В. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОНВЕНЦИЙ

А. СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОНВЕНЦИИ

26.1. Римская конвенция 1961 года, рассмотренная в предыдущей главе, предоставляет на международном уровне охрану всем трем категориям владельцев смежных прав: исполнителям, создателям фонограмм и организациям эфирного вещания. Помимо этой основополагающей Конвенции существуют два других международно-правовых документа, распространяющиеся на некоторые особые виды смежных прав, — Конвенция по охране создателей фонограмм от неразрешенного изготовления дубликатов их фонограмм, заключенная в Женеве в октябре 1971 года и известная как Конвенция по фонограммам, и Конвенция, касающаяся распределения сигналов, несущих программы, передаваемых спутником, заключенная в Брюсселе в мае 1974 года и известная как Конвенция по спутникам. Цель конвенций — предоставить охрану создателям фонограмм и организациям эфирного вещания соответственно от определенных действий, наносящих ущерб, таких, как нарушения или пиратство.

26.2. С точки зрения Римской конвенции. Конвенция по фонограммам и Конвенция по спутникам могут рассматриваться как специальные конвенции, присоединение к которым открыто для договаривающихся государств в силу того, что эти соглашения предоставляют исполнителям, создателям фонограмм и организациям эфирного вещания права более широкие, чем те, которые предоставлены Римской конвенцией, или же содержат дополнительные положения, не противоречащие ей (статья 22 Римской конвенции).

26.3. На счету Конвенции по фонограммам уже 53 ратификации или присоединения, что является весьма впечатляющим темпом роста. Объяснение столь быстрого распространения Конвенции является, с одной стороны, приобретающее все большие масштабы международное пиратство за последние два десятилетия и правовые характеристики самой Конвенции, с другой.

26.4. В то время как целый ряд стран работали над новым законодательством в области смежных прав для приведения его в соответствие с требованиями Римской конвенции, пиратство в области звукозаписи приобретало все больший размах на международной арене. При этом общая стоимость незаконно продаваемых пластинок также постоянно росла. Таким образом, уже в начале 70-х годов возникла насущная необходимость принятия специальной конвенции, предназначенной исключительно для международной охраны, основных прав и интересов создателей фонограмм, принимая во внимание все меры, уже предусмотренные существующим в национальном законодательстве. Впервые этот вопрос был поставлен в мае в 1970 году на сессии Подготовительного комитета по пересмотру двух основных конвенций по авторскому праву. Спустя менее чем 18 месяцев новая конвенция была подписана в Женеве.

26.5. Что касается правовых характеристик Конвенции по фонограммам, то в ней учитываются уже все меры, ранее предусмотренные в национальном законодательстве ряда стран, и разрешается применение их всех в отличие от Римской конвенции, где принимается единый подход, и создателям фонограмм предоставляется право разрешать или запрещать воспроизведение их фонограмм. Таким образом, страны, которые уже предоставили создателям фонограмм иные средства охраны и хотели бы распространить охрану и на международном уровне, освобождаются от необходимости вносить коррективы в свое существующее национальное законодательство.

26.6. Принятие Конвенции по спутникам было продиктовано тем фактом, что использование спутников связи в международном масштабе, начавшееся приблизительно в 1965 году, вызвало к жизни новую проблему в отношении охраны прав организаций эфирного вещания.

26.7. При современном уровне техники передача программ с помощью спутников все еще осуществляется не напрямую. Радиосигналы, несущие транслируемую передачу, проходят через спутник, откуда они посылаются в отдаленные части земного шара, где прием обычных широковещательных программ затруднен. Однако сигналы, несущие программы и передаваемые с помощью спутника, не могут быть приняты непосредственно обычными принимающими устройствами, доступными для широкой публики. Сначала они должны быть приняты наземными станциями, которые преобразовывают их в форму, доступную для приема широкой аудиторией.

26.8. В случае прямого вещания, которое становится все более распространенным, сигналы, посылаемые на спутник, демодулируются самим спутником. В результате сигналы, передаваемые на землю, могут быть приняты прямо из космоса обычными приемниками без участия наземных приемных станций. Что касается сигналов, направляемых на спутник, то они остаются недоступными для приема бытовыми приемниками.

26.9. Юридическая проблема проистекает из формулировки статьи 3 Римской конвенции, которая гласит, что вещание в эфир означает передачу с помощью беспроводных средств связи звуков или образов и звуков вместе для приема широкой аудиторией. Что касается спутниковой трансляции, то здесь проблема двойная: с одной стороны, сигналы, излучаемые первичной организацией эфирного вещания, непригодны для приема широкой аудиторией; с другой стороны, производные сигналы, обычно принимаемые наземными станциями, передаются для приема широкой аудиторией по проводам.

26.10. Конвенция по спутникам предлагает следующее решение проблемы: договаривающиеся государства обязуются принять адекватные меры для недопущения распределения каких-либо сигналов, несущих программы, организации-распределителем, для которых сигнал, излучаемый на спутник или проходящий через него, не предназначен. «Распределение» определяется Конвенцией как операция, с помощью которой организация-распределитель передает производные сигналы для приема широкой аудиторией. Таким образом, в определение также включается распределение по кабелю.