Подражание и декоративность

Описанные здесь формы изображения носят настоль­ко общий характер, что даже совершенно чуждые друг другу натуры, например, Терборх и Бернини — мы возвращаемся к упомянутым выше именам, — находят для себя место в одном и том же типе. Общность стиля этих художников покоится на том, что человеку XVII века казалось само собой разумеющимся, — на некоторых кардинальных предпосылках живого впечатления, не определяющих, однако, тот или иной характер выра­жения.

Эти формы можно трактовать и как формы изобра­жения, и как формы созерцания: в них мы созерцаем природу, и в них же искусство облекает свое содержа­ние, изображая что-нибудь. Однако опасно говорить лишь об известных «состояниях глаза», обусловливаю­щих характер восприятия: всякое художественное вос­приятие организовано также согласно определенным требованиям вкуса. Поэтому пяти парам наших понятий присуще как подражательное, так и декоративное значение. Любая передача природы совершается в пре­делах известной декоративной схемы. Линейное видение тесно связано с определенным, лишь ему свойственным представлением о красоте; так же дело обстоит с виде­нием живописным. Если развивающееся искусство рас­творяет линию и заменяет ее движущейся массой, то это совершается не только в интересах постижения но­вой истины природы, но и в интересах нового ощущения красоты. Точно так же необходимо сказать, что хотя изображение плоскостного типа несомненно соот­ветствует определенной ступени созерцания, однако и здесь форма изображения явно имеет декоративную сторону. Схема сама по себе, конечно, еще ничего не дает, но в ней заключена возможность осуществить красоту в плоскостном расположении — возможность, которой не обладает и не хочет обладать стиль глубин­ный. Это же рассуждение применимо и к остальным парам понятий.

Но как же так? Если даже эти понятия нижнего слоя предполагают определенный тип красоты, то разве мы не возвращаемся снова к началу, где стиль рассмат­ривался как непосредственное выражение темперамен­та, будь это темперамент эпохи или же темперамент народа и индивидуума? И все новшество не сводится ли к тому, что мы копнули глубже и привели явления к более общему знаменателю?

Говорящий таким образом упускает из виду, что наш второй ряд понятий принадлежит к роду в корне иному, поскольку эти понятия в своем изменении под­чиняются внутренне присущей им самим необходимости. Они изображают некоторый рациональный психологический процесс. Переход от осязательного, пластического восприятия к восприятию живописному, чисто оптическому имеет свою естественную логику и не мог бы совершаться в обратном порядке. То же самое мож­но сказать относительно перехода от тектоничного к атектоничному, от подчиненного строгим законам к подчиненному законам более свободным, от множест­венности к единству.

Прибегнем к сравнению: камень, катящийся по скло­ну горы, может в своем падении иметь самую разную скорость в зависимости от крутизны склона, большей или меньшей твердости почвы и т. д., но все эти воз­можности подчинены одному и тому же закону паде­ния. Так и в психической природе человека существуют определенные процессы развития, которые следует наз­вать закономерными в том же смысле, как и физиоло­гический рост. Они могут видоизменяться до бесконеч­ности, могут быть частично или полностью приостанов­лены, но раз процесс совершается, определенная зако­номерность будет наблюдаться повсюду.

Можно поставить еще более широкий вопрос: на­сколько «глаз» способен проделать определенное разви­тие самостоятельно и насколько при этом процессы в нем обусловлены другими сферами духа и, в свою оче­редь, обусловливают их. Конечно, не существует такой оптической схемы, которая, исходя из одних лишь собственных предпосылок, могла бы быть приложена к миру в виде какого-то мертвого шаблона; мы видим каждый раз так, как хотим видеть, но это все же не исключает возможности, что каждое изменение подчи­нено определенному закону. Познание этого закона явля­ется основной проблемой научной истории искусства.

Мы еще вернемся к этому в конце настоящего иссле­дования.