Методические рекомендации

Темы рефератов

Методические рекомендации

План

1. Перестройка центрального государственного аппарата на военный лад.

2. Реорганизация местных органов власти и управления.

3. Изменения в праве в годы Великой Отечественной войны.

 

При ответе на первый вопрос семинарского занятия необходимо подробно остановиться на таких аспектах как превращение страны в единый военный лагерь, мобилизация всех сил страны на отпор врагу, реорганизация народного хозяйства, создание военной экономики. В этом же вопросе необходимо затронуть перестройку государственного аппарата, создание чрезвычайных органов управления, строительство вооруженных сил, военную реформу, военную юстицию. Все это в итоге привело к усилению централизации власти и административно-командной системы.

При ответе на второй вопрос необходимо учесть, что война вызвала изменения в работе не только центральных, но и местных органов власти и управления.

При ответе на третий вопрос следует учесть, что война неизбежно привела и изменениям в системе советского права. В связи с этим необходимо подробно остановиться на изменениях в гражданском, трудовом, колхозном, семейном, уголовном, исправительно-трудовом праве и уголовном процессе.

 

1. Изменения в организации государственного единства в годы Великой Отечественной войны.

2. Правоохранительные органы в годы войны.

3. ГУЛАГ и пенитенциарная политика СССР в годы Великой Отечественной войны. Место и роль уголовно-исполнительной системы СССР в победе в Великой Отечественной войне.

 

Практическое занятие – 4 часа

 

Место проведения практического занятия: аудитория учебной группы

 

Задание

1. В рабочих тетрадях составьте схему:

- «Структура органов власти и управления СССР в годы Великой Отечественной войны»;

2. Используя знания, полученные при подготовке к практическому занятию, письменно ответьте на вопрос «Уголовное право СССР в годы Великой Отечественной войны: новые составы преступлений и виды наказаний».

3. Основываясь на памятниках права, соответствующих изучаемому периоду, письменно дайте полную правовую оценку предложенным преподавателем юридическим казусам.

4. В рабочих тетрадях выполните предложенный преподавателем тест.

 

Для более эффективного проведения практического занятия студент должен заранее подготовиться к нему и обладать достаточным набором теоретических знаний по теме. Для этого необходимо, прежде всего, еще раз остановиться на таких аспектах, как превращение страны в единый военный лагерь, мобилизация всех сил страны на отпор врагу, реорганизация народного хозяйства, создание военной экономики. Необходимо также еще раз уяснить перестройку государственного аппарата, создание чрезвычайных органов управления, строительство вооруженных сил, военную реформу, военную юстицию. Все это в итоге привело к усилению централизации власти и административно-командной системы. Необходимо учесть, что война вызвала изменения в работе не только центральных, но и местных органов власти и управления.

При подготовке к заданию, связанному с развитием права следует иметь в виду, что война неизбежно привела и изменениям в системе советского права. В связи с этим необходимо усвоить те изменения, которые произошли в гражданском, трудовом, колхозном, семейном, уголовном, исправительно-трудовом праве и уголовном процессе в годы войны.

В рамках практического занятия целесообразно также провести подготовку со студентами к региональному межвузовскому научно-теоретическому семинару на тему «Государство, право и уголовно-исполнительная система СССР в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)».

 

Используемая литература: [1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 38]

 

Тема 16. Советское государство и право в период восстановления народного хозяйства в послевоенное время
(1945 – начало 1950-х гг.)

Цель занятия: сформировать представление об изменениях в работе советского государственного аппарата в связи с переходом от войны к мирному строительству и усвоить основные изменения в отраслях советского права в изучаемый период.

Семинарское занятие – 2 часа