Методические рекомендации

Для более эффективного проведения аудиторных занятий студент должен заранее подготовиться к нему и обладать достаточным набором теоретических знаний по теме. Для этого необходимо, прежде всего, еще раз остановиться на характеристике предпосылок либерализации и перехода от тоталитаризма к авторитаризму. Необходимо уяснить, в чем и по каким причинам проявилась неустойчивость и противоречивость процесса либерализации. Затем следует перейти к уяснению характеристики государственного строя и тем изменениям в государственном аппарате, которые произошли в данный период. Учтите, что ключевым моментом в этом процессе явились попытки установления демократических принципов управления государством. В связи с этим следует уяснить процесс реорганизации управления народным хозяйством во второй половине 50-х годов, а именно – отмену отраслевого и расширение территориального принципа управления промышленностью и строительством. Подумайте еще раз, чем, на ваш взгляд, была вызвана эта реорганизация и к каким результатам в конечном итоге привела.

При подготовке к практическому занятию следует также усвоить связь либерализации политического режима и начала массовой реабилитации лиц, осужденных в середине 30-х – 50-х годов. Следует охарактеризовать реорганизацию органов государственной безопасности, укрепление судебной системы и прокуратуры, разделение органов МВД и КГБ, упразднение Особого совещания при МВД СССР и чрезвычайных «троек» на местах, реорганизация ГУЛАГа. Подумайте, почему реабилитация лиц, подвергшихся репрессиям, носила ограниченный характер.

При подготовке к заданиям, связанным с развитием права, необходимо проследить связь либерализации политического режима и изменений в основных отраслях советского права. Затем необходимо вспомнить причины новой кодификационной работы в 50-е годы. После этого следует уяснить характеристику основных отраслей советского права в связи с принятием Основ законодательства в области судоустройства, уголовного процесса и уголовного права Союза ССР и союзных республик 1958 г., Основ гражданского законодательства и Основ гражданского судопроизводства Союза ССР 1961 г. Следует учесть, что Основы явились базой для разработки соответствующих кодексов в союзных республиках, в частности Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов РСФСР 1960 г., Гражданского и Гражданского процессуального кодексов РСФСР 1964 г.

Терминологическое задание.

Впишите в тетради для практических и самостоятельных работ и усвойте содержание следующих понятий: совнархоз, машинно-тракторные станции (МТС), ремонтно-тракторные станции (РТС), культ личности, либерализация политического режима, реабилитация репрессированных.

 

Самостоятельное практическое задание.

1. В рабочих тетрадях составьте схему:

- «Структура органов власти и управления СССР в годы правления Н.С. Хрущева»

- «Структура судебных органов СССР по судебной реформе 1957 г.»;

- «Виды преступлений по Уголовному кодексу РСФСР 1960 г.»;

- «Виды наказаний по Уголовному кодексу РСФСР 1960 г.»;

- «Виды договоров по Гражданскому кодексу РСФСР 1964 г.».

2. Составьте кроссворд по теме «Советское право в годы в середине 1950-х – середине 1960-х гг.», используя 20 ключевых слов.

 

Вопросы для самоконтроля

1. По какому принципу стало осуществляться управление промышленностью с начала 1950-х гг.?

2. В каком году был образован КГБ?

3. В каком году была отменена уголовная ответственность за самовольный уход с работы и прогулы, которую ввели с началом войны?

4. В 1956 г. был принят Закон о государственных пенсиях, в котором был установлен предельный пенсионный возраст и необходимый трудовой стаж. Изменились ли эти показатели сегодня?

5. В 1960-е гг. для хозяйственных органов была характерна вертикальная подчиненность. Могли ли предприятия самостоятельно заключать между собой договора?

6. В каком году было создано Министерство охраны общественного порядка СССР?

7. Когда была создана система совнархозов и в чем ее сущность?

 

Используемая литература: [1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 38]