Мужи апостольские
Кто такие «мужи апостольские»? Это слушатели и ученики святых апостолов. Они разделяли труды последних по благовестию. Они учились истинам благочестия непосредственно у апостолов же, хотя авторитет Писания и для них был обязателен (1 Тим. 4, 13; 2 Тим. 3, 15). Они в изобилии имели дары Св. Духа, Который пребывал в них. Впрочем, не в такой степени, как в апостолах, действовала в них благодать. «Ни мне, ни другому, подобно мне, — смиренно сознавался никто иной, как любимый ученик св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова св. Поликарп, -нельзя достигнуть мудрости блаженного и славного Павла, который... ревностно и твердо преподавал слово истины»*. (* Писания мужей апостольских. СПб., 1895. С. 360. (Репринтное издание с дополнениями: Рига, 1992.) — Прим, составителя)
Патристика: история жизни и писаний
святых отцов и учителей Церкви
Для исторического учения об отцах Церкви я выбрал старинное название патристики, вместо нынешнего — патрология. Как известно, под последней разумеется целая наука и такое систематическое изложение святоотеческих учений, в которых прослеживается их внутренняя преемственность. Но труд этот, со времени Филарета, архиепископа Черниговского, ждет еще своего исследователя. Моя задача очень скромная: дать православному читателю необходимые сведения в виде кратеньких заметок о святоотеческих творениях и их авторах, поскольку это нужно для сознательного усвоения христианства и возникновения чувства благоговейной признательности и неоплатной любви к своей Матери-Церкви. Благодаря трудам святых отцов и Божьей помощи Церковь есть то, что есть. Моя цель, главным образом, назидательная, а не научная. Этим объясняется как то, что из житий святых — при конспективном изложении сведений об их творениях — выбраны такие подробности (вплоть до чудесного характера), которых избегал в своей патрологии даже и благочестивый архиеп. Филарет, так и то, что всякие сухие и теоретические рассуждения отвлеченно богословского характера, столь необходимые в прагматической истории Церкви и патрологической литературе, мною выпущены.
-158-
Отсюда придется, конечно, понести мне упрек за несколько механическое построение учений отдельных святых отцов, предвидя который я и озаглавил данный раздел — патристикой. Этот термин, происшедший из старинной theologia patristica, то есть той части догматики, которая ведала историей догматов и показывала, как они отразились в учении известных отцов, как раз не имел целостного содержания и, прилагаясь к изложениям святоотеческих учений, ставил себе целью объединить их между собою внутренним преемством.
ПЕРВЫЙ ПЕРИОД: I - НАЧАЛО IV ВЕКА.
- ДРЕВНЕХРИСТИАНСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ
I. Мужи апостольские
«Учение 12-ти апостолов» (Διδαχη) (I век)
Св. апостол Варнава + ок. 76 г.
Св. Дионисий Ареопагит + 96 г.
Св. Ерм Тайнозритель + 100 г.
Св. Климент, папа Римский + 101 г.
Св. Игнатий Богоносец + 107 г.
См. Поликарп Смирнский + 166 г.
II. Апологеты
Св. мученик Иустин Философ + 166 г.
Мелитон Сардийский + 177 г.
Татиан + 180 г.
Афинагор + 180 г.
Св. Феофил Антиохийский + 181 г.
Ермий +189 г.
Минуций Феликс +210 г.
III. Полемисты Св. Ириней Лионский + 202 г.
IV. Родоначальники богословской науки
A. Учители Церкви
Тертуллиаи + 211 г.
Климент Александрийский + 217 г.
Ориген + 254 г.
-159-
B. Отцы Церкви
Св. Ипполит, папа Римский + 250 г.
Св. Киприан Карфагенский + 258 г.
Св. Дионисий Александрийский + 264 г. Св. Григорий Неокесарийский
Чудотворец + 270 г.
Св. Мефодий Патарский + 310 г.
Св. Петр Александрийский + 311 г.
V. Приложение: мученические акты
и первоначальные жития святых Акты св. муч. Перпетуи 202-203 гг.
Акты Прова, Тараха и Андроника 304 г.
Другие «Постановления св. апостолов» конец IV- начало V века
ВТОРОЙ ПЕРИОД: IV ВЕК - ЗОЛОТОЙ ВЕК БОГОСЛОВСКОЙ И АСКЕТИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ
I. Аскеты
Св. Пахомий Великий + 348 г.
Св. Антоний Великий + 356 г.
Св. Ефрем Сирин + 372 г.
Св. Макарий Египетский (Великий) + 390 г.
II. Догматисты
Св. Афанасий Великий + 373 г.
Св. Василий Великий + 379 г.
Св. Кирилл Иерусалимский + 386 г.
Св. Григорий Богослов + 389 г.
Св. Григорий Нисский + 394 г.
Св. Амфилохий Иконийский + 395 г.
Св. Амвросий Медиоланский + 397 г.
III. Историки. — Полемисты. — Экзегеты
Евсевий Кесарийский + 340 г.
Руфин + 410 г.
Св. Епифаний Кипрский + 402 г.
Св. Иоанн Златоуст + 407 г.
Блаж. Иероним Стридонский + 419 г.
-160-
ТРЕТИЙ ПЕРИОД: IV - КОНЕЦ X СТОЛЕТИЯ -НОВОЕ И НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ. Ученики и продолжатели дела отцов четвертого столетия.
Догматисты. — Экзегеты. — Аскеты. — Историки. - Контроверсисты (состязатели). — Песнопевцы...