Методические указания преподавателям
Учебная дисциплина «История» относится к циклу ГСЭ – общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и читается в I и II учебных семестрах, т.е. на первом курсе. В связи с этим, начиная чтение лекций и проведения семинаров, необходимо обратить внимание на общую подготовку студентов, уровень остаточных знаний по историческим и обществоведческим курсам, умение слушать и конспектировать лекцию, навыки организации самостоятельной работы по подготовке к семинарским и практическим занятиям.
На первом занятии преподаватель объясняет студентам характер и режим учебной работы, общие требования и применяемую балльно-рейтинговую систему. На этом же занятии можно провести микро-контроль остаточных знаний и уровня подготовки студентов, чтобы учесть особенности учебных потоков и групп. Если в ходе первых занятий преподаватель дает общие рекомендации по организации работы студентов на лекциях, семинарах, практических занятиях, то в дальнейшем имеет смысл ознакомить студентов с содержанием учебных, студенческих комплексов и подготовительных материалов к практическим занятиям.
По курсу «История» предусмотрены лекции, семинарские занятия, контрольно-проверочные работы (письменные ответы на вопросы, тесты, эссе), консультации, возможно также написание рефератов, творческих работ, проведение коллоквиумов и публичного обсуждения результатов студенческих исследований. Итоговой формой контроля служит устный зачет/экзамен, с вопросами которого преподаватель знакомит студентов не менее чем за месяц до начала сессии.
Чтение лекций, проведение семинарских занятий и контрольно-проверочных работ должно соответствовать календарно-тематическому плану. График проведения зачётов/экзаменов устанавливается деканатом по согласованию с лектором.
Начиная чтение лекции, следует обязательно объявить тему, дать план, обратить внимание на актуальность проблемы и ее практическое значение, прокомментировать задание и литературу.
При подготовке и чтении лекции следует, во-первых, обеспечить ее научность и информационность, доказательность и аргументированность, приводя необходимое число убедительных фактов, ярких примеров;
во-вторых, способствовать активизации мышления слушателей, четкой структурой, логикой последовательно излагаемых вопросов, постановкой проблемных вопросов, обращением к дискуссионным темам, по которым лектор должен высказать собственную позицию; раскрывая содержание тем, акцентировать внимание студентов на основных категориях, событиях, явлениях и процессах мировой и отечественной истории; раскрывать сущность и содержимое научных подходов в объяснении исторических событий, явлений и процессов;
в-третьих, разъяснять используемые термины, формулировать главные идеи, подчеркивать выводы, как по разделам так и по всей лекции, излагать материал четким, ясным и доступным языком; обращать внимание на эмоциональность изложения и контакт с аудиторией;
в-четвертых, чтобы обеспечить межпредметные связи и воспитательную функцию лекции завершая ее надо оставить время для вопросов.
При подготовке к семинарскому занятию преподавателю следует: во-первых, уточнить план его проведения, во-вторых, составить план-конспект, в котором обдумать основные и дополнительные вопросы, привлекаемые преподавателем материалы, в-третьих, ознакомиться с новыми публикациями по теме, в-четвертых, обдумать связь содержания изучаемых вопросов со смежными дисциплинами и актуальность для современности. Семинарские занятия проводятся в соответствии с опубликованными планами семинарских занятий.
В начале семинарского занятия важно сделать введение, раскрыть значение обсуждаемой темы, определить регламент работы. Целесообразно задавать выступающему уточняющие и дополнительные вопросы, способствующие разворачиванию дискуссии, а также использовать наглядные материалы и современные информационные ресурсы.
В конце необходимо подвести итоги, дать оценки выступлениям, указав положительные стороны и недочеты, проставить оценки в журнал, а также проследить ход дискуссии, сделав общие выводы по теме, ответить на вопросы, дать следующее задание. После каждого консультационного и семинарского занятия сделать запись в журнале учета посещаемости, уточнив причины отсутствия студента.
Целесообразно проводить индивидуальные и групповые консультации, в том числе, для отстающих по успеваемости студентов.
При подведении итогов семестрового рейтинга принимаются во внимание следующие позиции:
· Посещение и творческая работа студентов на лекциях (постановка проблемных вопросов приведение интересных примеров)
· Доклад, выступление, дополнение на практических занятиях.
· Результаты тестирования и контрольных работ.
· Выполнение творческих работ.
При завершении лекций и практических занятий студентам объявляется итоговые баллы за работу в семестре.
Требования к уровню подготовки студентов,
завершивших изучение дисциплины «История»
Студенты, завершившие изучение данной дисциплины должны:
– понимать характер развития социокультурных процессов;
– обладать теоретическими знаниями: об универсальных и конкретных эмпирических проявлениях культурных процессов; о сущности и формах воплощения культуртрегерских процессов в онтологической сфере жизнедеятельности социума;
– приобрести навыки анализа культурных явлений; самостоятельного изучения источников и литературы по курсу; системного анализа в сфере культуры; выявления и исследования специфических сюжетов духовной культуры народов Востока; участия в межкультурном диалоге; научного структурного мышления, – проявляющиеся в способности в устной и письменной речи правильно (логично) оформить результаты наблюдений и исследовательские выводы; применения полученных знаний для понимания осмысления процессов, характеризующих духовную культуре народов Востока.
Методические указания студентам