G. РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

32.54. Национальные законодательства и инструкции в области интеллектуальной собственности в ряде стран находятся в процессе адаптации или пересмотра. Такое законодательство или инструкция должны принимать во внимание экономические изменения и воздействия технического прогресса. В большинстве стран процесс адаптации и пересмотра инициируется исполнительной властью, в состав которой входят ведомства промышленной собственности и авторского права, чьи сотрудники вместе с сотрудниками министерства юстиции обычно составляют законопроекты и в последствии участвуют в обсуждении их с заинтересованными кругами, и, наконец, рассмотрение и принятие решения происходит в рамках законодательных органов.

32.55. Во многих развивающихся странах специалистов можно найти не только в ведомствах промышленной собственности и авторского права, но также и в других государственных учреждениях, особенно тех, которые связаны с вопросами торговли, а также в контролирующих учреждениях, осуществляющими надзор за телерадиовещанием или за деятельностью компаний в различных сферах бизнеса.

32.56. Во многих индустриальных странах принято создавать комиссии или иные специальные консультативные органы в помощь органам исполнительной власти для подготовки рекомендаций и даже законопроектов в ходе правовых реформ.

32.57. Аналогичным образом в индустриальных странах в состав парламентов входят комитеты или подкомитеты, занимающиеся вопросами интеллектуальной собственности. Сотрудники такого комитета являются специалистами в вопросах интеллектуальной собственности и поддерживают постоянный контакт с заинтересованными кругами для консультаций и согласования своих выводов в отношении различных политических вопросов и решений, которые выносятся на рассмотрение в ходе правовой реформы.

32.58. Напротив, в большинстве развивающихся стран, помимо нескольких высокопоставленных сотрудников ведомства промышленной собственности или ведомства по авторским правам, практически отсутствует понимание в правительственных кругах политики и соображений, положенных в основу рассмотрения вопросов интеллектуальной собственности. В этих странах зачастую поверенные и преподаватели, юристы в университетах будут играть ведущую роль в процессе подготовки и пересмотра законодательства. В качестве адвокатов или поверенных, а также в качестве преподавателей, которые в течение долгих лет преподавали вопросы коммерческого и экономического права, они приобрели определенный опыт в разрешении правовых проблем, который может быть и не применен в разработке решений, связанных с вопросами интеллектуальной собственности.

32.59. Все в большей мере такие специалисты стремятся расширить свои горизонты и знания вопросов интеллектуальной собственности путем проведения сравнительного анализа законов других стран по интеллектуальной собственности и по смежным вопросам, а также путем консультаций с государственными учреждениями и кругами в других странах. И, поскольку такие специалисты будут играть решающую роль в законодательном процессе, неудивительно, что с их стороны проявляется естественная потребность в информации, касающейся законов и практики других стран в области интеллектуальной собственности.

32.60. Международное сообщество старается удовлетворить эту потребность. Эти специалисты могут заняться исследованиями в институтах, указанных в следующем разделе, или посетить столицы других стран, чье законодательство в области интеллектуальной собственности хорошо разработано. Такие специалисты могут также получить пользу от исследовательских визитов в Женеву для обсуждения текущих вопросов в секретариате ВОИС. В рамках ограниченных возможностей бюджета ВОИС, который финансируется прямыми взносами государств, определенные суммы были выделены на оказание помощи преподавателям-юристам, желающим установить контакт со своими коллегами в других университетах и с сотрудниками ведомств промышленной собственности и авторских прав в других странах. В ряде случаев такие визиты осуществлялись также при непосредственной помощи и поддержке со стороны университетов и правительств в этих странах.

Н. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ИНСТИТУТЫ В ОБЛАСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

(а) Введение

32.61. Преподавание на университетском уровне никогда не может быть эффективным без предоставления преподавателям возможности осуществлять интенсивную индивидуальную научную работу. Такие исследования в узкоспециализированной области интеллектуальной собственности наилучшим образом могут проводиться совместно с другими научными работниками, связанными той же или смежной сферой интересов. Это объясняет тенденцию последних лет по созданию специализированных исследовательских центров в области интеллектуальной собственности или центров, которые соединяют научную и преподавательскую деятельность, зачастую как подразделение юридического колледжа университета.

32.62. В развитых странах исследовательские центры в области права являются достаточно хорошо известным явлением. Несмотря на то что центров, посвященных исключительно исследованиям в области интеллектуальной собственности, в развитых странах не так много, существуют, однако, некоторые весьма известные исключения. Институт Макса Планка по зарубежному и международному праву в области патентов, авторских прав и конкуренции является одним из наиболее знаменитых, если не самым знаменитым центром в мире по исследованиям вопросов интеллектуальной собственности.

32.63. Цели, структура и функции исследовательского института в области интеллектуальной собственности были впервые сформулированы профессором Фредериком Карлом Байером, директором Института Макса Планка, в докладе, представленном им на Региональном симпозиуме по преподаванию и исследованиям в области интеллектуальной собственности в Азии и Тихоокеанском регионе, который ВОИС проводила совместно с Государственной комиссией по образованию Китайской Народной Республики и при поддержке Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) в Пекине, Китай, в ноябре 1987 года (упомянутом в списке документов, изданных ВОИС и АТРИП, документ ВОИС BIG/307, от 1 июля 1992 года. С тех пор тема о том, каким образом и что надо исследовать или можно исследовать в области интеллектуальной собственности, не раз обсуждалось на ежегодных собраниях АТРИП, на семинарах и симпозиумах, организуемых ВОИС в развивающихся странах, и включена в программу данного Национального симпозиума здесь на Филиппинах.

32.64. В Соединенных Штатах Америки один из самых первых центров, занимающихся только исследованиями в области интеллектуальной собственности, был связан с Юридическим колледжем Университета Джорджа Вашингтона и был известен как Фонд по патентам, товарным знакам и авторским правам. Впоследствии он стал частью Юридического центра Франклина Пирса и процветал при финансовой поддержке со стороны промышленников и адвокатов.

32.65. Существуют также другие центры интеллектуальной собственности, которые занимаются не только исследовательской работой. В Северной Америке существует Центр интеллектуальной собственности при Юридическом колледже Джона Маршала (Чикаго, Иллинойс), который объединяет юридический колледж и аспирантуру по интеллектуальной собственности с исследованиями и распространением информации об интеллектуальной собственности. Канадский Институт интеллектуальной собственности, который был недавно создан в Галле (Канада), который очень тесно связан с государственными структурами, отвечающими за вопросы интеллектуальной собственности.

32.66. На Европейском континенте, в Бельгии, был создан Центр по интеллектуальной собственности в Католическом университете Лувейна. В Швеции имеется Центр интеллектуальной собственности и средств информации Стокгольмского экономического колледжа. В Соединенном Королевстве существует Отделение интеллектуальной собственности Центра исследований коммерческого права Колледжа королевы Мэри при Лондонском университете. Во Франции существует Центр международных исследований в области промышленной собственности (CEIPI) в Страсбурге (где ВОИС совместно с CEIPI ежегодно проводит учебный курс по промышленной собственности для государственных служащих из развивающихся стран). Существуют также Институт исследований в области промышленной собственности Анри-Дебуа в Париже, Университетский центр исследований в области промышленной собственности (CUERPI) в Гренобле и Центр Поля Рублие в Лионе.

32.67. В Азии и Тихоокеанском регионе уже в течение нескольких лет действует Юридический центр при Филиппинском университете, который много сделал для анализа законодательств в области интеллектуальной собственности, а также провел исследования нового законодательства в области интеллектуальной собственности. В Китае совместными усилиями Патентного ведомства Китайской Народной Республики, Ведомства по товарным знакам и управления по авторским правам Китая был создан центр интеллектуальной собственности. В Корейской Республике Международный учебный институт интеллектуальной собственности был открыт в Дайдуке в 1991 году.

32.68. В этих упомянутых центрах осуществляются организованные исследования и научные проекты как конкретными специалистами, так и исследовательскими группами с определенными задачами.

32.69. Студенты, посещающие юридические колледжи университетов, также привлекаются к исследованиям, поскольку это является одним из требований для получения свидетельства, диплома или иного подтверждения успешного завершения их обучения. Преподаватели, работающие в университете, техническом институте или центре, также осуществляют научную работу на индивидуальной или коллективной основе. Научные работники этих центров имеют специализацию в данных отраслях интеллектуальной собственности. Хотя эти центры не занимаются исключительно научной работой или исключительно обучением, они осуществляют отличные программы как в области исследований, так и подготовки кадров.

(b) Создание Института интеллектуальной собственности

и библиотеки: пример Китая

32.70. Несколько лет назад в Пекине задумались над учреждением силами заинтересованных университетов совместной программы или совместного центра или института для обучения правовым вопросам интеллектуальной собственности. Эта идея была сформулирована профессором Гуо Шукангом из народного университета Китая (Пекин), который сумел добиться ее серьезного рассмотрения министерством образования, которое в свою очередь обратилось за помощью в ВОИС за советом по организации такой структуры.

32.71. В ответ на эту просьбу ВОИС организовала поездку в Пекин группы специалистов (в составе профессора Дессемонтэ из Лозаннского университета, преподающего также в университете Фрибурга, Франсуа Кюршо, являющегося в настоящее время заместителем Генерального директора ВОИС, а ранее преподававшего правовые вопросы интеллектуальной собственности в Невшательском университете, и Гаста Ледакиса, юридического советника ВОИС) для обсуждения вопросов с сотрудниками министерства образования и с академическим руководством (президент, вице-президенты и деканы юридических факультетов пекинского народного университета, университета Кинг Хуа и пекинского университета) с целью изучения перспектив создания и финансирования такой программы, центра или института. Предполагалось, что эта программа, центр или институт должны быть связаны также с университетами в других районах Китая, в частности в By Хане, в Шанхае и в Ксиане. В этой связи представители местных университетов прибыли в Пекин для участия в дискуссиях. В конце концов профессору Гуо Шукангу удалось учредить институт в рамках Народного университета Китая в Пекине. Соглашения с другими университетами в настоящее время рассматриваются.

32.72. Особо следует упомянуть Исследовательский институт патентного права, который ранее являлся частью Патентного ведомства Китайской Народной Республики в основном из-за того, что он был там создан. Этот институт располагает обширными материалами по правовым вопросам интеллектуальной собственности. Ведущую роль вне рамок этого института играет профессор Танг Жонгшун, который, вероятно, является наиболее выдающимся специалистом в области интеллектуальной собственности в Китае. Профессор Танг был также членом комитета, который рассматривал вопрос о характере законодательства в области промышленной собственности, которое Китайская Народная Республика намеревалась принять, и активно участвовал в подготовке проекта этого законодательства и в его последующем введении.

32.73. Несколько лет назад профессор Танг выступил с идеей создания фонда юридических материалов в области промышленной собственности, который дал бы возможность Патентному ведомству и научным работникам, желающим провести исследования, быть в курсе событий в других странах, не затрачивая дополнительных средств и времени на получение таких материалов из других стран. Чтобы помочь ему в достижении его цели, ВОИС предоставила профессору Тангу возможность приехать в Женеву и ознакомиться с юридическими материалами в очень узкоспециализированной библиотеке ВОИС по правовым вопросам интеллектуальной собственности. Профессор Танг подготовил список юридических материалов, которыми, по его мнению, должен располагать институт.

32.74. Оставалось изучить способы и средства приобретения таких юридических материалов и доставки их в Пекин. Разумеется, те материалы, которые были подготовлены ВОИС, были немедленно предоставлены Международным бюро ВОИС, и их копии были направлены в Пекин. С другой стороны, в списке профессора Танга были публикации патентных ведомств и ведомств по авторским правам в различных странах мира, а также публикации, осуществленные рядом коммерческих фирм, некоторые из которых были весьма дорогостоящими и для закупки которых не было средств. Международное бюро ВОИС обратилось к каждому из ведомств по промышленной собственности и ведомств по авторским правам, которые публиковали материалы, представлявшие интерес для профессора Танга, и эти ведомства откликнулись и направили свои публикации в Пекин. При этом они взяли на себя все расходы. Аналогичным образом были направлены запросы в ряд издательских фирм и университетов в надежде, что они тоже согласятся внести свой вклад в создание фонда путем предоставления на безвозмездной основе публикаций и оплаты стоимости пересылки. Многие фирмы и университеты откликнулись на эти запросы, причем некоторые предоставили самые свежие издания своих произведений, тогда как другие смогли отправить по крайней мере старые издания, от которых они собирались избавиться. Таким путем весьма дорогостоящий фонд юридических материалов был создан в институте.

32.75. Таким же образом,но в меньших и более скромных масштабах ВОИС может, по просьбе конкретного преподавателя-правоведа, направить ему или ей документацию, состоящую из подготовительных докладов и отчетов, а также публикаций Международного бюро ВОИС. Это делается, разумеется, бесплатно. Что касается других видов юридических материалов, изданных вне ВОИС, то опыт профессора Танга может служить примером того, как их можно приобрести.

I. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

32.76. Университеты и другие институты внесли вклад и будут продолжать вносить вклад в обучение лиц, которые станут законодателями, судьями, административными чиновниками, практикующими юристами и даже учителями и научными работниками завтрашнего дня. Исследовательские институты внесли вклад и будут продолжать вносить вклад в анализ системы интеллектуальной собственности и вносить предложения по ее совершенствованию. Сегодняшнее и будущее поколения одно за другим будут призваны создавать, применять и совершенствовать эту систему. Но чтобы это делать, каждое поколение должно иметь знание. Но знания вообще, и даже правового недостаточно. Требуется специализация, являющаяся частью юридического образования, которое, в свою очередь, базируется на твердом фундаменте изучения науки и гуманитарных отраслей.

32.77. Далее, исследовательским институтам надо оказывать более существенную поддержку с тем, чтобы они осуществляли постоянную оценку функционирования законодательства, регламентирующего объекты интеллектуальной собственности, и оказывали помощь в процессе обучения, создавали основу для законодателей, судей и административных работников при пересмотре существующей политики, принципов и практики.

32.78. Университеты и учебные институты должны получать соответствующее рекомендации для того, чтобы их технические достижения становились широко и своевременно известными не только другим исследователям, но и промышленности, чтобы эти результаты были признаны и вознаграждены соответствующим образом посредством внедрения в промышленность и торговлю с учетом опыта, времени и других ресурсов, вложенных в достижение этих технических результатов.

32.79 И в заключение, процесс обучения и исследований в области интеллектуальной собственности может быть эффективным лишь при условии, что на обучение, исследования, на эффективную организацию программ обучения и исследований будут выделены средства. Чтобы выполнить эти требования, государственный и другие секторы экономики, а также образовательные учреждения должны работать вместе. Эти задачи слишком масштабные, чтобы ими занимался кто-либо из них самостоятельно. Каждый должен помогать другому. Каждый должен также предложить своим коллегам в других странах присоединиться к этим усилиям и сформулировать общие интересы с тем, чтобы наладить международное сотрудничество для оказания взаимной помощи.

32.80. Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) всегда готова помочь правительствам, а также образовательным и исследовательским организациям в их задачах по оценке, выбору и применению системы обучения и исследований в области правовых проблем интеллектуальной собственности, с тем чтобы они наилучшим образом соответствовали стремлениям правительства и интересам промышленности и торговли в удовлетворении потребностей общества, сохраняя при этом традиционную роль независимых учебных и исследовательских институтов в качестве бастионов знаний и научных изысканий.

Литература к разделу I:

Международное бюро ВОИС. Университеты и обучение интеллектуальной собственности: учебные планы и методика преподавания интеллектуальной собственности в университетах. WIPO/ACAD/E193/21.