Образец фонетической транскрипции и фонетического анализа слова
Модульной конрольной работы № 2
Методические рекомендации к выполнению
МОДУЛЬНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2
Билет включает 2 вопроса, один из которых сориентирован на проверку знаний теории, второй – предполагает выявление умений и навыков лингвистического анализа языкового материала. Вопросы билетов включают весь объем программы курса Введение в языкознание.
При ответе на теоретический вопрос необходимо дать определение базовым понятиям, указать основные аспекты проблемы, проиллюстрировать каждое положение ответа.
Номер варіанту відповідає позиції прізвища студента у списку групи.
Практическое задание предполагает четыре типа анализа слова: фонетический, морфемный, словообразовательный, грамматический.
І. Задание по фонетике включает фонетическую транскрипцию и фонетический анализ выделенного слова. Фонетическая транскрипция передаёт звуковой состав слова. При фонетическом анализе выделенного слова необходимо выполнить следующее: 1) поставить в слове ударение и указать ступень редукции гласных; 2) затранскрибировать слово; 3) охарактеризовать все звуки слова, указав признаки: у гласных – ударность / безударность, ряд, подъём, лабиализованность / нелабиализованность; у согласных – сонорный /шумный (звонкий / глухой), место образования, способ образования, твёрдость / мягкость; 4) указать количество букв и звуков в данном слове.
Фонетический анализ слова о вкусах: [Афкусъх]
Слоги: о – безударный, неприкрытый, открытый.
О – [ ] – гласный, безударный, средне-заднего ряда, средне-нижнего подъёма, нелабиализованный;
В – [ ф ] – согласный, шумный, глухой, губной, губно-зубной, фрикативный, твёрдый;
К – [ к ] – согласный, шумный, глухой, язычный, заднеязычный, взрывной, твёрдый;
У - [ у ] – гласный, ударный, заднего ряда, переднего подъёма, лабиализованный;
С - [ с ] – согласный, шумный, глухой, язычный, переднеязычный, зубной, фрикативный, твёрдый;
А - [ ъ ] – гласный, безударный, среднего ряда, среднего подъёма, нелабиализованный;
Х - [ х ] – согласный, шумный, глухой, язычный, заднеязычный, фрикативный, твёрдый.
7 букв; 7 звуков
ІІ. Морфемный и словообразовательный анализ
Основная цель морфемного анализа — выделение морфем в слове с точки зрения синхронии, т.е. современного состояния языка. Членение слов на морфемы должно быть обоснованным, доказательным. Поэтому при морфемном анализе важно не только показать морфемную структуру слова, но и объяснить принцип такого членения. Причем вовсе не требуется установить порядок присоединения морфем к непроизводной основе и способ образования слова, хотя выявление механизма словопроизводства дает возможность правильно разделить слово на морфемы.
"Золотым правилом" морфемного анализа является сопоставление родственных и одноструктурных слов на фоне морфологичекой парадигмы данного слова, т.е. всех его форм. При этом используется синхронный подход к анализу слова: не учитывается его происхождение, ранее существовашие значения, исторические изменения в его составе.