VI. Понятие о фонеме
V. Комбинаторные изменения
IV. Позиционные изменения звуков
Причины изменения звуков в потоке речи:
1) ударение;
2) начало/ конец слова;
3) приспособление;
4) неодинаковая роль звуков.
Среди позиционных изменений выделяют редукцию, гармонию, оглушение.
Редукция – это ослабление и изменение звучания безударных слогов и прежде всего слоговых (гласных) звуков. Количественная – долгота и сила. Качнственная – тембр.
Под ударением | I | II |
а | ||
о | ||
е | ||
и | ||
ы | ||
у |
Сингармонизм = ассимиляция.
а) ассимиляция;
б) диссимиляция;
в) аккомодация (г, к, х!) на ас./дис. тенденциях:
г) диэрезы :скло, щасливий, чесний, празник;
д) гаплология: знаменосец, стипендия, близорукий ← близозорукий;
е) эментеза: Италиjа, встреча ←срётати (сретение);
ж) иротезы: Гумань;
з) метатезы: Futteral – футляр Teller – тарелка / таріль медведь / ведмідь.
Фонема – это минимальная единица звуковой системы языка, способствующая различению слов. Это звуковой тип, существующий в нашем сознании. Фонема – это абстрактная единица, которая реализуется в конкретных звуках.
Фонема выполняет перцептивную и сигникативную функции.
Перцептивная функция – это доведение звука до восприятия путем сличения с образцами.
Сигнификативная функция – это способность различать слова и морфемы: кот – тот – том – тут – лот.
Фонема реализуется в звуках (фонах), которые называются вариантами фонемы. Например, <a> [a] [ä][.a ] [a.] [^] [эы] [еи] [ъ] [ь] <г> [г] [ѓ] [к]
Выделяют:
· фонетические варианты (обусловленные современными фонетическими процессами);
· позиционные (аллофоны);
· индивидуальные;
· диалектные;
· орфоэпические.
Фонемы обладают набором признаков, благодаря которым образуют систему (вступают в связи). Выделяют интегральные и дифференциальные признаки.
б – п – интегральный признак: губной, взрывной, твердый; дифференциальный: звонкий-глухой.
д́ | т | |||||
| | | | |||||
г | – | д | – | т | – | К |
| | | | |||||
н | н |
Сравните (таблица)
Противопоставление фонем по классификационному признаку называется оппозицией.
Фонемы образуют коррелятивные пары (отличаются по одному признаку, например, твердые/ мягкие, звонкие/ глухие, смычные/ щелевые) и фонемные ряды (заднеязычные, переднеязычные, аффрикаты).
На оппозиции и сходстве морфем строится фонологическая система языка. Оппозиция гласные/ согласные (в среднем 2:1): в абхазском языке 58 согл. и 2 гл., аранском – 10 согл. + 3 гл. литовском – 39 согл. + 20 гл. + 2 ударения русском -36 согл. + 6 гл.
Если согласных больше – консонантный язык (узбекский, армянский, русский, абхазский). Если больше гласных – вокалический: эстонский – 27 гл. + 24 согл. кхмерский - 30 гл. + 18 согл. тайский - 35 гл. + 20 согл.
Тема: Грамматика. Введение. Морфемная структура слова. Словообразование
План
1. Грамматический строй языка. Разделы грамматики.
2. Структура слова. Понятие о морфеме. Классификация морфем.
3. Словообразовательные модели и типы. Способы словообразования.
І. Грамматический строй языка. Разделы грамматики
Центральной единицей языка является слово. При изучении слова в лексикологии, мы обращаем внимание на индивидуальные свойства слова, на его номинативную функцию. Но слова, взятые отдельно, вне их связи с другими словами не могут выражать мыслей, а служат только для называния. Поэтому в слове важно не только его лексическое значение, но и грамматические свойства.
Домик – лексическое значение – «помещение для пребывания в нем человека»;
грамматическое значение – род, число, падеж, синтаксическая функция.
Слово в лексикологии – это лексема.
Грамматика рассматривает слово как словоформу.
Словоформа – грамматическое видоизменение одного и того же слова- лексемы.
Совокупность словоформ с тождественным лексическим значением – лексема.
Конкретный представитель лексемы в предложении – словоформа. В языках, с изменяющимися словами мы в речи имеем собственно не слова, а словоформы.
Лексика и грамматика по-разному группируют единицы языка:
I отец, мать, дочь, бабушка, сын, внук, дитя
II отец, внук – дочь, бабушка – дитя.
Хлеб, стол – книга, стена.