Методические рекомендации

План

Тема 7. Государство и право России в период кризиса феодально-крепостнических отношений и становления капитализма

Темы рефератов

1. Тюремные учреждения, ссылка и каторга в эпоху Петра I.

2. «Наказ» Екатерины II и работа Уложенной комиссии.

3. «Наказ» Екатерины II и его роль в реформировании пенитенциарной системы Российской империи.

4. Реорганизация судебной системы в период «просвещенного абсолютизма». Судебная реформа 1775 г.

5. Губернская реформа 1775 г. и реорганизация тюремных учреждений, создание смирительных и работных домов.

6. Устав благочиния 1782 г.

 

Используемая литература: [1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 18, 20, 21, 23, 25, 27, 28, 32, 33, 34]

 

(конец XVIII – первая половина XIX в.)

Цель занятия: сформировать понятие о развитии государственного строя России в первой половине XIX в., уяснить социальную структуру российского общества изучаемого периода, получить представление о кодификационной работе и усвоить основные черты развития права в изучаемый период, изучить основные институты уголовного права.

 

Семинарское занятие – 2 часа

 

1. Сословный строй дореформенной России.

2. Государственный строй России в первой половине XIX века. Изменения в системе государственного управления.

3. Кодификационные работы под руководством М.М. Сперанского.

4. Свод законов Российской империи 1832 г. – общая характеристика, источники, структура, значение.

5. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.

 

При ответе на первый вопрос следует дать подробную характеристику основным сословиям Российской империи в первой половине XIX в. и раскрыть их правовой статус. Необходимо проследить какие изменения в правовом статусе сословий происходят в данный период под воздействием разложения феодально-крепостнического строя и становления капиталистических отношений (следует обратить особое внимание на попытки решения крестьянского вопроса), какие новые категории населения появляются.

При ответе на второй вопрос следует рассмотреть политико-правовые взгляды и государственную деятельность М.М. Сперанского, после чего следует подробно остановиться на том какие изменения произошли в государственном строе России в первой половине XIX в., подробно остановившись на характеристике новых высших органов власти и управления (Государственный Совет, министерства, Кабинет министров, Собственная его императорского Величества канцелярия и ее отделения).

При рассмотрении третьего вопроса следует подробно остановиться на юридической деятельности М.М. Сперанского, раскрыть попытки систематизации российского законодательства в первой четверти XIX в. и ее итоги, после чего перейти к характеристике кодификационных работ под руководством М.М. Сперанского во второй четверти XIX в., выделить ее основные принципы и этапы, подробно остановившись на характеристике Полного собрания законов Российской империи 1830 г.

Отвечая на четвертый вопрос семинарского занятия, следует выделить основные отличия Свода законов Российской империи 1832 г. как очередного шага систематизации российского законодательства от Полного собрания законов Российской империи, выделить разряды Свода законов Российской империи и дать им подробную характеристику, после чего сделать соответствующие обобщения и выводы.

При рассмотрении заключительного вопроса семинарского занятия сначала следует подробно остановиться на истории создания Уложения о наказаниях уголовных и исправительных как по сути первого кодекса уголовного права России, после чего перейти к подробной характеристике уголовного права первой половины XIX в. (дать характеристику развитию понятия «преступление», выделить состав преступления, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства, выделить и охарактеризовать основные виды преступлений, раскрыть цели и основные виды наказаний, их отличие от предшествующего периода).