СЕМНАЯ СТРУКТУРА ЗНАЧЕНИЯ.

Важнейшим компонентом лексического значения слова выступают семантические признаки, описывающие явление объективной действительности, т. е. денотативное содержание.

Понимание языка как системно-структурного образования привело к мысли о компонентной структуре лексического значения. Значение представляет собой сложное образование, состоящее из иерархически образованных «атомов», элементов смысла. Их называют по-разному: дифференциальными семантическими множителями, семантическими компонентами, семами.

Семами называются элементарные единицы смысла, на которые может быть расчленено значение слова. Например, значение слова знать включает семы «иметь» и «информацию», слова лёгкий – «иметь» и «вес»- «незначительный».

Расчленение лексического значения на минимальные единицы смысла – семы – называется в лингвистике компонентным анализом. (Апресян, Кузнецов, Никитин…).

Компонентный анализ базируется на свойствах денотата, который, как правило, имеет несколько признаков.

Методическим обоснованием компонентного анализа является ленинская теория отражения, положение о диалектике субъективного и объективного в познании.

Метод компонентного анализа чрезвычайно плодотворен; без него невозможно обойтись там, где затрагиваются вопросы семантики. Приёмы компонентного анализа лингвисты использовали с давних пор (например: синонимические ряды), хотя как самостоятельный метод – он достояние современности.

Одним из важнейших признаков семы является более высокая степень абстракции по сравнению с лексическим значением.

Корова – «животное», «домашнее», «молочное», «самка», «крупное» ,

«с рогами».

Каждая из перечисленных сем абстрактнее значения «корова», более безлика, бедна по содержанию, менее конкретна, поэтому может легко входить в качестве компонента в другие значения.

Семы могут отражать как а) предметно-логический аспект (т.е. денотативное содержание), так и б) коннотацию (т.е. отношение говорящего к явлению).

А)Денотативные семы иерархически организованы; между ними наблюдаются родовидовые отношения. В этой связи в семной структуре значения выделяют архисему (гиперсему) и дифференцирующие (гипосемы) семы.

Например: мать – «родитель» - архисема

«женский пол» - гипосема,диффер.

Существует также понятие потенциальной семы (отражают не основные признаки явлений, они могут быть реализованы в переносных значениях).

Ср. Твои зубы смелы, как усмешка ножа…(Вознесенский).

[ зубы – «смелость»]

б) Коннотативные семы несут эмоционально-оценочную информацию. Например: сынуля, ножища, брехать, трепаться, очи. Очень часто она связана с так называемым культурным фоном: русск. береза; восточ. змея.

Потенциальные семы влияют на коннотацию:

У русск.: жаворонок ворона змея

воробей жеребенок кобыла свинья

скворец соловей курица †††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††† заяц

лиса

Основные приемы компонентного анализа:

Наблюдение над участком объективной действительности:

говорить «звук», «информация», «слово».

Сопоставление слов, входящих в 1 лексико-семантическую парадигму

Например: лысый – волосатый (отсутствие волос)

лысый – бритый (вследствие выпадения).

Сочетаемость с другими словами:

Например: глагол надеть требует объекта неодушевленного, а одеть – одушевлённого;

надеть платье, пальто, шляпу;

одеть жену, ребёнка, больного.

Или хлеб растёт (злак, растение), хлеб откусили…

Сопоставление исходного значения с производным; ср. кислая капуста – кислое настроение; читать – читатель

Пример из книги Лурия (цит. Квиллина)

 

 

Канарейка : покр. кожей

животное может передвигаться

поет желтая питается (размнож.)

 

птица имеет крылья

летает

покр. перьями

+ Таблица: Никитин, с. 33.