СЕМНАЯ СТРУКТУРА ЗНАЧЕНИЯ.
Важнейшим компонентом лексического значения слова выступают семантические признаки, описывающие явление объективной действительности, т. е. денотативное содержание.
Понимание языка как системно-структурного образования привело к мысли о компонентной структуре лексического значения. Значение представляет собой сложное образование, состоящее из иерархически образованных «атомов», элементов смысла. Их называют по-разному: дифференциальными семантическими множителями, семантическими компонентами, семами.
Семами называются элементарные единицы смысла, на которые может быть расчленено значение слова. Например, значение слова знать включает семы «иметь» и «информацию», слова лёгкий – «иметь» и «вес»- «незначительный».
Расчленение лексического значения на минимальные единицы смысла – семы – называется в лингвистике компонентным анализом. (Апресян, Кузнецов, Никитин…).
Компонентный анализ базируется на свойствах денотата, который, как правило, имеет несколько признаков.
Методическим обоснованием компонентного анализа является ленинская теория отражения, положение о диалектике субъективного и объективного в познании.
Метод компонентного анализа чрезвычайно плодотворен; без него невозможно обойтись там, где затрагиваются вопросы семантики. Приёмы компонентного анализа лингвисты использовали с давних пор (например: синонимические ряды), хотя как самостоятельный метод – он достояние современности.
Одним из важнейших признаков семы является более высокая степень абстракции по сравнению с лексическим значением.
Корова – «животное», «домашнее», «молочное», «самка», «крупное» ,
«с рогами».
Каждая из перечисленных сем абстрактнее значения «корова», более безлика, бедна по содержанию, менее конкретна, поэтому может легко входить в качестве компонента в другие значения.
Семы могут отражать как а) предметно-логический аспект (т.е. денотативное содержание), так и б) коннотацию (т.е. отношение говорящего к явлению).
А)Денотативные семы иерархически организованы; между ними наблюдаются родовидовые отношения. В этой связи в семной структуре значения выделяют архисему (гиперсему) и дифференцирующие (гипосемы) семы.
Например: мать – «родитель» - архисема
«женский пол» - гипосема,диффер.
Существует также понятие потенциальной семы (отражают не основные признаки явлений, они могут быть реализованы в переносных значениях).
Ср. Твои зубы смелы, как усмешка ножа…(Вознесенский).
[ зубы – «смелость»]
б) Коннотативные семы несут эмоционально-оценочную информацию. Например: сынуля, ножища, брехать, трепаться, очи. Очень часто она связана с так называемым культурным фоном: русск. береза; восточ. змея.
Потенциальные семы влияют на коннотацию:
У русск.: жаворонок ворона змея
воробей жеребенок кобыла свинья
скворец соловей курица †††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††† заяц
лиса
Основные приемы компонентного анализа:
Наблюдение над участком объективной действительности:
говорить «звук», «информация», «слово».
Сопоставление слов, входящих в 1 лексико-семантическую парадигму
Например: лысый – волосатый (отсутствие волос)
лысый – бритый (вследствие выпадения).
Сочетаемость с другими словами:
Например: глагол надеть требует объекта неодушевленного, а одеть – одушевлённого;
надеть платье, пальто, шляпу;
одеть жену, ребёнка, больного.
Или хлеб растёт (злак, растение), хлеб откусили…
Сопоставление исходного значения с производным; ср. кислая капуста – кислое настроение; читать – читатель
Пример из книги Лурия (цит. Квиллина)
Канарейка : покр. кожей
животное может передвигаться
поет желтая питается (размнож.)
птица имеет крылья
летает
покр. перьями
+ Таблица: Никитин, с. 33.