КОМБИНАЦИИ СТОЯ И ЛЕЖА

НЕКЛАССИЧЕСКИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ ЛЕЖА

Вторая группа.

 

1. Болевой прием, начинающийся из стойки, используется как способ перевода соперника в борьбу лежа, но в связи с тем, что воздействие на локтевой сустав является одним из неклассических способов выведения из равновесия, часто в результате его применения получается бросок, оцениваемый судьями.

2. Удушающий прием, начинающийся в стойке, используется как перевод в борьбу лежа.

3. Различные переводы в борьбу лежа, приспособленные из классической и вольной борьбы.

4. Действия, применяемые в переходном положении (УКЭ стоит на коленях или одном колене, а ТОРИ в стойке).

 

 

Эти действия широко применяются в дзюдо в связи с применением защитных действий УКЭ после падения. Многие из них являются способствующими действиями лежа. К неклассическим действиям лежа относятся:

1. Переворачивания из положения УКЭ на груди для последующего выполнения удержаний или болевых приемов, если нет возможностей выполнить удушающий из этого положения.

Переворачивание из положения снизу со стороны груди, УКЭ находится между ног, для последующего выполнения удержания, если нет возможности выполнить из этого положения болевой или удушающий захват.

2. Прорывы со стороны ног, когда УКЭ лежит на спине, для последующего выполнения удержания, если нет возможностей из этого положения провести болевой или удушающий.

К прорывам относятся действия в освобождении одной ноги, захваченной УКЭ в целях защиты.

3. Разрывы захватов рук на болевом приеме, которые применяются в случаях, когда УКЭ защищается от болевого.

4. Способы уходов от удержаний, болевых и удушающих захватов.

5. Действия, запрещенные правилами дзюдо (болевые на ноги, удержания со стороны ног, ущемление бицепса, воздействие на кисть).

 

 

Комбинирование — применение различных действий в определенном сочетании.

Необходимо разделить комбинации технических действий (приемов) и комбинации других различных действий дзюдо. Комбинирование приемов основано на создании необходимой динамической ситуации после неудавшегося броска, для выполнения другого броска без каких-либо дополнительных подготовительных действий. Это происходит в том случае, когда ТОРИ выполняет бросок в полную силу, а УКЭ применяет защиту и избегает падения. В таких случаях создается как бы запланированная, стандартная, классическая ситуация, способствующая последующему броску. Такое сочетание двух и более приемов считается классическим.

Классическое комбинирование техники основано на раскачивании верхней и нижней частей тела соперника различными способами выведения из равновесия. Раскачивание верхней части вызывает ответное усилие, противоположное по направлению и самопроизвольное изменение площади опоры (в ответ на выведение соперник шагает для его восстановления). Воздействие на нижнюю часть (ноги) приводит к изменению площади опоры (отшагивание) и самопроизвольное движение верхней части тела для восстановления равновесия. Зная эти закономерности, возможно построение различных комбинаций стоя,

Вероятность каждого последующего броска в комбинации возрастает по отношению к предыдущему.

Комбинация двух приемов образует простую комбинацию, а трех и более — сложную. Примерами классического комбинирования бросков могут служить следующие комбинации:

1. Зацеп голенью изнутри — подхват изнутри (и наоборот). Начинать эту комбинацию можно с любого приема и выполнять несколько раз, переходя от приема к приему. Эта комбинация основана на раскачивании верхней части тела УКЭ скручивая по вертикальному кругу (в зацепе скручивания выполняется по направлению назад-в сторону, а в подхвате вперед-в сторону).

2. Подсечка изнутри — зацеп голенью изнутри. В этом случае происходит раскачивание туловища УКЭ по направлению назад-в сторону (к примеру влево) и назад-в сторону (вправо). Раскачивая плечи в этих направлениях можно комбинировать зацеп голенью изнутри и отхват.

3. Подсечка в темп шагов — боковая подножка. В этом случае происходит раскачивание УКЭ в стороны. С подсечкой в темп шагов можно комбинировать и другие приемы, выполняемые в противоположном ей направлении.

4. Передняя подсечка (вперед-в сторону, вправо) — передняя подножка (вперед-в сторону, влево).

С подсечкой возможны комбинации и других приемов, выполняющихся скручиванием по направлениям вперед-в стороны.

5. Соединение (комбинирование) приемов раскачивая по направлению вперед-назад.

Например, зацепы изнутри, выполняемые по направлению назад, (когда УКЭ защищаясь отшагивает двумя шагами) и бросок через спину (и другие подсады).

На этом перечень комбинирующихся между собой приемов не ограничивается, возможны и другие комбинации.

В практической деятельности под понятием комбинирование подразумевается любое соединение приемов или других действий дзюдо. Например, попытка ТОРИ вывести из равновесия УКЭ вперед рывком вызывает у него ответную реакцию, что создает благоприятную ситуацию для выведения и броска назад. Такое соединение подготовительных действий с приемом принято называть подготовкой броска. Подготовка может быть однократная и длительная. Длительная подготовка — это неоднократная попытка вывести из равновесия или бросить в сторону, противоположную готовящемуся основному броску.

Также сочетание бросков в одну сторону (бросок через спину— бросок через спину) называют комбинацией. Этот пример, ни что иное, как повторная атака одним или разными приемами рассчитанная на увеличение времени реагирования УКЭ на бросок. Повторная атака может выполняться с перехватом захвата, подворачиваясь в левую и правую сторону. Например, бросок через спину, подворачиваясь в левую сторону — бросок через спину, подворачиваясь в правую сторону.

Иногда к комбинациям относят ответные броски (контрприемы), что является слишком упрощенном понятием о комбинировании.

Наряду с комбинированием технических действий стоя, существует комбинирование действий лежа. Если комбинируются приемы лежа, относящиеся к одной группе — это простые комбинации, из разных групп — сложная комбинация.

Примерами неклассических комбинаций лежа могут служить соединения переворачиваний и удержаний, прорывов со стороны ног с болевыми захватами и другими действиями.

В действиях лежа существуют ответные действия (контрприемы) .

В некоторых случаях соединения действий стоя и лежа тоже считают комбинацией из приемов. Если комбинирование рассматривать, как вообще всевозможные сочетания, соединения, переход от действия к действиям, то переход от действий стоя к действиям лежа можно было бы считать комбинацией. Но тогда переход от выведения из равновесия к занятию позы и подбиву тоже нужно считать комбинацией. Поэтому соединение действий стоя и лежа это естественное, последовательное выполнение операций целостного технического действия дзюдо (подробное описание операционного разделения приема дано в следующей главе).

При вышеизложенном взгляде на процесс и принцип комбинирования, этот раздел технической подготовки, можно включать в обучение уже на стадии изучения отдельных приемов. Важно у занимающихся сформировать правильное понятие о принципах комбинирования.