Тема 16. Советское государство и право в период восстановления народного хозяйства в послевоенное время

Методические рекомендации

Темы рефератов

1. Изменения в организации государственного единства в годы Великой Отечественной войны.

2. Правоохранительные органы в годы войны.

3. ГУЛАГ и пенитенциарная политика СССР в годы Великой Отечественной войны.

Для более эффективного проведения практического занятия студент должен заранее подготовиться к нему и обладать достаточным набором теоретических знаний по теме. Для этого необходимо, прежде всего, еще раз остановиться на таких аспектах, как превращение страны в единый военный лагерь, мобилизация всех сил страны на отпор врагу, реорганизация народного хозяйства, создание военной экономики. Необходимо также еще раз уяснить перестройку государственного аппарата, создание чрезвычайных органов управления, строительство вооруженных сил, военную реформу, военную юстицию. Все это в итоге привело к усилению централизации власти и административно-командной системы. Необходимо учесть, что война вызвала изменения в работе не только центральных, но и местных органов власти и управления.

При подготовке к заданию, связанного с составлением кроссворда, следует иметь в виду, что война неизбежно привела и к изменениям в системе советского права. В связи с этим необходимо усвоить те изменения, которые произошли в гражданском, трудовом, колхозном, семейном, уголовном, исправительно-трудовом праве и уголовном процессе.

Терминологическое задание.

Впишите в тетради для практических и самостоятельных работ и усвойте содержание следующих понятий: Государственный комитет обороны (ГКО), Ставка верховного главнокомандования, штрафбат.

 

Самостоятельное практическое задание.

1. В рабочих тетрадях составьте схему:

- «Структура органов власти и управления СССР в годы Великой Отечественной войны»;

2. Используя знания, полученные при подготовке к практическому занятию, письменно ответьте на вопрос «Уголовное право СССР в годы Великой Отечественной войны: новые составы преступлений и виды наказаний».

Вопросы для самоконтроля

1. Какие чрезвычайные органы власти и управления были созданы в нашей стране в начале Великой Отечественной войны?

2. Перечислите те действия, за которые предусматривалась уголовная ответственность в период войны?

3. Кто, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР (март 1945 г.), имел право на наследство в первоочередном порядке?

Используемая литература: [1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 38]

(1945 – начало 1950-х гг.)

Самостоятельная работа – 4 часа (очная форма обучения);

8 часов (заочная форма обучения)