Изменение звуков в потоке речи. Фонема
План
1. Предмет фонетики. Понятие о звуке.
2. Акустическая характеристика звуков.
3. Артикуляционный аспект изучения звуков.
4. Классификация гласных звуков.
5. Классификация согласных.
І. Предмет фонетики. Понятие о звуке
Предмет фонетики. Понятие о звуке Фонетика изучает звуковой строй языка, т.е. звуки человеческой речи и правила их сочетания в слове в потоке речи, а также слог, интонацию и ударение.
Звуки речи как всякие звуки имеют акустическую характеристику; поскольку они принадлежат человеку, существу биологическому, то они имеют и артикуляционную сторону. Кроме того звуки – это способ существования языка, потому для их характеристики важна также общественная значимость, т.е. их роль в процессе распознавания речи.
Таким образом, звук – явление физическое, физиологическое, социальное.
Звуки речи – это способ материализации единиц языка: слов. Морфем.
Маркс: «На духе с самого начала лежит проклятие быть «отягощенным» материей, которая выступает здесь в виде движущихся слоев воздуха, звуков – словом в виде языка» (Т. 3, с. 19).
ІІ. Акустическая характеристика звуков
Звуки – это колебательные движения воздушной среды, вызванные звучащим телом, т.е. органами речи.
а) Высота, сила, длительность:
теоретически | практически | В речи | |
ухо | 16 – 20000 Гц | ||
связки | 40 – 1700 Гц | 80 – 1300 (бас, сопрано) | 85 – 200 Гц (мужч.) 160 – 340 Гц (жен.) |
Ритмичные колебания – тон (гласные звуки).
Неритмичные колебания – шум (согласные звуки).
б) Сила определяется амплитудой колебания, т.е. длиной волны, а она зависит от напора воздушной струи. Силу называют еще громкостью.
в) Длительность – продолжительность звучания.
Звук характеризуется и тембром, который зависит от резонанса речевого аппарата (резонатор).
Объединение всех элементов в их конкретной характеристике дает нам индивидуальную неповторимость человеческого голоса.
ІІІ. Артикуляционный аспект изучения звуков
Строение речевого аппарата.
Речевой аппарат – это органы человеческого организма, приспособленные для производства и восприятия речи.
Состоит из 4 отделов:
1) дыхательные органы (легкие, бронхи, трахея, гортань)
2) органы артикуляции:
· гортань (между перстневидными и щитовидними хрящами и черпаловидными хрящами натянуты связки;
|| – голос – гласные звуки
– глухие согласные
· надгортанник (закрыт во время еды);
· ротовая полость: язык, губы, зубы, авльвеолы, нёбо (твердое и мягкое);
· между носовой и ротовой полостью – занавеска (увула);
· носовая полость;
3) центральная нервная система;
4) органы слуха.
Активные и пассивные органы речи
Артикуляция – работа органов речи, необходимая для произнесения звуков.
3 фазы:
Артикуляционная база языка – это совокупность привычных движений и состояний органов речи, необходимых для произнесения звуков данного языка. Артикулярные базы русского, тюркского, французского языков очень отличаются друг от друга.
§ Русскому языку не свойственны глубокие артикуляции, нет овулярных (ŋ), фарингальных (hopa), гортанных (knaklant). А в тюркских языках очень глубокий (rapà)
§ В русском языке незначительна роль работы губ. Туримские губы работают даже при передних гласных:сингармонизм
§ В русском языке развито дрожание голосовых связок к ротовому резонансу → много звонких.
§ В русском языке артикуляция «ленивая».
Все сказанное выше вовсе не означает, что у русских другие органы речи, просто они не привыкли к такому виду работы.
IV. Классификация гласных звуков
В языке насчитывается около 50 классификаций звуков. В каждом языке есть гласные и согласные. Отличия:
§ Образующие слог;
§ Отсутствие / наличие преграды.
Принципы: ряд и подъем.
Ряд – часть языка, которая приподнимается.
Подъем – степень подъема.
Во французском языке (и в туркменском) существуют передние губные.
В польском – носовые гласные: кsiążeczka - книжка
Rączka - ручка
Ręka - рука
Piątka – пятерка.
В старославянском и древнерусском юз большой и юз малый.
Гласные имеют также признак долготы и краткости. Но в русском языке только в безударном положении. Зато в чешском от долготы гласного зависит значение слова: pās (пояс) – păs (паспорт).
В латинском: prŏ hi bĕo
Gisciplīna
Mālus (яблоня) – mălus (плохой)
Lēvis (гладкий) – lĕvis (легкий).
Кроме гласных звуков существуют дифтонги.
В немецком языке: mein [ai] –нисходящая
baum [au].
В английском языке: go [ou]
Home [ou].
Таблица гласных
(По Свиту)
Ряд подъем | Передний | Средний | Задний | |||
Нела-биал. | Лабиал. | Нела-биал. | Лабиал. | Нелабиал. | Лабиал. | |
Верхний | 1и | 4 [ü] | 6 ы | [9ỳ] | 10 ы | 13 у |
Средний | 2 э | 5 [ö] | 7 [ə] | 11 [^] | 14 о | |
Нижний | 3 æ | 8 а | 12 а | 15 [α] |
КЛЮЧ К ТАБЛИЦЕ ГЛАСНЫХ
1. и русское: мир.
2. э русское: это.
3. [æ] гласная, средняя между [э] и [а] (откуда и знак для неё, соединяющий эти
две буквы в одну лигатуру): английское man [maen] — «человек» (в русском ближе всего [а] в слове пять [п'эет']).
4. Огубленное ü в немецком über — «через»; во французском tu — «ты».
5. Огубленное э во французском реи — «мало».
6. ы русское: мыло.
7. [ə] особый неопределённого оттенка звук, обычно произносимый в слабых безударных слогах, например, в первых слогах русских водовоз, садовод, а также в двух последних слогах слова паводок.
9. Огубленное ы, звук средний между № 4 и № 13— норвежское [у] в hus — «дом» (в русском ближе всего у в слове чуть [чут']).
10. ы очень заднее («нелабиализованное у») в тюркских языках, например, казахское цыз — «девушка».
11. [л] (нелабиализованные о) в английском языке but [bAt] — «но», в русском безударные о и а в первых слогах слов сома и сама [слма].
12. а заднее, немецкое а в слове kam [ка:т] — “пришёл”
13. у русское: ум.
14. о русское: он.
15. [α] (лабиализованное а заднее) в английском dog Idαg] — «собака».
V. Классификация согласных
Согласные звуки различаются:
1) По акустическим признакам: шумные (глухие – без голоса и звонкие, образующиеся при помощи голоса и шума) и сонорные (шум минимален).
2) По способу артикуляции:
· смычные (преграда разрывается и образуется звук)
· щелевые (образуются в результате трения воздушной струи)
· аффрикаты (произношение звука начинается со смычки, но за ней следует медленное преодоление преграды)
· смычно-носовые (губы сомкнуты, но воздух проходит через нос)
· боковые (язык и зубы сомкнуты, но воздух проходит боком)
· дрожащие (смычка – проход).
3) По месту образования (см. таблицу).
При произношении звуков играет важную роль также дополнительная артикуляция:
1) лабиализация (произносим не отдельные звуки, а слоги)
2) палатализация:
липа, лыко
3) веляризация:
конь - конный
4) назализация:
сон, внять.
Тема: Членение речевого потока.
План
1. Членение речевого потока. Сегментные и суперсегментные единицы.
2. Слог.
3. Ударение.
4. Позиционные изменения звуков.
5. Комбинаторные изменения звуков.
6. Понятие о фонеме:
а) функции;
б) варианты;
в) система.
І. Членение речевого потока.