Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада 19 страница

olorosa, упоминавшаяся в прим. 40 и напоминавшая тип Де-метРь1, представленный образцами, проиллюстрированны-

24 Ренессанс

ми у С. Рейнака (Reinach S. Repertoire de la statuaire grecque et romaine. Paris, 1897— 19Ю. Vol. 2. P.241, особенно №6), мо­жет быть объяснена соединением мотивов таких бронзовых изделий, как венская Юнона (Neugebauer К. A Op. cit. Abb. 59, ил. 42 наст, изд.) и берлинская Селена (ibid. Abb. 60), с той, однако, оговоркой, что диагональные складки одежды на груди предполагают еще и другой образец и что средневе­ковые художники, хотя впечатление от их произведений мо­жет оказаться не менее «классическим», чем впечатление от любого ренессансного творения, отнюдь не были знакомы с портняжными тонкостями греческого и римского костюма.

42 О капителях в Монреале и об их отношении к Ша-ртру: Sheppard C.DvJr. Iconography of the Cloister of Monre-ale // Art Bulletin. 1949. Vol.29. P. 159 ff; idem. Monreale et Chartres // Gazette des Beaux-Arts. 6me serie. 1949. Vol.31. P. 401; idem. A Stylistic Analysis of the Cloister at Monreale // Art Bulletin. 1952. Vol. 34. P. 35 ff Тезис Шеппарда был отвергнут Деером (DeerJ. Die Baseler Lowenkamee), полагавшим, что си­цилийская скульптура XII века развивалась независимо от французских образцов и что расцвет ее предшествовал рас­цвету на материке, в Южной Италии; он также приписывает большое число камей, которые прежде были локализованы в других местах и датировались XIII веком, сицилийским глиптикам XII столетия, что оспаривалось Венцелем (Went­zel Н. Die vier Kameen im Aachener Domschatz; idem. Die Grosse Kamee). Что касается монументальной скульптуры, я считаю, что невозможно отрицать французское родство у капителей Монреаля и что Деер, видимо, недооценивает значение Юж­ной Италии (о чем свидетельствует трон из Бари 1098 года) по сравнению с Сицилией. Однако, по-видимому, он прав, датируя усыпальницы норманнских королей в Палермо (с. 137, прим. 51; с. 143, прим. 97) XII, а не XIII веком (о си­цилийской архитектуре этого периода: Stefano G. di. Monu-menti della Sicilia Normanna. Palermo, 1955). Что касается ка­мей, я недостаточно осведомлен, чтобы судить, но не могу не чувствовать, что даты Деера слишком ранние, в особен­ности в таких важных случаях, как очаровательная «Охотни­ца с соколом» в Барджелло и «Геркулес» Юрицкого, и что его исторические и иконографические доводы не всегда убе­дительны. Например, когда он утверждает, что «Геркулес» Юрицкого относится к XII, а не к XIII веку, поскольку его сюжет христианизирован добавлением дракона, упоминае­мого в Псалме ХС(ХС1):13, и несовместим с эпохой Фрид­риха II, — явление скорее индивидуальное, чем общее. Так, другой классический тип Геркулеса, несущего Эриманфского вепря, был аналогичным образом христианизирован около 1250 года в одном из хорошо известных рельефов на фасаде собора Св. Марка в Венеции (см.: Panofsky Е., Saxl F. Classical Myhology in Mediaeval Art. P. 231. Fig. 4, 5; Panofsky E. Studies in Iconology. Fig. 5, 6).

43 О капители из Трои: Wentzel Н. Ein gotisches Kapitell in Troia // Zeitschrift fur Kunstgeschichte. 1954. Bd. 17. S. 185 ff. О портале в Трау (работы Магистра Радована): Kutschera-Woborsky О. Op. cit.; Saxl F. Die Bibliothek Warburg und ihr Ziel // Vortrage der Bibliothek Warburg. 1921-1922. S. 1 ff. О других статуях Евы, отражающих Venus Pudica: Adhemar J. Op. cit. P. 290.

44 Возможность того, что Рим имел большее влияние на образование проторенессансного стиля, чем это обычно предполагается, была высказана Венцелем (Wentzel Н. Ап-tiken-Imitationen, особенно с. 59 и след.). Примечательно, без сомнения, что одна из баз в клуатре Сан-Джованни в Лате-ране (созданная, правда, лишь в 1222—1230 годах) добро­совестно воспроизводит подлинного египетского сфинкса, воспринятого скорее всего через римского посредника (см.: Wentzel Н. Op. cit.; idem. Reallexikon zur deutschen Kunstge­schichte. Bd. IV. Col. 750 ff, abb. 1).

45 Об основании Фридрихом II городов, в частности Вик­тории: Kantorowicz Е. Н. Kaiser Friedrich der Zweite. 3te Ausg. Berlin, 1931. Bd. I. S. 598 f; Bd. II (Erganzugsband). S. 242. He бо­лее чем случайное совпадение то, что «Unanimes Antiquitatis Amatores» при Сиксте IV выбрали своим патроном того же св. Виктора. Разница, однако, заключалась в том, что Фридрих II пытался поставить античность на службу своим политичес­ким и культурным интересам, в то время как члены «Sodalitas Litteratorum Sancti Victoris et Sociorum» искали покровительст­ва какого-нибудь католического святого, чтобы оградить себя от нападок за преклонение перед античностью.

46 О художественной деятельности Фридриха II вообще см. в добавление к книге Канторовича (Kantorowicz Е.Н. Ор. cit. Bd. I. S. 479 ff.; Bd. II. S. 209 ff) следующие работы: Willem-sen C.A Apulien, passim; Kronig W. Staufische Baukunst in Un-teritalien // Beitrage zur Kunst des Mittelalters (Vortrage der er-sten deutschen Kunsthistorikertagung auf Schloss Bruhl, 1948). Berlin, 1950. S. 28 ff; Wentzel H. Antiken-Imitationen (с даль­нейшими ссылками). Машинописная марбургская диссерта­ция (Holler Е. Kaiser Freidrich II und die Antike), упоминаемая Венцелем (с. 30), была мне недоступна.

47 Классицистические тенденции, безусловно, присутст­вуют, хотя и не преобладают, в скульптуре и глиптике эпохи Фридриха II (о последней см. особенно: Wentzel Н. Die grosse Kamee...; idem. Die Kamee... in Leningrad; о монетах, печатях и архитектуре см. нижеследующие прим.), но совершенно от­сутствуют в миниатюрах трактата Фридриха II о соколиной охоте (см.: Wood A, Fyfe F. М. The Art of Falconry, Being the <De Arte Venandi Cum Avibus» of Frederick II von Hohenstaufen. London, 1943; Boston, 1955); их же, видимо, не было и в стен­ной росписи его неаполитанского дворца, которая воспевала имперское правление. Роспись пропала, но приблизительное представление о ее стиле можно составить по миниатюре ♦Praeconium Paschale» в свитке «Exultet Roll» из Biblioteca Capitolare в Салерно (см.: Kantorowicz Е.Н. Op. cit. Bd. II, фрон­тиспис; Ladner G.B. The «Portraits» of Emperors in Southern Italian Exultet Rolls // Speculum. 1942. Vol.17. P. 181 ff, осо­бенно с. 186; Mostra storica nazionale della miniatura, Palazzo Venezia. Roma, 1953. P. 60 f, №82).

48 Об «Augustales» Фридриха II: Kantorowicz E.H Op. cit. Bd. I. S. 204 ff; Bd. II. S. 225 ff. Taf. I, 1, 2; Wentzel H. Der Augus-talis Friedrichs II // Zeitschrift fur Kunstgeschichte. 1952. Bd. 15. S. 183 ff Согласно Венцелю (Wentzel H. Antiken-Imitationen. S. 35), Виллемсен задумал монографию о различных масте­рах чеканки). О печатях Фридриха II: Dieterich J. R. Das Portrat Kaiser Friedrichs II von Hohenstaufen // Zeitschrift fur bildende Kunst. Neue Serie. 1903. Bd. 14. S. 251 ff.

49 Об архитектурных начинаниях Фридриха: Willem-sen C.A Apulien; Bruhns L Hohenstaufenschlosser. Konigstein iffl Taunus, 1941; о Кастель-дель-Монте см, в частности: Mola­joli В. Guida di Castel del Monte. Fabriano, 1940; Wentzel H. An-tiken-Imitationen. Архитектура этого замка, с некоторым пре­увеличением, характеризовалась как «целиком французская», вместе с тем и «la sculpture qui l'accompagne differe a peine du decor adopte en France, et particulierement en Champagne, pour les chapiteaux et les clefs de voutes>*. (Эмиль Берто, цит. Аде-шром: Adhemar J. Op. cit. P. 282). О цистерцианских архитек­торах работавших у Фридриха II: Kantorowicz Е. Н. Kaiser Frie-drich der Zweite. Bd. I. S. 80; Bd. II. S. 36 f. О триумфальной арке в Капуе: Kantorowicz Е.Н. Op. cit. Bd. I. S. 483 ff; Bd. II. S. 210 ff; Langlotz E. Das Portrat Friedrichs II. vom Bruckentor in Capua // Essays in Honor of Georg Swarzenski. Chicago, 1951. P. 45 ff; Willemsen C.A. Kaiser Friedrichs II Triumphtor zu Capua. Wiesbaden, 1953 («Голова Юпитера», табл. 69). Колоссальная голова из Ланувия, хранящаяся в Немецком археологиче­ском институте в Риме (опубликована как портрет Фрид­риха II Кашниц-Вейнбергом: Kaschnitz-Weinberg G. Bildnisse Friedrichs II. 1: Der Kolossalkopf aus Lanuvium // Mitteilungen des deutschen archaologischen Instituts, rom. Abteilung. 1953/54. Bd. 60/61. S. 1 ff; Wentzel H. Antiken-Imitationen. Abb. 6) явля­ется, по-видимому, позднеантичным подлинником, перера­ботанным в XIII веке. Еще менее вероятно, что портретом Фридриха II является голова из Барлетта (ibid. 1955. Bd. 62. S. 1 ff).

В целом искусство при Фридрихе II отражает скорее его стремление к универсализму и самообожествлению, чем его увлечение классицизмом. Он обращался к античности, когда она представлялась ему полезной как средство придания действенной, даже пропагандистской выразительности его имперским замыслам.

50 По поводу датировки этих камей см. спор между Венцелем и Деером, на который мы уже ссылались (см. прим. 42).

51 Wentzel Н. Die grosse Kamee. S. 70 (скорее всего Вен-Цель хотел сослаться на Никколо, а не на Андреа Пизано).

«Скульптура, ей сопутствующая, мало чем отличается от декора капителей и замкбвых камней, принятого во Франции, в особенности в Шампани, (фр.).

52 По поводу литературы о типе Распятия с тремя гвоз­дями: Panofsky Е. Early Netherlandish Painting. P. 364 ff. О ран­нем Распятии Джотто: Oertel R. Die Fruhzein der italienischen Malerei. S. 66, 219, прим. 120, 122. Он совершенно прав, при­писывая Никколо Пизано введение этого готического нов­шества в Италии.

53 См, например: Monch W. Das Sonett. Heidelberg, 1954. В связи с этим интересно отметить судьбу изображения «Правосудия» в Тоскане, первый образец которого появил­ся в росписи неаполитанского дворца Фридриха II (см. прим. 47). Это авторитарное бюрократическое правосудие, при котором толпа, раболепно склоненная перед восседав­шим на престоле императором, направляет свои просьбы не самому Фридриху II, а его канцлеру Петрусу де Виньо, впе­рвые было заменено прославлением гражданских свобод в утерянной фреске Джотто в Цехе шерстянщиков во Флорен­ции, на которой Брут прославлялся как воплощение респуб­ликанского правосудия (Morpurgo S. Brutus, 'il buon giudice', nell' Udienza dell'Arte della Lana // Miscellanea di Storia dell'Arte in onore di Igino Benvenuto Supino. Firenze, 1933. P. 141 ff), а затем уже — в знаменитых аллегориях Амброджо Лорен­цетти в Палаццо Пубблико в Сиене.

54 Swarzenski G. Nicolo Pisano. Taf. 16, 19—21, 26. О позд­нейшей литературе о Никколо Пизано: Valentiner W. R. Studies on Nicola Pisano // Art Quarterly. 1952. Vol. 15. P. 9 ff.

55 Bush-Brown A. Giotto: Two Problems in the History of His Style // Art Bulletin. 1952. Vol. 34. P. 42 ff. (см, однако: Panofsky E. Early Netherlandish Painting. P. 367 и с. 240—241 наст. изд.).

56 См.: Curtius E.R. Op. cit. S. 84 f. Об Иоанне Солсберий-ском вообще: Liebeschutz Н. Mediaeval Humanism in the Life and Writings of John of Salisbury. London, 1950. (Studies of the Warburg Institute. Vol. 17); ср. также «Введение» в кн.: The Ме-talogicon of John Salisbury / D. D. McGarry (tr. and ed.). Berkeley; Los Angeles, 1955; The Letters of John Salisbury (1153—1161). Vol. I: The Early Letters / W.J.Millor, H.E.Butler, C.LN.Brooke (eds.). London; Edinburgh; New York, 1955. О движении, во главе которого стоит Иоанн Солсберийский, см. в дополне­ние к указ. соч. Курциуса: Haskins С.Н. The Renaissance of the Twelfth Century; Renucci P. Op. cit.; Liebeschutz H. Das zwolfte

Jahrhundert und die Antike // Archiv fur Kulturgeschichte. 1953. Bd. 35. S. 247 ff; Pare (7, Brunei £, Tremblay P. La Renaissance du XIIе siecle: Les ecoles et l'enseignement. Paris, 1933; Parol E. Les Arts poetiques du XIIе et du XIIIе siecle. Paris, 1924; Raby F.J.E. A History of Christian-Latin Poetry; idem. A History of Secular Latin Poetry in the Middle Ages. Oxford, 1934; Helin M. History of Mediaeval Latin Literature. New York, 1949; Bezold F. von. Das Fortleben der antiken Gotter im mittelalterlichen Humanismus. Bonn, 1922.

О новых работах см. отличный обзор: Ladner G. В. Some Recent Publications of the Classical Tradition in the Middle Ages and the Renaissance and on Byzantium // Traditio. 1954. № 10. P. 578 ff.

57 Kristeller P. O. The Classics and Renaissance Thought. P. 8 ff. (с дальнейшими ссылками).

58 «Ессе quaerunt clerici Parisii artes liberales: Aureliani auc-tores, Bononiae codices, Salerni pyxides, Toleti daemones, et nusquam mores...* (цит. no: Renucci P. Op. cit. P. 134).

59 О переводе научных и философских текстов в XII ве­ке: Haskins С.Н. Studies in the History of Mediaeval Science. Cam­bridge (Mass.), 1924; см. также: Kantorowicz E.H. Kaiser Friedrich der Zweite. Bd. I. S. 312 ff; Bd. II. S. 149. О возрождении рим­ского права: Vinogradqff P. Roman Law in Mediaeval Europe. Oxford, 1929; Calasso F. Lezioni di storia del diritto italiano: Le fonti del diritto (Sec. V—XV). Milano, 1948.

60 Fared E. Op. cit. Краткий список трактатов <• Artes poeticae-> (все они восходят к потерянному произведению Иоанна Солс-берийского) можно найти в кн.: Helin М. Op. cit. Р. 101; см. также: CurtiusE.R Op. cit, passim, в частности, о Данте с. 354 и след

61 Manitius М. Op. cit. Bd. III.Munchen, 1931; Raby F.J.E. A History of Secular Latin Poetry, passim. О «Gesta Roberti Wis-cardi* Вильгельма Апулийского: Manitius M. Op. cit. S. 606 ff; Raby F.J E. Op. cit. Vol. II. P. 154 ff. О поэме о Матильде Тос­канской Доницо из Каноссы: Manitius М. Op. cit. S. 662 ff.; Ra­by F.J.E. Op. cit. Bd. II. P. 155 f. О « Liber de bello maioricano» или «Triumphus Pisanoruim Генриха Пизанского: Manitius M. °P cit. S. 672; Raby F.J. E. Op. cit. P. 156 ff. О «Liber in honorem Augusts Петра из Эболи: Manitius M. Op. cit. S. 703 ff; Ra-*У FJE Op. cit. P. 166 ff. Стихотворения во всех упомянутых поэмах не выдерживают сравнения со стихами современных поэтов Франции или Англии, и нужно отметить, что леонин­ские гекзаметры, толкующие неаполитанскую фреску «Пра­восудие Фридриха II», перепечатанные Канторовичем (Kan­torowicz Е. Н. Kaiser Friedrich der Zweite. Bd. II. S. 89), еще зна­чительно ниже даже в пределах этого жанра.

62 Raby F.J.E. Op. cit. Bd. II. S. 152 f.

63 Гвидо делле Колонне и его «Historia destructionis Troiae»: Griffin N.E. (ed.). Cambridge (Mass.), 1936 (фр. яз.: Bayat A La Legende de Troie a la cour de Bourgogne. Bruges, 1908). Его многочисленные предшественники и потомки: см. литера­туру, приведенную в кн.: Atwood Е. Я, Whitaker V. К. Op. cit. P. LXXXVII ff.; Renucci P. Op. cit. P. 116, 182, а также: Curtius E. R. Op. cit. S. 34; Boutemy A Le Poeme «Pergama flere volo» et ses imitations du XIIе siecle // Latomus. 1946. Vol.5. P. 233 ff Не­смотря на все новейшие исследования, старая диссертация Дунгера (Dunger Н. Die Sage vom troianischen Krieg in den Bearbeitungen des Mittelalters und ihre antiken Quellen: Pro-gramm des Vitzthumschen Gymnasiums. Dresden, 1869) до сих пор весьма полезна. Петрарка широко использовал «Mythog-raphus III» в третьей книге «Африки» (описывая изображения классических богов, украшавших дворец царя Сифакса), что было замечено П. де Нолаком: Nolhac P. de. Petrarque et l'hu-manisme. Paris, 1907. Vol. 1. P. 103, 118, 158, 205 f. См. также: Liebeschutz H. Fulgentius Metaforalis. Ein Beitrag zur Geschichte der antiken Mythologie im Mittelalter. Leipzig; Berlin, 1926, pas­sim. (Studien der Bibliothek Warburg. Bd. 4). О безусловно «со­временной» стилизации, которой Петрарка подвергал сре­дневековые источники: Panofsky Е. Hercules am Scheidewege und andere antike Bildstoffe in der neueren Kunst. Leipzig; Ber­lin, 1930. (Studien der Bibliothek Warburg. Bd. XVIII). S. 10 ff; idem. Meaning in the Visual Arts. P. 155 ff

64 Письмо Конрада из Гильдесгейма к Герборду мож­но найти в кн.: Monumenta Germaniae Historica: Scriptores. Vol. XXI. P. 193.

65 Bezold F. von. Op. cit. S. 42 ff; Simon K. Diesseitsstimmung in spatromanischer Zeit und Kunst // Deutsche Vierteljahrschrift fur Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte. 1934. Bd. 12. S. 49 ff; особенно блестящая статья Шапиро: Schapiro М. On the Aesthetic Attitude of the Romanesque Age // Art and Thought. London, 1948, P. 130 ft

66 О приобретении Фридрихом II классической скульп­туры: Kantorowicz Е.Н. Kaiser Friedrich der Zweite. Bd. 1. S. 482 f; Bd. II. S. 210. О восторженной хвале, расточаемой аретинской посуде в «Libro della compisitione del mondo» [«Книге о строении мироздания»] Ристоро дАреццо, с инте­ресным противопоставлением знатоков, почти сходивших с ума от восторга, и невежд, выбрасывавших драгоценные фрагменты, а также с удивительной фразой «...quelli artifici furono divini, о quelle vase descesaro di cielo» [или «эти худож­ники были божественными, или эти вазы спускались с не­бес»]: Schlosser J. von. Ueber einige Antiken Ghibertis. S. 152 ff. Как ни странно, но Ристоро не упоминается в содержатель­ной статье Вирнозовского: Wiemozowski Н. Arezzo as a Center of Learning and Letters in the Thirteenth Century // Traditio. 1953. №9. P. 321 ff. О приобретении римских статуй Винчес­терским епископом Генрихом и о деятельности магистра Григория Оксфордского: Fedele P. Sul Commercio delle an-tichita in Roma nel XII secolo // Archivio della R. Societa Ro-mana di Storia Partia. 1909. T. 32. P. 465 ff; Bezold F. von. Op. cit. S. 48 ff, 98; Ross J.B. A Study of Twelfth Century Interest in the Antiquities of Rome // Mediaeval and Historiographical Stu­dies in Honor of J. W.Thompson. Chicago, 1938. P. 302 ff; Rush-forth G.McN. Magister Gregorius de Mirabilibus Urbis Romae // Journal of Roman Studies. 1919. Vol.9. P.44 ff.

Охрану и продажу римских древностей в XII веке (Went­zel Н. Antiken-Imitationen. S. 59 ff) не следует переоценивать. Первая, видимо, внушалась скорее политическими, чем ху­дожественными соображениями (так, например, колонна Траяна охрашшась «в честь Церкви и римского народа»), а вторая была ограничена случайными покупками таких се­верных посетителей, как епископ Генрих Винчестерский (единственный упоминаемый случай), которого сами римля­не, видимо, считали чудаком (Иоанн Солсберийский в кн.: Historia pontiflcalis, XXXIX; соответствующие отрывки, цит. у Феделе, фон Бецольда и Росса, недавно перепечатаны в кн.: Lehmann-Brockhaus О. Lateinische Schriftquellen zur Kunst in England, Wales und Scottland vom Jahre 901 bis zum Jahre

1307. Munchen, 1956. Bd. II. S. 667, №4760). Как правило, «торговля классическими древностями» отвечала не столько эстетическим запросам собирателя, сколько практическим потребностям строителя, которому были нужны антаблемен­ты, капители, облицовка или, как Сугерию, колонны; эту де­ятельность можно сравнить с подрядчиком по аварийным работам (которого позднее назвали экспертом по разборке зданий «demolition expert*), но отнюдь не с торговцем худо­жественными произведениями.

67 О Хильдеберте Лаварденском см., например: Manitius М. Op. cit. Bd. Ill, особенно с.643 и след., 853 и след.; Raby F.J.E. Christian-Latin Poetry. P. 265 ff.; idem. Secular Latin Poetry. Vol. I. P. 317 ff; Bezold F. von. Op. cit. S. 46 ff. О параллели между его «Раг tibi, Roma, nihil* и «Antiquitez de Rome» Дю Белле см., на­пример Renucci P. Op. cit. P. 105.

68 О предполагаемой датировке «Graphia aurea Urbis Romae» и «Mirabilia Urbis Romae»: Schramm P. E. Kaiser, Rom und Renovatio. Bd. II. S. 68 ff, 104 ff По-видимому, они датиру­ются так же, как и так называемый «Heraclius de coloribus Romanorum», хотя и не столь поздно, как считает Шрамм (Schramm РЕ. Op. cit. Bd. II. S. 148 ff, это исключается, ибо су­ществует рукопись конца XI века в Рочестере, Нью-Йорк, опубл. Рихардсом: RichardsJ. С. A New Manuscript of Heraclius // Speculum. 1940. Vol. 15. P. 255 ff), но не моложе, как это утверж­дают многие другие. Профессор Бернгард Бишсфф, которому мы обязаны убедительной датировкой равным образом спор­ной рукописи «Schedula diversarum artium», составленной Тео-филом «qui et Rugerus» (см.: Bischqff В. Die Ueberlieferung des Theophilus-Rugerus nach den altesten Handschriften // Miinch-ner Jahrbuch der bildenden Kunst. 3te Serie. 1952/53. Bd. 3/4. S. 1 ff), любезно ссюбщил мне, что, по его мнению, первона­чальная редакция «Heraclius...» датируется едва ли раньше се­редины XI столетия (что сделало бы ее примерно современ­ной «Schedula») и была составлена на Севере (на Рейнской земле), но отнюдь не в Италии. Следует надеяться, что про­фессор Бишофф сам подробнее обсудит этот вопрос.

® См.: Curtius Е. R. Op. cit. S. 57 ff.

70 О применении терминов «litterati» и «illitterati» см., на­пример, одно из писем Вибальда из Ставло, которое перепе­чатано в кн.: Jqffe P. Bibliotheca rerum germanicarum. Berlin, 1864. Bd. I. S. 283; на него обратил мое внимание профессор Вильям С.Хекшер. О тщеславии протогуманистов XII века см. замечание Вильгельма Ваттенбаха (приведенное в кн.: Ra­by F.J. Е. Christian-Latin Poetry. P. 278, note 3): «Es erinnert an das Zeitalter der Humanisten, wenn wir sehen, wie hoch diese Dichter und ihre Freunde von sich und ihren Werken denken, wie sie sich als Lieblinge der Musen darstellen und unbedenklich einander Unsterblichkeit und ewigen Ruhm versprechen*" (см. введение Э. Панофского к кн.: Panofsky Е. (ed.). Abbot Suger on the Abbey of Saint-Denis and Its Art Treasures. Princeton, 1946. P. 31; перепеч. в кн.: Meaning in the Visual Arts. P. 137). О культе дружбы: Raby F.J.E. Secular Latin Poetry. Vol. I. P. 333-

71 О Марбоде Реннском: Manitius M. Op. cit. Bd. III. S. 719 ff, passim; Raby F.J.E. Christian-Latin Poetry. P.273 ff; idem. Secular Latin Poetry. Vol. I. P. 329 ff Чудесную латинскую поэму, частично цитированную и переведенную в тексте, можно найти в кн.: Patrologia Latina, CLXXI, col. 1665 ff. (ср. также другую поэму — ibid, col. 1717,— целиком приведен­ную в кн.: Raby F.J. Е. Secular Latin Poetry. Vol. I. P. 336). О тен­денции ученых людей XII столетия удаляться в монастыр­ское или сельское уединение см. истории жизней Марбода Реннского и Бальдерика Бургелийского (Raby F.J. Е. Christian-Latin Poetry. P. 273 ff, особенно с. 278) и более специально: Kantorowicz Е.Н. Die Wiederkehr gelehrter Anachorese im Mit-telalter. Stuttgart, 1937.

72 О возрождении Овидия после длительного забвения: lehmann P. Pseudo-antike Literatur des Mittelalters. Leipzig; Ber­lin, 1927. (Studien der Bibliothek Warburg. Bd. 13). S. 4 ff, 89 ff, особенно с. 92 и след. (см. также отзыв Френкеля: Frdnkel Н. Ovid: A Poet between Two Worlds. Berkeley; Los Angeles, 1945. P-169, note 4). О его влиянии: Rand E.K. Ovid and His Influ­ence. Boston, 1925, а также: Ghisalberti F. Mediaeval Biographies of Ovid //Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1946.

«■Вспоминается гуманистическая эпоха, когда мы видим, какого высокого мнения о себе и своих произведениях придерживаются эти поэты и их друзья, как они изображают из себя любимцев муз и беззастенчиво сулят друг другу бессмертие и вечную славу» (нем.).

' «Кто сейчас, исходя потом, изучает сочинения Целия как [сочи­нения] языческие?» (лат).

Vol. 9. Р. 10 ff. (со ссылкой на собственные и чужие труды). Об «Ovide moralise* во французских стихах и о его преем­никах см. прим. 83.

73 О средневековой мифографии: Bezold F. von. Op. cit.; далее: Liebeschtitz H. Fulgentius Metaforalis; Panofsky E., Saxl F. Classical Mythology in Mediaeval Art, passim; Seznec J. Op. cit. P. 167 ff. Для XII века можно добавить положенные на стихи «Fabulae» Гигина, включенные в поэму о Трое Симона Капра Ауреа, большого друга аббата Сугерия, а также пространную версификацию «Mitologiae» Фульгенция, сделанную Бальде-риком Бургелийским (Abrahams P. Les Oeuvres poetiques de Baudri de Bourgueil. Paris, 1926. Vol.216. P.273 ff.). О послед­нем: Manitius M. Op. cit. Bd. III. S. 883 ff; Leljmann P. Op. cit. P. 10 ff, 81—89 (псевдоэпиграфическая переписка между «Овидием» и «Флорусом», не включенная в изд. П. Абрахаме); Raby F.J. Е. Secular Latin Poetry. Vol. I. P. 347 ff.

74 Приводится у Ренуччи: Renucci P. Op. cit. P. 108. О значительном развитии в XIV веке (Петрарка, Берхорий, так называемый «Libellus di imaginibus deorum» и пр.) см. прим. 83.

75 Бернард Морланский (Bernardus Morlanensis, Bernar-dus Morlacensis, Bernardus Morvalensis или, что надежнее все­го, Бернард из Клюни), «De contemptu mundi», III. P. 318 ff. (Hoskier H.C.L (ed.). London, 1929- P.81): нападки на гуманис­тическую точку зрения начинаются со стиха 295: «Quis modo Coelica sudat ut ethnica scripta doceri?>*. Об авторе, который, невзирая на собственные возражения, отлично был знаком с классической литературой и с историей: Manitius М. Op. cit. Bd. III. S. 780 ff; Raby F.J. E. Christian-Latin Poetry. P. 315 ff; Cur-tiusE.R. Op. cit. S. 159.

76 Alanus de Insulis. Anticlaudianus // Patrologia Latina, CCX, col. 491 ff, в блестящем толковании Курциуса: Curtius E.R. Op. cit. S. 127; Об Алане Лилльском: Manitius M. Op. cit., особенно с. 794 и след.; Raby F.J. Е. Op. cit. P. 297; idem. Secular Latin Poetry. Vol. II. P. 15 ff

77 Об Иосифе Эксетерском и Вальтере Шатильонском (и его последователях): Manitim М. Op. cit. S. 649 ff., 920 ff; Raby F.J.E. Secular Latin Poetry. Vol. 2. P. 132 ff, 190 ff, 204 ff

78 Об «Элегии на тему об изгнании» Хильдеберта Лавар-денского: Manitius М. Op. cit. S. 864; Raby F.J. Е. Christian-Latin Poetry. P. 268 ff.

79 В кн.: Anthologia Latina, 786. О Матвее Вандомском: Manitius M. Op. cit. S. 644 ff. (в частности, о «Гермафроди­те» — с.739); Raby F.J.E. Christian-Latin Poetry. P. 304 ff; idem. Secular Latin Poetry. Vol. II. P. 30 ff. (о «Гермафродите», со ссыл­кой на сомнения Фарала об авторстве Матвея, — с. 34).

80 До того как Кид воспользовался этим эпизодом (смерть Зороаса: «Alexandreis», III, 1623 ff), он был переведен белыми стихами Николасом Гримальдом для «Miscellany» Тоттеля 1557 года (см.: Baker Н. Introduction to Tragedy. Baton Rouge (La.), 1939. P. 75 ff). Об использовании другого, более существенного отрывка из «Alexandreis» Вальтера (рассужде­ние Фортуны о человеческих поступках): Riiegg W. Entste-hung, Quellen und Ziel von Salutatis 'De fato et fortuna' // Ri­nascimento. 1954. Bd. 5. S. 143 ff Мало кто знает, что до сих пор звучащая как пословица и весьма правдоподобная строчка: «Incidit in Scyllam qui vult vitare Charybdin» [«Попа­дает к Сцилле тот, кто хочет избежать Харибды»] (правиль­но: «Incidis in Scyllam cupiens vitare Charybdin» [«Желая из­бежать Харибды, ты попадаешь к Сцилле»]) — заимствована не из какого-нибудь классического автора, а из «Alexandreis» (V, 301).

81 «Песнь о Леде» («Сагтеп de Leda»): Manitius М. Op. cit. Bd. III. S. 647 ff; Raby F.J.E. Secular Latin Poetry. Vol. 2. P. 313.

2 О «Споре между Еленой и Ганимедом»: Manitius М. Ор. cit. Bd. III. S. 947 ff; Raby F.J. E. Secular Latin Poetry. Vol. 2. P289 f. В Средние века Ганимед был настолько типичным воплощением гомосексуализма, что некий прелат с такими наклонностями мог быть высмеян как «ganimedior Ganimede» (Bezold F. von. Op cit. S. 58, 101); особо сильное место можно найти у Бернарда Морланского в «De contemptu mundi», III, 191 ff. (HoskierH.S. (ed.). Op. cit. P. 77). См. также: Curtius ER. °P- cit. S. 121 ff; АаЪётаг J. Op. cit. P. 222, 246. Fig. 73). Пока­зательно, что Ренессанс прославил того же Ганимеда как олицетворение восхождения души к абсолюту через красоту, что и было центральной темой неоплатонизма, поскольку его имя происходит от yawrxjoai («наслаждаться») и цг)5еа («ум») (Panofsky Е. Studies in Iconology. P. 213 ff. Fig. 158, 169).

83 Попытки, начавшиеся с первых лет XI века, снабдить «Метаморфозы» Овидия аллегорическим и в конце концов сугубо христианским смыслом (см. последний, весьма до­ступный обзор: Lavin J. Cephalus and Procris // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1954. Vol.17. P. 260 ff, осо­бенно с. 262 и след.) достигли кульминации между 1316 и 1328 годами в большой французской поэме, приписываемой в свое время такой прославленной личности, как Филипп де Витри. Ее текст цитируется ниже как «Ovide moralise» (в сти­хах) и опубликован в кн.: Boer С. ае, Sant J. Т. М. van't // Ver-handelingen der Koninklijke Nederlandse Akademie van Weten-schappen, afd. Letterkunde. New Ser. Bd. 15 (1915), 21 (1920), 30 (1931), 36/37 (1936), 43 (1938); подобно «Метаморфозам» Овидия, текст делится на пятнадцать книг и предполагает знакомство с обличьем, характером и значением классичес­ких богов. Это же относится и к двум сильно сокращенным прозаическим версиям этого сочинения, из которых одна попала в Париж (Национальная б-ка, MS. fr.137) и в Лондон (Британский музей, MS. Royal, 17.E.IV; см.: Saxl F, Meier H. Op. cit. Vol. 1. P. 213 ff), а другая, написанная в 1466 году для ко­роля Рене Анжуйского, — в Рим (Б-ка Ватикана, Cod. Reg. 1680); за последнее время опубликована де Бором под загла­вием «Ovide moralise en prose» в журн.: Verhandelingen der Koninklijke Nederlandse Akademie van Wetenschappen, afd. Let­terkunde. New Ser. 1954. Bd.6l.