Методические рекомендации

Темы рефератов

Централизованного государства и развитие права

(первая половина XV – первая половина XVI в.)

Самостоятельная работа – 10 часов (очная форма обучения);

12 часов (заочная форма обучения)

 

1. Роль московских князей в объединении разрозненных земель Руси в единое государство.

2. Преступление и наказание по Судебнику 1497 г.

Для более эффективного проведения аудиторного занятия студент должен заранее подготовиться к нему и обладать достаточным набором теоретических знаний по теме. Для этого при подготовке необходимо, прежде всего, уделить внимание политическим и социально-экономическим предпосылкам и причинам образования централизованного государства, показать разницу между процессами объединения земель вокруг Москвы и централизации власти, роль московских князей в объединении разрозненных земель Руси в единое государство; следует проследить степень заинтересованности различных категорий населении Руси в создании сильного централизованного государства, показать основные этапы объединения.

Далее следует вспомнить правовое положение Великого князя Московского как центральной фигуры раннефеодальной монархии, юридическую природу его взаимоотношений с удельными князьями (трансформацию сюзеренно-вассальных отношений в подданнические), усвоить правовой статус Боярской думы, уяснить систему местничества, вспомнить зарождение приказов и их место в системе государственной власти. При характеристике местных органов власти и управления следует подробно остановиться на дворцово-вотчинной системе управления, уяснив систему кормлений.

Затем следует вспомнить правовое положение феодалов и зависимого населения, показать формирование новых социальных категорий (дворянство, казачество), подробно остановиться на социальной структуре городского населения. При изучении правового положения крестьянства следует уделить внимание начало процессу его закрепощения на основе Судебника 1497 г.

При подготовке к той части задания, которое связано с правом централизованной Руси, вначале следует еще раз повторить историю создания первого общероссийского свода законов, вспомнив причины необходимости систематизации правовых норм на общероссийском уровне, уяснить основные источники Судебника 1497 г., его структуру. Следует подробно запомнить основные черты уголовного права (понятие преступления, появление новых видов и составов преступлений, цели и виды наказаний) и процессуального права (формы процесса, система доказательств).

 

Терминологическое задание.

Впишите в тетради для практических и самостоятельных работ и усвойте содержание следующих понятий: бобыли, бояре, вотчина, даточные люди, дворянство, изба, земский приказ, земский староста, избранная рада, наместник, приказы, челобитная.

Самостоятельное практическое задание.

1. В рабочих тетрадях составьте схему:

- «Причины образования Российского (Московского) централизованного государства»;

- «Социальная структура Российского (Московского) централизованного государства»;

- «Государственный строй централизованной Руси»;

- «Источники права периода образования Российского (Московского) централизованного государства»;

- «Источники первого общероссийского Судебника 1497 г.»;

- «Структура общероссийского Судебника 1497 г.»;

- «Виды преступлений по Судебнику 1497 г.»;

- «Виды наказаний по Судебнику 1497 г.».

2. Составьте кроссворд по теме «Государство и право централизованной Руси», используя 20 ключевых слов.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите основные органы власти и управления централизованной Руси?

2. Какой первый юридический акт, регулирующий прикрепление крестьян к земле («Юрьев день»), Вы знаете?

3. Перечислите основные источники Судебника 1497 г.

4. Что являлось наследственной земельной собственностью до середины XVI в.?

 

Используемая литература: [1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 18, 20, 21, 23, 25, 27, 28, 30]