Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада 22 страница
134 Liebeschutz H. Das zwolfte Jahrhundert und die Antike. S. 271.
135 фон Бецольд (BezoldF. von. Op. cit. S. 44), по-видимому, неверно истолковал две строчки из поэмы Абеляра, адресованной его (вероятно, воображаемому) сыну, «Астроля-биусу», когда увидел в них возражение против классицистического изображения Христа или Девы Марии в стиле «Встречи Марии и Елизаветы» из Реймса. Спрашивая: «Num-quid amare potest ut Iuppiter idola Christus / Aut sculpi ut Vesta nostra Maria volet?»* — Абеляр возражает не против изображений в классицистической манере, но вообще против изображений как таковых. Если ut в первом стихе может быть связан только с атаге, а не с Iuppiter, то ut во втором стихе относится к sculpi, а не к Vesta. Поэтому мы не должны переводить: «Может ли наша Мария быть изваянной так, чтобы походить на Весту?» Но должны переводить: «Может ли наша Мария пожелать быть изваянной так, как Веста?»
•36 Об этих стихах Фулько из Бове, в которых своеобразно сочетается сильное эмоциональное впечатление с попыткой антикварного анализа: Bezold F. von. Op. cit. S. 38 f,
96; Liebeschutz Н. Fulgentius Metaforalis. S. 14; Manitius M. Op. cit. Bd. 3. S. 836 ff.; Adhemar J. Op. cit. P. 104 f, 311 f В связи с этим следует также упомянуть поэму Бальдерика Бургелий-ского. Описывая бесспорно подлинный сон, эта поэма, помимо того что служит материалом для психоаналитических упражнений, свидетельствует о том «бесовском» увлечении античностью, которое сковывало сознание культурного северянина (Abrahams P. Les Oeuvres poetiques. Vol.37. P. 19 ff, ср.: Manitius M. Op. cit. S. 886 ff). В необычайно бурную ночь сильно измученный физически и морально Бальдерик засыпает беспокойным сном и видит себя едущим по мосту, который, внезапно затрещав, низвергает его в широкую и бурлящую реку. Когда он попытался схватиться за скалу на одном из ее берегов, кусок этой скалы обламывается, остается в его руке и оказывается «камнем, искусно высеченным древним художником, как бы в образе живого льва» (госпожа Абрахаме, безусловно, ошибается, думая об этом камне, который недвусмысленно называется «saxum evectum de saxis», как о резном камне, а не как о большом высеченном куске скалы). Несмотря на свое бедственное положение, Бальдерик не может им налюбоваться: «Admiror lapidem, lapidi studiosus inhoerens; / Admiror formam, mirari quippe licebat/Otia miranti fuerant haec atque natanti»", но в конце концов отрывается от него и пытается добраться до другого берега, невзирая на волны и минуя град падающих камней. В последнее мгновение течение бросает его на огромную восьмигранную колонну из чудесного полированного паросского мрамора, возвышающуюся над рекой на высоту роста «двенадцати мужчин» и увенчанную сферой, но ему удается ее столкнуть «левым плечом», так что она исчезает в воде и больше не мешает ему на пути к спасению.
1,7 Об этой истории, чудесно рассказанной Лоренцо Ги-берти: SchlosserJ. von. Lorenzo Ghibertis Denkwiirdigkeiten. Bd. 1. S. 63; Bd. 2. S. 189 ff. По поводу более ранних легенд о Венере:
«Я удивляюсь камню, склоняясь над ним в жажде знания; / удивляюсь его форме, ибо дозволено удивляться — / таков был отдых для Удивляющегося и недоумевающего» (дословно — «плавающего»
(лат).
Bezold F. von. Op. cit. S. 62 ff.; Huet G. La Legende de la statue de Venus // Revue de fhistoire des religions. 1913- Vol. 68. P. 193 ff.
138 О различии в отношении к античности Средних веков и Ренессанса прекрасно сказал Сэнфорд (Sanford Е.М. The Study of Ancient History in the Middle Ages // Journal of the History of Ideas. 1944. Vol.5. P.21 ff): «Убеждение в единстве истории привело к недооценке анахронизма и закрыло многие возможности исторического критицизма, но в то же время оно спасло Древний мир от впечатления нереальности, которой он обладает для многих современных ученых» (с. 22). Более поздняя статья того же автора: The Twelfth Century-Renaissance or Proto-Renaissance? // Speculum. 1951. Vol. 26. P. 635 ff.
139 Panofsky E. Meaning in the Visual Arts. P. 295 ff, особенно с. 302 и след.
140 Nitze W.A Op. cit. P. 470 f: «Остается фактом, что классический элемент в ней (в цивилизации XII века. — Э.П.) был главным образом фоном и как бы расцветкой для тем, которые были привычными в практической жизни столетия, а не заимствованы из античности... Конечно, Средние века и Ренессанс не исключают друг друга... Но в каждую эпоху ударение ставилось на разные аспекты исторической картины, в одной — на продолжение классики как на подготовку к христианским рыцарским идеалам, а в другой — на разрыв с ближайшим прошлым и на возвращение к Утопии классического мира».
Глава III
1 Vasari G. Op. cit. Т. I. P. 247. Указанная у Вазари дата рождения Чимабуэ кажется излишне ранней, но скорее всего верна. Дата его смерти неизвестна, хотя он еще работал в 1302 году.
2 О Пифагоре Регийском: Плиний. Естественная история, XXXIV, 59 (Overbeck J. Die antiken Schriftquellen zur Ge-schichte der bildenden Kunste bei den Griechen. Leipzig, 1868. S. 93, №499); об Аристиде из Фив: Плиний, XXXIV, 98 (Over-beck J. Op. cit. S. 336, № 1779). Переводя слова об умирающей матери, я следовал рукописной традиции: «Intellegiturque sen-tire mater et timere, ne emortuo lacte sanguinem lambat» (предполагать еще одно «е» после «emortuo>> кажется излишним, поскольку «emortuo lacte* легко понять как абсолютный творительный падеж Если бы интерполяция предлога была необходима, «рго» больше подошло бы, чем *е»). В барочной живописи изображение этого жуткого сюжета встречается очень часто, и Джованни Баттиста Марино в своем «Избиении младенцев» создал столько вариаций на эту «молочно-кровавую тему», сколько их создал Бетховен на маленький вальс Диабелли.
3 Выражение «der unmittelbare Vorlaufer» («непосредственный предшественник») принадлежит Эртелю: Oertel R. Op. cit. S. 53. О Чимабуэ см. далее ibid. S. 44 ff, 47 ff, 215; Ben-kard E. Op. cit.; Nicholson A. Cimabue Princeton, 1932; Salvini R. Cimabue Roma, 1946; Kleinschmidt B. Die Basilika San Francesco in Assisi (в дальнейшем: Kleinschmidt В. Die Basilika). Berlin, 1915—1928 (том 2 издан повторно отдельно: Die Wandmale-reien der Basilika San Francesco in Assisi. Berlin, 1930); Sinihal-di C7, Brunetti G. Pittura Italiana del Duecento e Trecento: Cata-logo della Mostra Giottesca di Firenze del 1937. Firenze, 1943, passim, особенно с. 253 и след.). Репродукции большинства произведений, упоминаемых в этой главе, можно найти в кн.: Made R van. The Development of the Italian Schools of Painting. The Hague, 1923—1938.
4 Vasari G. Op. cit. P. 366. Если верить ему, Маргаритоне (вернее, Маргарите) работал в епископском дворце в Арец-цо, но «следовал проекту Арнольфо ди Лапо (или ди Камбио)»; о постройках, приписываемых самому Маргаритоне, Вазари говорит, что «они незначительны» («поп sono d'im-portanza»).
5 Panofsky E. Das erste Blatt... // Meaning in the Visual Arts. P-169 ff, особенно с. 221 и след. Чтобы подчеркнуть параллелизм между «уже-более-не-совсем-готическим» Арнольфо и «уже-более-не-совсем-византийским» Чимабуэ, Вазари заявляет, что Арнольфо научился «искусству рисунка» у Чимабуэ.
6 Вазари (Vasari G. Op. cit. P. 305, 313 f, 312) уверяет, что Никколо Пизано работал «вместе с некими немцами» над
* «Территориальный круг его воздействия относительно невелик» (нем.).
фасадом собора в Орвьето (начатым через много лет после его смерти), превзойдя не только этих немцев, но и свои собственные работы; что Джованни Пизано создал свою кафедру в церкви Сант-Андреа в Пистойе, соревнуясь (per соп-correnza) с другой кафедрой, воздвигнутой в другой церкви (Сан-Джованни-Эванджелиста) «немцем, которого не очень за нее хвалили», и что группа немцев примкнула к нему в Ареццо «скорее для образования, чем ради выгоды», вследствие чего они сделались достаточно опытными, чтобы поступить на службу к Бонифацию VIII в Риме.
7 Weinberger М. The First Facade of the Cathedral of Florence //Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1940— 1941. Vol.4. P.67 ff, особенно с. 78 и след.
8 Weinberger М. Op. cit. Он же показывает, что скульптура, предназначавшаяся для фасада Арнольфо, обязана своим «пизанским» характером традиции, которую Никколо установил в Лукке. О школе Никколо Пизано вообще: Valenti-ner W. R. Op. cit.; Swarzenski G. Nicolo Pisano. S. 68 ff. (с разумным выводом, что по сравнению с эпохальным значением стиля Никколо «der ortliche Umkreis seiner Wirkung [ist] ver-haltnismassig klein»*). Необходимо отметить, что великолепный фрагмент главного алтаря Сиенского собора (ibid. S. 70. Abb. 126) представляет собой не тетраморфную фигуру, как образцы, приведенные там же (ил. 51), но довольно редкий сюжет, изображающий Деву Марию в окружении символов четырех евангелистов.
9 Об этих исключениях см, например: Panofsky Е. Early Netherlandish Painting. P. 365, note 201; Winkler F. Paul de Lim-bourg in Florence // Burlington Magazine. 1930. Vol. 56. P. 94 ff
10 Об обширной литературе, посвященной Дуччо и Джотто: Oertel R. Op. cit, особенно с. 45 и след, с. 90, 121 — 127, 216 (Дуччо); 62—111, 128 и след, 218 и след. (Джотто); Sini-baldi G, Brunetti G. Op. cit. P. 107 ff. (Дуччо); 301 ff. (Джотто). После отличной книги Бранди (Brandi С. Duccio. Firenze, 1951) была опубликована интересная новая реконструкция главного произведения мастера: DeWald Е. Т. Observations on Duccio's Maesta // Late-Classical and Mediaeval Studies in Honor of Albert Mathias Friend, Jr. Princeton, 1954. P. 362 ff.
и Oertel R Op. cit. P. 41 ff., 214 ff; Sinibaldi G, Brunetti G. Op. cit., passim, особенно с. 107, 115.
12 Paatz W. Die Gestalt Giottos im Spiegel einer zeitgenossi-schen Urkunde // Eine Gabe der Freunde fur Carl Georg Heise zum 28. VI. 1950. Berlin, 1950. S. 85 ff. (ср.: idem. Die Bedeutung des Humanismus fur die toskanische Kunst des Trecento // Kun-stchronik. 1954. Bd. 7. S. 114 ff). Значение документа заключается не столько в том факте, что художник помимо того, что его называли знаменитым и возвеличивали в торжественных выражениях, получил право административного, финансового и художественного контроля над большим собором, сколько в том, что этот художник был живописцем, а не архитектором. Паатц ссылается на тот факт, что очень похожий титул был дарован в 1284 году Эрвину фон Штейнбаху, главному архитектору Страсбургского собора («gubernator fabrice ecclesie Argentinensis»). Считаясь с заслугами Джотто, его назначение было признанием de facto статуса, достигнутого живописью во Флоренции XIV века. De jure и в принципе, независимом от индивидуальных случаев, этот статус был признан в 1378 году, когда живописцам, до того приписанным к arte dei medici е speziali, было разрешено образовать самостоятельную ветвь той же гильдии, поскольку профессия их «достигла большого значения в жизни государства и являлась достаточно зрелой для жизни государства» («aveva consequito una grande importanza nella vita dello stato, ed ap-pariva gia maturo per la vita dello stato»); цит. no: Meiss M. Painting in Florence and Siena after the Black Death. P. 63, note. 16.
13 О Пьетро Каваллини (работал в 1270 году и все еще здравствовал в 1316 году) и его связях с более ранним этапом римского искусства на примере фресок в Гротгаферра-та: Oertel R Op. cit. P. 57 ff, 217.
14 Buschbeck E.H. Ueber eine unbeachtete Wurzel der ma-niera moderna // Festschrift fur Julius Schlosser zum 60. Geburt-stage Zurich; Leipzig; Wien, 1927. S. 88 ff.
15 Alberti. De pittura / H. Janitschek (ed.). S. 69; L Malle (ed.). p- 65: «Et sappiano [ipittori] che con sue linee circuiscono la superficie et quando empiono di colori e luoghi descritti niun altra cosa cercarsi se non che in questa superficie si presentino le forme delle cose vedute, non altrimenti, che se essa fusse di vetro tralucente». Перевод Спенсера не совсем точен не только в передаче глагола «circuire» (что не то же самое, что «circum-crivere» или «descrivere»), но и в том, что он превращает описание того, что живописцы делают («niun altra cosa cercarsi se non...»), в указание на то, что они должны делать («they should only seek...»). Другое место (ibid. / H.Janitschek (ed.). S. 79; LMalle (ed.). P. 70; J. R Spenser (tr.). P. 56): «Scrivo uno quadrangolo di retti angoli quanto grande io voglio, el quale reputo essere una finestra aperta per donde io miri quello que quivi sara dipinto».
16 О проблеме перспективы в классическом искусстве: Kern G.J. Die Anfange der zentralperspektivischen Konstruktion; Panofsky E. Die Perspektive als symbolische Form. S. 258 ff, особенно с. 265 и след, 270 и след, 305 и след.; Schild Bunim М. Space in Medieval Painting and the Forerunners of Perspective. New York, 1940. P. 12—37. Fig. 2—9, lAJvins W.M. Art and Geometry. Cambridge (Mass.), 1946; Panofsky E. Early Netherlandish Painting. P. 9 f, 362, note. 32, 363, note 121; Воск E. Binokular-perspektive als Grundlage einer neuen Bilderscheinung // Alte und neue Kunst. Wiener kunstwissenschaftliche Blatter. 1953-Bd. 2. S. 101 ff; idem. Perspektive Bilder als Wiedergaben binoku-larer Gesichtsvorstellungen // Ibid. 1954. Bd.3. S. 81 ff; Schweitzer В. Vom Sinn der Perspektive. Tubingen, 1953; Williams Leh-mann P. Roman Wall Paintings from Boscoreale in the Metropolitan Museum of Art. Cambridge (Mass.), 1953. P. 147 ff; Ong WalterJ. System, Space and Intellect in Renaissance Symbolism // Bibliotheque d'Humanisme et Renaissance: Travaux et Documents. 1956. Vol. 18. P. 222 ff; Bianchi-Bandinelli R. Osservazioni storico-artistiche a un passo del 'Soflsta' Platonico // Studi in onore di Ugo Enrico Paoli. Firenze, 1956. P. 81 ff; Blancken-hagen PH. von. Narration in Hellenistic and Roman Art // American Journal of Archaeology. 1957. Vol.61. P. 78 ff. (с особым упоминанием «Ландшафтов Одиссея»); White J. Developments in Renaissance Perspective // Journal of the Warburg and Cour-tauld Institutes. 1949. Vol. 12. P. 58 ff; 1951. Vol. 14. P. 42 ff; idem. Perspective in Ancient Drawing and Painting. London, 1956. (Society for the Promotion of Hellenic Studies. Supplementary Paper №7). Его же очень важная книга (The Birth and Rebirth of Pictorial Space. London, 1957) появилась слишком поздно, чтобы я успел ее просмотреть. Труд ДДжозеффи (Gioseffl D. Perspective artificialis: Per la storia della prospettiva / Trieste, Institute di Storia dell'Arte Antica e Moderna. Trieste, 1957. T. 7) известен мне только по краткому отчету в журн.: Sele Arte. 1957. №6. Р. 49 ff. Бьянки-Бандинелли, Уайт и Джозеффи (но не Швейцер) усматривают знакомство с перспективой, более или менее совпадающей с перспективой Брунеллески, у классических авторов и в античных памятниках. Как известно, я против этого утверждения, так как я не могу поверить в то, что греко-римские живописцы были знакомы с центральной проекцией на плоскости и что греческие и римские авторы, знакомые с «аксиомой угла», понимали перспективу именно так Совсем недавно проф. Карл Леманн любезно обратил мое внимание на слова Филострата в его «Картинах» (1, 4, 2), которые усугубили мое упрямство. Описывая группу солдат, уходящих вдаль, Филострат говорит: 6еТ yap кА.ёятес?9сц тойс, бфвсЛцойс, тоТс, eniT45eioic, киклоц auvaniovTcxc, В противоположность вольному переводу в «The Loeb Classical Library*, где кйкАлц передано как «receding planes*, фраза эта может быть переведена только следующим образом: «Так как необходимо обманывать зрение, которое движется вглубь, следуя соответствующим кругам*. Иными словами, автор думает о движении в глубину в системе концентрических кругов (как сиденья в амфитеатре), а не в системе параллельных плоскостей.
17 Lange К, Fuhse F. Op. cit. S. 319, line 11 f.
18 О построении Филиппе Брунеллески, известном как costruzione legittima (рис. 3), что означает «правильное построение», см, например: Panofsky Е. Die Perspektive als sym-bolische Form. S. 258 ff; idem. The Codex Huygens and Leonardo da Vinci's Art Theory // Studies of the Warburg Institute London, 1940. Vol. 13. P. 93 ff; idem. Albrecht Durer. S. 249 ff.; 8 последнее время появился блестящий анализ Краутхейме-Ра (в сотрудничестве с Т. Краутхеймер-Хесс): Krautheimer R., Krautheimer-Hess Т. Lorenzo Ghiberti. Princeton, 1956. P. 229 ff. Действуя как архитектор, привыкший мыслить в представле
* Теми, кто знает (ит).
ниях плана и ортогонален, Брунеллески начал с двух подготовительных рисунков, а именно с общего плана и орто-гонали всей зрительной системы. На обоих рисунках «зрительная пирамида» изображена при помощи треугольников, вершины которых упираются в точке, представляющей глаз, картинная же плоскость, пересекающая «зрительную пирамиду», дана вертикально. На основном плане предмет или предметы изображены на горизонтальном чертеже, а в ор-тогонали — на вертикальном. Когда оба чертежа связаны с точкой «глаза», точки пересечения связующих линий и вертикалей определяют основные размеры перспективного образа, причем основной план содержит поперечные, а орто-гональ — вертикальные величины. Перспективный образ строится из соединения обоих этих размеров, из которых и получается третий, окончательный рисунок. Нетрудно заметить, что в этом окончательном рисунке центральная точка схода не показана, она может быть получена только ех post facto, путем продолжения сходящихся ортогоналей. Альберти начал там (Krautheimer R, Krautbeimer-Hess Т. Op. cit. P. 224 ff.), где Брунеллески закончил, а так как меня недавно обвинили в отсутствии ясного понимания построения Альберти (Spenser J. R. Op. cit. P. 112), меня простят, если я похвастаюсь тем, что именно я в статье, больше не цитируемой color chi sanno', был первым, кто истолковал текст Альберти, считавшийся в то время либо безнадежно испорченным, либо непонятным (Panofsky Е. Das perspektivische Verfahren Leone Battista Albertis // Kunstchronik. Neue Serie. 1914—1915. Bd. 26, col. 505 ff).
Пытаясь найти построение, пригодное для живописцев, для которых construzione legittima, повторенное лишь такими теоретиками, как Пьеро делла Франческа и Дюрер, было слишком громоздким, Альберти начал ее не с основного плана и ортогонали предмета или предметов, которые нужно показать в перспективе, а с организации самого перспективного построения. В нем фигуры и предметы должны быть расставлены на уходящей плоскости, состоящей из серии квадратов, из которых каждый был подразделен, как на шахматной доске, на некоторое число меньших квадратов. Для построения первой и ближайшей из таких шахматных досок (остальные можно получить путем повторения) Альберти начал строить свой четырехугольник (quadrangulo), следуя схеме, применявшейся передовыми итальянскими живописцами начиная приблизительно с 1340 года и передовыми северянами начиная примерно с 1370 года (см. ниже данное примечание, а также с. 248): он делил линию основания четырехугольника на некоторое число равных частей, после чего предположил в пределах четырехугольника некую центральную точку схода А (рис. 4), которая определяет «горизонт» картины и, согласно Альберти, должна, как правило, помещаться на уровне глаза изображенных в картине людей. Далее, соединив эту центральную точку схода с точками деления на линии основания (а, в, с, d, ё), получал «пучок» сходящихся равноотстоящих друг от друга ортогоналей, уходящих как бы в бесконечность («quasi persino in inflnito»). Оставалась проблема определения правильной последовательности поперечных членов с математической точностью, а не путем принятого до того произвольного приближения. Для решения этой проблемы Альберти заимствовал в costruz-ione legittima Брунеллески ортогональ зрительной пирамиды (первоначально она выполнялась на отдельном листе), на которой были бы указаны места поперечных членений (v, w, х, у, z) на вергикали, совпадающей с одной из боковых сторон четырехугольника. Этот метод не менее геометрически точен, чем costruzione legittima Брунеллески, и вполне возможно, что при определении видимого сокращения размеров Альберти пользовался небольшой коробкой с глазком и натянутыми струнами (Mm W.M. On the Rationalization of S'ght. New York, 1938. P. 14-27) или итоговым рассуждением в его «Descriptio urbis Romae» (Spenser J. R Op. cit. P. 113 ff.).
Альберти, таким образом, использовал построение Брунеллески только для корректировки той практики, которая давно существовала в мастерских. Его «сокращенный метод» был описан с незначительной поправкой, согласно которой все построение, прежде чем быть перенесенным на картину, набрасывалось в меньшем масштабе на листе бума
Ренессанс и фенессансы» в искусстве Запада
ги, вмещающем также и ортогонали, не только Пьеро делла Франческа и Дюрером (который ссылается на него как на «der nahere Weg»"), но также, к примеру, Паоло Уччелло, Леонардо да Винчи и Помпонием Гауриком (о достаточно трудном тексте последнего см.: Panofsky Е. Die Perspektive als symbolische Form. S. 30 ff.), и им практически пользовались все итальянские живописцы вплоть до появления еще более простого построения, так называемого метода дистанционной точки (Distanzpunktverfahren), который впервые упоминается в сочинении «Le due regole delle prospettiva pratica» Джакомо Бароцци да Виньолы, изданного после смерти автора в 1583 году Игнацио Данти в Риме и распространившегося по всей Италии (рис. 5). Согласно «методу дистанционной точки», точка, помещающаяся на линии горизонта и отделенная от точки схода А расстоянием, равным расстоянию
Рис. 5а. Перспективное построение пола по диагональному (Creutzstrich) методу, впервые примененному Иоанном Виатором (Жаном Пе-лерином) в 1505 году
* «Кратчайший путь» (нем.).
между глазом и плоскостью картины (£>), определит места поперечных членений (v, и>, х, у, z), если соединить ее с точками, делящими основание (а, в, с, d, е), точки поперечных членений окажутся на сходящихся ортогоналях, а не на вертикали.
На чисто экспериментальной основе уже в первой половине XV века на Севере, скорее всего в Нидерландах, была решена проблема определения последовательности равно-отстающих друг от друга поперечных членений путем простого проведения диагонали (Creutzstrich) через сходящиеся ортогонали (рис. 5 я). Такая диагональ, пересекающая орто-гонали, становится общей диагональю в ряду небольших равных квадратов и таким образом автоматически определяет последовательность поперечных членений, то есть выполняет ту же роль, что и линия Da (рис. 5). Следует, однако, заметить, что этот метод, впервые описанный Иоанном Ви-атором (Жан Пелерин) в сочинении «De artificiali perspec-
tiva», впервые опубликованном в 1505 году (ср. с другими более поздними северными авторами, такими, как Жан Кузен, Вредеман де Врис и Иероним Родлер, чья «Perspectiva» была впервые опубликована в 1531 году), был основан на опыте мастерских, а не на научной теории. Французские и немецкие авторы знали, что угол такого рода диагонали отражается на размере перспективного сокращения, но они определяли этот угол произвольно («so ferr dich gutdunket», как заметил Родлер), им не приходило в голову, что расстояние между точкой пересечения диагонали с линией горизонта и точкой схода (АХ) равно воображаемому расстоянию между глазом и плоскостью картины. Обо всем этом: Panofsky Е. Die Perspektive als symbolische Form. S. 319 ff.; хороший итоговый обзор (к сожалению, по-польски) можно найти в кн.: Bialostocki J. Albrecht Diirer, jako pisarz i teoretyk sztuki. Wroclaw, 1956. S. IX ff, в то время как лекция Зибен-хьюнера (Siebenhuner Н. 2ш Entwicklung der Renaissance-Per-spektive // Kunstchronik. 1954. Bd. 7. S. 129 ff.) и последующее ее обсуждение скорее затемняют, чем проясняют предполагаемые выводы.
19 Меня заслуженно критиковали за то, что я выразил перспективное уменьшение равных и равноотстоящих размеров, помещающихся на горизонтальном основном плане (что, конечно, предопределяет все прочие отношения в пределах данного перспективного пространства), в формуле a/b=b/c=c/d. (Panofsky Е. Codex Huygens. S. 96 ff, 106; Witt-kower R. Brunelleschi and 'Proportion in Perspective' // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1953. Vol. 16. P. 275 ff, особенно с. 280). В действительности это уменьшение (см. рис. 56) выражается в более сложной периодической формуле, за которую я должен поблагодарить доктора Рауля Ботта.
Однако, как мы видим, эта формула выражает также постоянную прогрессию в том, что отношения b/c, c/d и т.д. автоматически вытекают из отношения а/b, раз отношение а/b установлено согласно расстоянию глаза от плоскости проекции и от ортогонали над горизонтальным «основным планом».
20 Panofsky Е. Die Perspektive als symbolische Form. S. 260 ff, 292 ff, особенно с. 301, прим. 17.
21 О споре Шикардта с Кеплером: Ibid. S. 262 ff.; 295 ff. (прим. 10, 11). Кеплер описал траекторию метеора, увиденного им в Южной Германии, как кривую, тогда как Ши-кардт, в книге, очаровательно озаглавленной «Световой шар» («Liechtkugel») и не менее очаровательно написанной, утверждал, что в действительности метеор мог двигаться по прямой, которая только глазу казалась кривой. Кеплер, с характерной для него широтой, не только допустил, что Ши-кардт, может быть, и прав, но и аккуратно обосновал собственное суждение, признав, что он думал о «правилах графического изображения или перспективе, согласно которой проекции (projectiones, vestigia representatoria) величин на плоскость картины (super piano picturae) остаются прямыми при любых условиях», между тем как «наше зрение не созерцает картины небесной полусферы на плоской дощечке, но смотрит в лицо самому небосводу». Недавно Джон Уайт показал, что некоторые ренессансные теоретики, которых эмпирически предвосхитил такой острый наблюдатель, как Конрад Витц, пытались примирить ортодоксальное или прямолинейное построение (на недостатки которого, особенно явные, когда воображаемое расстояние между глазом и плоскостью картины небольшое, обратили внимание как живописцы, так и теоретики) с субъективным опытом криволи-нейности, объединив их в том, что он назвал «синтетической» системой перспективы. По всей вероятности, Дж. Уайт прав, когда полагает, что Леонардо да Винчи стремился к систематическому развитию подобной синтетической системы и что перспективные разделы в «Codex Huygens» (Panofsky Е. Codex Huygens. P. 62 ff, 98 ff. Fig. 53-72) также зависят от общих идей Леонардо, как и разделы о пропорциях человека и лошади, о движениях человека.
22 Библия из аббатства Мутье-Гранваль: Лондон, Британский музей, MS. Add. 10546, fol. 25v. (см. прим. 9 к гл. II). К вопросу о навесах см, например, целый ряд миниатюр Библии из Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (миниатюру на л. 185, воспроизведенную в кн.: Kantorowicz Е. Н. The Carolingian King in the Bible of San Paolo fuori Le Mura. Fig. 2) и много Других примеров в кн.: Schramm P. Е. Die deutschen Kaiser und Konige in Bildern ihrer Zeit; консоли на разорванных фасадах
(особенно характерные для школы «Ады»), множество изображений евангелистов, созданных этой школой, и прежде всего фронтиспис Евангелия из Сен-Медар-де-Суассон: Париж, Национальная б-ка, MS. 8850, fol. lv. {Boinet A Op. cit. PI. CLXXXII; Hinks R. Op. cit. PI. XV); «Фонтаны жизни», венчаемые храмиками типа macellum, схожего с tempietti, в той же рукописи (fol. 6v.) или в «Кодексе св. Эммерама»: Мюнхен, Государственная б-ка, elm. 14000, fol. 11 (Boinet A Op. cit. PI. XVIIIb, CXV1I; Panofsky E. Die Perspektive als symbolische Form. S. ЗЮ ff. Abb. 13, 14). Проблемы иконологического содержания «Фонтанов жизни» в рукописях Евангелия, особого значения их восьмиугольной формы и их возможной связи с баптистериями, особенно Латеранским баптистерием в Риме, были рассмотрены Андервудом: Underwood P. A. The Fountain of Life in Manuscripts of the Gospels // Dumbarton Oaks Papers. 1950. Vol.4. P.41 ff.
23 Ни один архитектурный мотив в Каролингскую или Оттоновскую эпохи не свободен от противоречий не только в перспективе, но и в самой своей структуре, показывающих, что мы имеем дело скорее с ошибочными или, как в правдоподобных на первый взгляд постройках Утрехтской псалтири, с понятными лишь наполовину цитатами, чем с рациональными реконструкциями. Так, например, на миниатюре «Фонтана жизни» в Евангелии из Сен-Медара четыре из колонн, поддерживающих tempietto, связаны с крышей, в то время как остальные четыре относятся к экседре, окружающей всю постройку. На миниатюре, изображающей «Фонтан жизни» в «Кодексе св. Эммерама», все колонны связаны с крышей, но нет никакой разницы между передними и задними колоннами вокруг бассейна. В интерьере на миниатюре Библии из аббатства Мутье-Гранваль потолок довольно убедительно сокращается (хотя ортогонали образуют «рыбий хребет», вместо того чтобы сходиться в одной точке), но боковые стены не сокращаются вовсе. Наиболее вопиющие противоречия можно увидеть на титульном листе Библии Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (fol. 1: Kantorowicz Е. И. The Carolingian King... Fig. 1), где круговой обход, видный в перспективе, увенчан открытой колоннадой, показанной в чистой ортогонали.