Сегментные и суперсегментные единицы

Человеческая речь представляет собой речевой поток, который естественным образом распадается на звуковые единицы.

Я хочу рассказать вам / о моем друге / который работает в школе // Это очень интересный человек //

Фраза – это фрагмент речевого потока, объединенный интонацией и отдельными паузами.

Такт – часть фразы, на границе которой происходит смена интонационного рисунка; пауза короче или отсутствует. Другой термин – синтагма.

Фонетическое слово – это фрагмент фразы, имеющий собственное ударение. Односложные (иногда двусложные); чаще незнаменательные, могут терять ударение и примыкать к основному слову, становясь проклитиками (спереди) или энклитиками (сзади): на полях, был ли, пошел бы.

Кроме незнаменательных слов примыкают местоимения (мой дядя), числительные (три товарища), вводные слова (он наверное), существительное (во поле берца.

Фонетической границей слова может служить ударение, если оно фиксировано, как например, во французском, тюркском, польском, чешском, венгерском, финском языках. В русском языке – это оглушение. Фонетическая цельность слова проявляется в законе сингармонизма, который свойственен тюркским и современному финскому языку (ранее всем финно-угорским).

Например, иш-чи-лер им-ге.

Фонетические слова распадаются на слоги, а слоги – на звуки.

Звуковые единицы языка могут быть сегментными (линейными) и суперсегментными. Звук, слог – сегментные. Ударение, интонация – суперсегментные. Фраза, такт, слово – сложные сегментные единицы, объединяемые ударением и интонацией.

 

ІІ. Слог

Слог – это минимальная произносительная единица речи, представляющая собой артикуляционное и акустическое единство.

Существует акустическая теория (Р. Аванесов) и мускульная (Л. Щерба).

По сонорной теории слог - это сочетание более звучного элемента с менее звучным. С точки зрения мускульной – подъем и спад напряжения органов артикуляции.

Слог – это часть слова, произносимая одним толчком выдыхаемого воздуха. Словообразующими звуками обычно выступают гласные, но они могут быть и сонорные. Например, сербский прст, срп; чешский vlk, trg, русский – льды, рубль.

Слоги могут быть открытые и закрытые, прикрытые и неприкрытые.

В русском языке когда-то действовал закон открытого слога: домъ, печь, сынъ; *pen-te → nЯ|tь.

Славянские языки тяготеют к прикрытости, что влечет за собой появление иротез/ спентез:

Ст.сл. осьм → восемь, агнець → jагненок, отець → вотчина, агода → jагода, Elena → Jelena, Italia →Италия.

Тюркские, уральские языки в начале слова допускают только один согласный:

На финском языке Франция – Ranska,Стокгольм – Tukholma.

В туркменском ыстыкан, ышкаф.

Латинское schola на испанском – eskuela, на французском – ecole, на португальском – escola.

Обычно слог не связан со смысловой структурой слова, но в китайско-тибетских языках слог = морфеме:

Жень|‌минь|жи|бао = человек + народ + день + газета.

В китайском возможны слоги типа и / ў / эр / ju / шан / хуан /.Это очень жесткие ограничения, поэтому в пекинском варианте всего 400 слогов, которые приравниваются морфеме.

Принцип слогоделения в русском языке – по восходящей звучности; модели:

а) ма / ма ;

б) ад,но не: май/ка.

ІІІ. Ударение и интонация

Ударение бывает словесное, фразовое, логическое, эмфатическое.

Словесное ударение – это выделение слога в слове, что достигается за счет силы голоса (динамическое), долготы (квантативное, количественное) и движения тона ( ,  музыкальное, тоновое, мелодическое).

Шведский, норвежский, хорватский – ударение динамическое, количественное, мелодичное. Русский, тюркский – динамическое и количественное. Чешский, французский – динамическое. Яванский, индонезийский – количественное. Китайский, корейский, дунганский – мелодичное ударение.

По положению в слове ударение может быть фиксированным или свободным. Например, фиксированное на 1 слоге в чешском, словацком, латышском, чеченском, эстонском, финском, венгерском, эстонском языках; на втором слоге – лезгинском языке; предпоследнем – польский, суахили, зулу, кельтских языках; на последнем – французский, тюркский, армянский, удмурт, таджикский. Свободное: подвижное – русский, украинский; неподвижное – итальянский, английский.

Фразовое ударение – выделение слова во фразе с целью ее формирования; связано с интонацией. Мы пойдем в читальный зал (ударение на риму).

Логическое ударение – выделение слова при изменении актуального членения:

               
   
     
       
 


Кто пойдет в школу? → Кто пойдет в школу?

Эмфатическое ударение – эмоциональное, проявляется в восклицательных предложениях.

Интонация – это ритмо-мелодический рисунок фразы (мелодика + ударение + паузы + темп + тембр).

П. Деларт выделил 10 интонационных моделей, в русском языке их 7.