Методические рекомендации

Темы рефератов

1. Сущность абсолютизма и особенности его утверждения в России.

2. Государство и церковь в петровскую эпоху.

3. Табель о рангах: правовые принципы российской бюрократии.

4. Временщики на российском престоле (государственно-правовые аспекты).

5. Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г.: правовое оформление сословий.

 

Практическое занятие – 2 часа

 

Место проведения практического занятия: аудитория учебной группы

 

Задание

1. В рабочих тетрадях составьте схему:

- «Признаки абсолютной монархии»;

- «Предпосылки образования абсолютной монархии в России»;

- «Государственный строй России в первой четверти XVIII в.»;

- «Социальная структура Российского государства по Жалованным грамотам дворянству и городам 1785 г.»;

- «Источники права периода абсолютизма»;

- «Виды преступлений по Воинским артикулам 1715 г.»;

- «Виды наказаний по Воинским артикулам 1715 г.».

2. Основываясь на памятниках права, соответствующих изучаемому периоду, письменно дайте полную правовую оценку предложенным преподавателем юридическим казусам.

3. Составьте кроссворд по теме «Государственные реформы Петра I», используя 20 ключевых слов.

 

Для более эффективного проведения практического занятия студент должен заранее подготовиться к нему и обладать достаточным набором теоретических знаний по теме. Для этого необходимо, прежде всего, вспомнить из учебного курса «Теории государства и права» признаки монархии вообще и абсолютной в частности.

Затем необходимо вспомнить предпосылки образования абсолютной монархии в России, которые начали складываться еще во второй половине XVII в., особенно ликвидация сословно-представительных органов, отмена местничества, эволюция Боярской думы и приказов. При изучении государственных реформ Петра I следует обратить внимание на образование новых высших органов власти и управления (Сенат, коллегии), их отличие от органов сословно-представительной монархии в России, уяснить взаимоотношение государства и церкви, в рамках которого следует подробно рассмотреть отмену патриаршества и образование Синода.

Далее следует вспомнить характеристику правового статуса основных сословий России и его изменение под воздействием сословных реформ Петра I. Следует подробно остановиться на последствиях, которые имели реформы для формирования общественного строя самодержавной России. При рассмотрении заключительного вопроса семинарского занятия следует подробно остановиться на эволюции правового положения основных категорий населения России в середине и второй половине XVIII в., особенно под воздействием принятия Екатериной II Жалованной грамоты дворянству и Жалованной грамоты городам 1785 г., завершившим формирование сословного строя в России.

При подготовке к заданиям практического занятия, связанного с развитием российского права в XVIII в., следует подробно остановиться на начале формирования новой системы права в первой четверти XVIII в., усвоить изменения в источниках права, выделить основные формы нормативно-правовых актов.

Отдельного внимания при подготовке к практическому занятию заслуживает история создания Воинских артикулов 1715 г. как свода военно-уголовного законодательства эпохи Петра I, изучение его основных источниках, основных принципов законотворческого процесса и юридической техники, структуры Воинских артикулов.

Заключительный этап подготовки к практическому занятию охватывает уголовное право по Воинским артикулам 1715 г. Следует уделить внимание характеристике развитию понятия «преступление», выделить состав преступления, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства, выделить и охарактеризовать основные виды преступлений, раскрыть цели и основные виды наказаний, их отличие от предшествующего периода.