пробудить творческие силы и художественные способности студентов. Сделать так, чтобы личные переживания и особенности восприятия каждого определяли своеобразие их работ. Постепенно студенты должны научиться работать самостоятельно, в этом – залог их успешной профессиональной деятельности в будущем.
Конечной целью дисциплины «Основы композиции» является овладение студентами методом художественно-образного формообразования, т.е. искусством формальной композиции.
1.2. Основная задача курса – развить у студентов мастерство свободного владения формой и цветом как основными категориями любого вида творчества, в особенности художника по рекламе.
В результате обучения студенты должны:
· получить теоретические знания основ композиции;
· научиться грамотно пользоваться изобразительными средствами (линией, плоскостью, цветом, объемом, пространством);
· знать и уметь применять на практике средства гармонизации формы (симметрию, ритм, отношение, пропорционирование);
· умело использовать средства художественной выразительности (контраст, динамику, масштабность);
· применять конкретные способы и технические приемы работы в соответствии с характером выбранных материалов и средств;
· овладеть основами проектной графики ( составной частью творческого процесса);
· получить навык ведения самостоятельной работы на уровне решения формальных композиционных задач.
1.3. Дисциплина «Основы композиции» является пропедевческим курсом и предваряет более глубокое изучение такой многопрофильной специальности как художник по рекламе. Наряду с другими дисциплинами («рисунок», «живопись», «история и теория рекламы», «фирменный стиль» и др.) она является составной частью подготовки специалистов и служит основой их профессиональной деятельности в дальнейшем.
II. Распределение часов дисциплины по темам и видам занятий
3.1. Для очного отделения
| № п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | |||
| Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | ||||
| в том числе: | |||||
| Всего | Лекции | Практические занятия | |||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 
| Раздел 1. Категории формальной композиции | |||||
| 1. | Свойства и качества композиции в рекламе. Виды композиции. Категории и средства композиции. | ||||
| 2. | Свойства композиции. Статика. Динамика. | ||||
| 3. | Симметрия. Асимметрия. | ||||
| 4. | Метр. Ритм.. | ||||
| 5. | Контраст. Нюанс. | ||||
| 6. | Гармония и центр композиции | ||||
| 7. | Композиция и принципы ее построения | ||||
| 8. | Категории композиции. Цвет. | ||||
| 9. | Цветовой круг. | ||||
| 10. | Гармонические цветовые сочетания | ||||
| 11. | Символика и психология цвета | ||||
| 12. | Выразительные средства формальной композиции. | ||||
| Раздел 2. Объем, пространство, информация в рекламе | |||||
| 13. | Объемно-пространственная композиция. | ||||
| 14. | Стиль и стилизация в графическом дизайне. | ||||
| 15. | Декоративный шрифт | ||||
| 16. | Декоративная шрифтовая композиция | ||||
| Раздел 3. Реклама в функциональном пространстве | |||||
| 17. | Средства отображения информации. | ||||
| 18. | Композиция рекламного объявления | ||||
| 19. | Выставка. Экспозиция. Выставочный стенд (витрина). Печатная продукция. | ||||
| Всего часов | 
3.2. Для заочного отделения
| № п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | |||
| Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | ||||
| в том числе: | |||||
| Всего | Лекции | Практические занятия | |||
| Раздел 1. Категории формальной композиции | |||||
| 1. | Свойства и качества композиции в рекламе. Виды композиции. Категории и средства композиции. | ||||
| Свойства композиции. Статика. Динамика. | |||||
| Симметрия. Асимметрия. | |||||
| Метр. Ритм | |||||
| Контраст. Нюанс | |||||
| 6. | Гармония и центр композиции | ||||
| 7. | Композиция и принципы ее построения | ||||
| 8. | Категории композиции. Цвет | ||||
| 9. | Цветовой круг. | ||||
| 10. | Гармонические цветовые сочетания | ||||
| 11. | Символика и психология цвета | ||||
| 12. | Выразительные средства формальной композиции. | ||||
| Раздел 2. Объем, пространство, информация в рекламе | |||||
| 13. | . Объемно-пространственная композиция. | ||||
| 14. | Стиль и стилизация в графическом дизайне | ||||
| 15. | Декоративный шрифт | ||||
| 16. | Декоративная шрифтовая композиция | ||||
| Раздел 3. Реклама в функциональном пространстве | |||||
| 17. | Средства отображения информации | ||||
| 18. | Композиция рекламного объявления | ||||
| 19. | Выставка. Экспозиция. Выставочный стенд (витрина). Печатная продукция. | ||||
| Всего часов |